Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМаргарита Феоктистова
1 Современные представления об инклюзивном обучении
2 Понятия «инклюзия» и интеграция Инклюзивное (франц.inclusif- включающий в себя, от лат.include- заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. (ЮНЕСКО) В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
3 Понятия «инклюзия» и интеграция Принципы инклюзивного образования: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Все люди нуждаются друг в друге; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
4 Понятия «инклюзия» и интеграция Целью изменений является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Это подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с людьми с особенностями развития. Чем инклюзивное (включенное) образование отличается от интегративного (интегрированного)? Многие не понимают разницы в терминологии и считают ее надуманной. Важно понимать, по какой причине было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если этот ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена
5 Инклюзивная школа: Обеспечивает доступ к знаниям, навыкам и информации. Подобный доступ увеличивает шансы, предоставляя большую свободу выбора каждому учащемуся. Данный принцип является главной целью образования, следовательно, все виды деятельности инклюзивной школы подчинены этому принципу и его отражению в деятельности учащихся, их семей, преподавателей и всех кто вовлечен в этот процесс.
6 Инклюзивная школа: Сохраняет индивидуализацию процесса обучения. Дети учатся по-разному. Задача преподавателя – помочь учащимся (детям и молодым людям) понять различные явления, приобрести жизненный опыт. Учителя используют разные подходы и методы, но их объединяет персонализация процесса обучения в соответствии с индивидуальными потребностями, способностями, целями и методами обучения. Инклюзивная школа всегда предоставляет ученикам возможность добиться более высоких результатов и улучшить свои знания.
7 Инклюзивная школа: Предполагает сотрудничество специалистов разных профилей. Ни один преподаватель не преуспеет, обучая большое количество разных детей: ему потребуется помощь со стороны коллег. Когда специалисты разного профиля работают вместе, им удается разносторонне развить каждого ребенка.
8 Инклюзивная школа: Предполагает сотрудничество с семьями, государственными и общественными организациями. Школа не в состоянии справиться со всеми вопросами одна. Сотрудничество с различными организациями по обеспечению учащихся медицинскими и социальными услугами является очень важным для школы. Привлечение членов всех заинтересованных сторон к участию в деятельности школы может стать дополнительным источником ресурсов, усиливая тем самым эффективность обучения для каждого школьника.
9 Инклюзивная школа: «Гибкость» школьной структуры. Школьные условия должны быть адаптированы к потребностям преподавателей и учащихся. Хорошая школа нуждается также в партнерстве. Семьи учащихся, общественность, ученые, специалисты государственных ведомств должны сотрудничать для того, чтобы решать проблемы и улучшать условия обучения. Новые учебные программы, школьные команды, команды, состоящие из участников разных возрастов, и подобные инновации позволяют сделать школьную систему более гибкой.
10 Инклюзивная школа: Ожидания успехов в обучении. Преподаватели должны верить в каждого ученика, оценивать его способности и таланты по достоинству. От каждого ребенка ждут успехов и достижений, независимо от его национальности, принадлежности к той или иной культуре, языка, пола, способностей или семейных обстоятельств. В инклюзивной школе дети учатся и в дальнейшем находят применение своим знаниям. Театральные постановки, конференции, которые проводят сами учащиеся, круглые столы, выставки и другие предусмотренные образовательной программой виды деятельности являются инновационными и хорошо зарекомендовали себя при обучении детей в подобной школе.
11 Инклюзивная школа: Эволюция школьной системы. Школа должна накапливать и использовать информацию, которая позволяет улучшить ее деятельность. Семьям школьников также необходимы сведения об обучении своих детей. Преподавателям нужна информация, которая поможет оптимизировать процесс обучения. Соответствующие государственные организации и ведомства нуждаются в сведениях, которые позволят исправить существующие недостатки школьной системы в целом.
12 Инклюзивная школа: Способствует образованию толерантного общества. Инклюзивная школа очень важна, так как она способствует достижению успехов в обучении. Трудно недооценить значимость такой школы: она поддерживает философию «принятия каждого ребенка и гибкости в подходах к обучению», в которой нуждается общество. Дети, подростки проводят в школе небольшую часть своей жизни. Однако, после семьи, школа оказывает существенное влияние на формирование личности учащихся, начиная с того возраста, когда они идут в школу, и до конца жизни. Так, влияние родителей и школы длится всю жизнь. Инклюзивная школа помогает формировать общество, в котором будет оценена индивидуальность каждого члена и в котором каждый сможет получить помощь и поддержку.
13 Инклюзивная школа - это школа, в которой процесс обучения и условия работы учитывают потребности всех детей, школа, воплощающая лучшее в образовании. Инклюзивные школы помогают детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться. Инклюзивные школы – это такие школы, в которых: «…каждый приобщен, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и другими членами школьной общины в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей»
14 Базовые модели инклюзии Постоянная полная инклюзия Постоянная неполная инклюзия Постоянная частичная инклюзия Эпизодическая
15 Базовые модели инклюзии Потенциал различных видов образовательных учреждений в организации инклюзивного обучения Массовые учреждения: Постоянная полная; Постоянная неполная Комбинированные: Постоянная полная; Постоянная неполная; Постоянная частичная; Временная частичная Специальные: Постоянная неполная; Эпизодическая
16 Постоянная полная инклюзия наиболее сложная форма инклюзии Постоянная полная инклюзия наиболее сложная форма инклюзии Чем более близким к возрастной норме является уровень развития ребенка и его психологическая готовность к совместному обучению, тем более полная инклюзия ему показана, хотя и в этом случае сохраняется необходимость оказания индивидуальной коррекционной помощи. Постоянная полная инклюзия предполагает обучения ребенка с тем или иным нарушением в развитии на равных с нормально развивающимися детьми в одних классах. Полная инклюзия может быть эффективна для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению.
17 Постоянная полная инклюзия наиболее сложная форма инклюзии Постоянная полная инклюзия наиболее сложная форма инклюзии Сопоставимый с нормально развивающимися сверстниками уровень психического развития ребенка обеспечивается, как правило, при условии раннего выявления нарушений и проведении систематической работы коррекционной работы с первых месяцев жизни. Именно раннее начало и грамотная организация коррекционной помощи резко повышают вероятность достижения ребенком ровного и близкого к норме уровня психического развития, а поэтому ранняя помощь – это самый надежный путь полной инклюзии ребенка в социальную и общеобразовательную среду. Полная инклюзия может быть организована в разных учреждениях – массовом (обычном), массовом инклюзивного обучения; комбинированном. Правила комплектования классов при полной инклюзии следующие: дети с отклонениями в развитии по 1-3 человека включаются в обычные классы школы. Дети в течении всего дня находятся вместе с нормально развивающимися сверстниками.
18 Постоянная полная инклюзия наиболее сложная форма инклюзии Постоянная полная инклюзия наиболее сложная форма инклюзии Содержание совместной деятельности не регламентируется: дети с ограниченными возможностями здоровья посещают все учебные занятия совместно с нормально развивающимися сверстниками. В условиях постоянной полной инклюзии процесс инклюзивного обучения обеспечивается педагогами массового образования.
19 Постоянная полная инклюзия наиболее сложная форма инклюзии Постоянная полная инклюзия наиболее сложная форма инклюзии Специальная педагогическая помощь может оказываться как внутри учреждения, если это массовое образовательное учреждение инклюзивного обучения или учреждение комбинированного вида, так и вне его, если дети с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в массовое учебное заведение. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше тех, кому может быть полезна полная инклюзия, что обусловлено и эффективной ранней помощью, и успехами в развитии технологий медицинской, психологической и педагогической коррекции нарушений в развитии ребенка, и полноценным включением подготовленных специалистами родителей в процесс воспитания и обучения. Инклюзия необходима всем детям, поскольку позволяет максимально нормализовать среду и способы взаимодействия с окружающими людьми, однако чем ниже уровень развития ребенка в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, чем менее он психологически готов к инклюзии, тем более дозированным и регламентированным должен быть процесс совместного обучения.
20 Постоянная неполная инклюзия Она может быть эффективна для тех детей школьного возраста, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени. Постоянная, но неполная инклюзия может быть полезна школьниками с различным уровнем психического развития, но не имеющим сочетанных (поведенческих и познавательных) нарушений. Смыслом постоянной неполной инклюзии школьников является максимальное использование всего потенциала уже имеющихся у ребенка и довольно значительных возможностей общения, взаимодействия и обучения с нормально развивающимися детьми. Это попытка добиться максимально возможной для ребенка в данный момент его жизни нормализации способов социального и учебного взаимодействия с целью дальнейшего расширения уже имеющихся возможностей в области образовательной и социальной интеграции.
21 Продолжение (постоянная неполная инклюзия) Учащиеся класса находятся вместе с нормально развивающимися сверстниками на тех уроках и внеклассных мероприятиях, которые доступны им, в оставшееся время они объединяются с другими детьми с ограниченными возможностями здоровья для работы по специальным коррекционным программам. Дети с ограниченными возможностями здоровья объединяются с нормально развивающимися детьми в один класс под названием «гибкий».
22 Продолжение (постоянная неполная инклюзия) Правила комплектования гибких классов таковы: гибкие классы могут быть организованы только в тех массовых школах, где имеется несколько параллельных классов, поскольку в состав гибкого класса вводятся 2-3 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (прежде всего речь идет о детях с ЗПР и неосложненной умственной отсталостью), В случае неполной инклюзии в процессе обучения в смешанной группе и гибком классе в равной мере вовлекаются педагоги массового образования и педагоги-дефектологи. В гибком классе часть учебных предметов преподает массовый педагог, а часть дефектолог, он же готовит детей к учебным занятиям в общем потоке.
23 Постоянная частичная инклюзия может быть полезна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени. Смыслом постоянной частичной инклюзии является расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками. Частичная инклюзия может быть обеспечена в массовых школах, где открыты специальные классы для детей с определенным отклонением в развитии.
24 Постоянная частичная инклюзия При частичной инклюзии дети с ограниченными возможностями здоровья являются учениками специального класса, которые комплектуются по обычным для таких классов правилам, но предусматривается, что на часть дня отдельные дети с более высоким уровнем развития могут систематически вводятся в обычные классы по 1- 3 человека. Инклюзия осуществляется во внеурочной деятельности и воспитательной работе. смыслом постоянной частичной инклюзии является расширение общения детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками. Это попытка целенаправленного расширения уже имеющихся, но еще относительно малых возможностей детей в области социальной интеграции.
25 Временная и частичная инклюзия Смыслом временной инклюзии является создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками. Временная инклюзия является, по сути, этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме инклюзивного обучения. Данная модель инклюзии может быть реализована в массовых школах, в которых открыты специальные классы. Для того, чтобы использовать даже самые минимальные возможности социальной инклюзии, каждый специальный класс должен быть «связан» с классом нормально развивающихся детей такого же возраста или на год моложе. Общение и взаимодействие детей обеспечивается в процессе совместных прогулок, подготовки и проведения праздников, развлечений и т.д. Школьники с ограниченными возможностями здоровья объединяются с нормально развивающимися детьми в рамках дополнительного образования. Они вместе посещают кружки и спортивные секции.
26 Эпизодическая инклюзия. Эпизодическая инклюзия. Она ориентирована на специальные школьные учреждения, которые ограничены в возможностях проведения целенаправленной работы по совместному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению своих воспитанников. Смыслом эпизодической инклюзии является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья. Эпизодическая инклюзия предполагает, что воспитанники специальных учреждений, практически все время обучаясь отдельно, эпизодически объединяются с детьми из массовых учреждений на определенное время. Социальное взаимодействие обеспечивается в лагерях отдыха, специально организованных походах, праздниках, конкурсах, при организации и проведении выставок детских работ, кружках. Такое объединение имеет большое воспитательное значение, но связано со значительными организационными трудностями.
27 Обязательные условия инклюзии ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду: - желание родителей обучать своего ребенка вместе с нормально развивающимися сверстниками, стремление и готовность семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения; - наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации инклюзивного обучения, который является доступным и полезным для его развития; - наличие возможности систематически оказывать инклюзивному ребенку необходимую ему квалифицированную специальную медико-психолого- педагогическую помощь; - психологическая готовность ребенка с особыми образовательными потребностями к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками; - готовность образовательного учреждения принять детей с ограниченными возможностями здоровья.
28 В образовательном учреждении должны быть обеспечены следующие условия: Административное регулирование процесса инклюзии в общеобразовательном учреждении; Обоснованный выбор моделей инклюзии; Обоснованный выбор форм обучения (фронтальное, индивидуальное, надомное, дистанционное); Наличие учебных планов и образовательных программ (в т.ч. Индивидуальные образовательные программы); Наличие программ коррекционной работы;
29 В образовательном учреждении должны быть обеспечены следующие условия: Работа службы психолого-педагогического сопровождения; Методическая и консультативная помощь педагогам; Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогов; Методическое обеспечение образовательных программ; Образовательная коррекционно-развивающая среда; Консультативная помощь родителям и систематическая работа с семьей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.