Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТимофей Сорокин
1 курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Проективные вопросы и семантический дифференциал
2 Проективные методики В основе проективных методик лежит открытая Г. Юнгом возможность при помощи косвенных воздействий вызывать реакции, эксплицирующие неосознаваемые, но значимые для человека области переживаний и опыта, т.е. индивидуальный способ видения жизни Проективные методы – группа методов, в которых обследуемым предлагается выразить реакцию на неопределенную/многозначную ситуацию. Ответы на задания не могут быть расценены как правильные или неправильные – характер ответов респондента определяется особенностями его личности
3 Проективные вопросы Описание гипотетической, воображаемой или реальной ситуации Необходимость выбора (закрытый или открытый вариант проекции) Воспринимаются как игра, а не как «допрос» Проецирование ситуации на себя, или себя в ситуацию (выход на личностный уровень)
4 Пример: П: Представьте себе, что на работу референтом в солидную фирму пришли устраиваться две молодые женщины. Одна из них – модно одета и внешне привлекательна, но не обладает должной квалификацией; вторая - одета аккуратно, но не модно, «серая мышка», обладает большим профессиональным опытом. Как Вы думаете, которую из них предпочтут? 1)«Модную» 2)«Опытную» Т: Как Вы думаете, для профессиональной карьеры женщины важнее ее внешняя привлекательность или опыт? 1)Привлекательность 2)Опыт 3)Другое. Что именно? ________________ 50 % 80 % 20 %
5 Варианты формулировок проективных ситуаций Представьте себе, что вы обратились в какое-нибудь государственное учреждение за получением необходимой вам справки, выдача которой затягивается, но вам прозрачно намекают на то, что вопрос можно решить в вашу пользу и это зависит исключительно от вас. Вы предпочтете: «Дать» Найти знакомого, который позвонит «нужному» человеку Обратиться с жалобой к непосредственному начальнику этого чиновника, а если не поможет – в суд
6 Варианты формулировок проективных ситуаций Представьте себе, что вы приняли участие в телевизионной игре «Кто хочет стать миллионером?» и выиграли миллион. На что бы вы его потратили? Отметьте что-нибудь одно, наиболее соответствующее вашему вероятному поведению. 1. Вложил в дело, в бизнес 2. Отправился в кругосветное путешествие 3. Купил машину (квартиру) 4. Раздал родственникам и друзьям, особенно нуждающимся в деньгах 5.Прогулял, не задумываясь 6. Оставил на черный день
7 Пример измерения ценностных установок (политических и гражданских) Представьте себе, что вы решили выйти на демонстрацию со своим собственным лозунгом. Что бы вы скорее всего написали на нем? Представьте себе, что вы решили выйти на демонстрацию или митинг со своим собственным лозунгом. Составьте его из слов, которые написаны ниже. В вашем лозунге должно быть не более трех слов. Начните его с призыва «Да здравствует» или «Долой», как вам больше нравится. 1. Россия 2. Мир 3. Социализм 4. Путин 5. Частная собственность 6. Православие 7. Демократия 8. Равенство 9. Олигархи 10. Советская власть 11. Свобода 12. Русский народ
8 Нереалистические ситуации в проективных вопросах Представьте себе, что «колесо истории» повернуто вспять. В каком времени вы бы остановили его, имея в виду благо не только свое но и большинства наших сограждан? 1. При Брежневе 2. При Хрущеве 3. При Сталине 4. При Ленине 5. В дореволюционной России. В правление какого государя ___________ Представьте себе, что вы проснулись президентом России. Какой первый указ вы бы издали? __________________________________
9 Возможность выйти на уровень «социального бессознательного» (нерефлексивный уровень) Представьте себе, что вам дали маленькую фотографию В.В.Путина и предложили вписать это лицо в одну из картин, названных ниже. Какую из них вы бы скорее всего выбрали? 1.«Праздничная демонстрация на Невском проспекте» 2.«Пустынная аллея осеннего парка» 3.«Кабина пилота сверхзвукового истребителя» 4.«Вся семья в сборе» 5.«Чтение лекции в университетской аудитории» 6.«Трибуна Мавзолея» 7. Можете придумать собственную картину. Как она будет называться? ______________________________ ( вопрос использовался как косвенный контрольный индикатор в восприятии целостного символического образа В.В.Путина студ.молодежью)
10 Метод неоконченных предложений вербальная проективная методика, которая традиционно использовалась в психодиагностике для изучения субъективных переживаний, ожиданий, патологических состояний личности, проблем межличностного восприятия и взаимодействия. Обычно количество неоконченных предложений колеблется в пределах 10-15; предполагается, что они образуют определенное смысловое поле, которое на этапе анализа данных можно будет разделить на несколько смысловых блоков (мотивационных комплексов).
11 Требования к стимульным предложениям: достаточная степень неопределенности (не должны «программировать» ответ); наличие ключевого слова, задающего смысловое пространство ответов. Примеры переформулировки открытых вопросов в «стимулы» Как Вы думаете, почему люди бывают бедными? Почему, по Вашему мнению, люди становятся богатыми? Если говорить о причинах бедности, то от чего она чаще зависит – от самих людей или от внешних обстоятельств? Если говорить в целом о причинах богатства, то от чего оно чаще всего зависит – от самих людей или от внешних обстоятельств? Люди бывают бедными, потому что … Богатые люди – это те, кто … Бедными люди … Люди становятся богатыми благодаря тому, что …
12 Стратегии применения метода неоконченных предложений 1)при отсутствии априорного представления об изучаемом феномене в инструментарий набираются предложения, описывающие объект с разных сторон, и на стадии анализа текстовой информации исследователь группирует ответы; 2)исследователь изначально имеет модель изучаемого явления и составляет предложения, исходя из определенного набора его характеристик – ответы- реакции на предложения анализируются отдельно
13 В образе «культурный человек» 16 предложений в 4 блоках: «Качества культурного человека» (Б1), «Социальные контексты образа культурного человека» (Б2), «Шкала культурности» (Б3), «Эмоциональный заряд образа культурного человека» (Б4). 1. От других людей культурного человека отличает Культурный человек должен Обычно культурные люди Среди культурных людей я чувствую Ближе всего к понятию «культурный человек» понятие Всех культурных людей объединяет Чаще всего культурного человека можно встретить среди.. 8. Культурным человеком я называю Культурные люди делятся на Важнее всего для культурного человека Среди культурных людей бывают Культурный человек никогда Культурный человек всегда Культурный человек обладает Противоположность культурному человеку Я не могу назвать культурным человеком того... Б1 Б4 Б3 Б1 Б2 Б1 Б2 Б1 Б2 Б1 Б3 Б1
14 Достоинства проективных методов простота получения данных; меньшая вероятность фальсификации данных испытуемым; возможность получения информации, дифференцированной по разным основаниям и разной степени обобщения; не только фиксация количественных закономерностей в социологических понятиях, но и сохранение повседневной лексики респондентов.
15 Ограничения проективных методов невозможность стандартизации процедуры получения и обработки результатов; практически неограниченное количество вариантов ответов; многие показатели либо очень малы, либо существуют в единственном числе (потому нестабильны и нерепрезентативны); трудности экспликации подлинного личностного смысла высказываний для отнесения его к той или иной смысловой группе.
16 Психосемантические модели изначально применялись для описания внутренней картины мира субъекта, впоследствии получили широкое распространение в исследованиях общественного сознания (социальных установок, поведенческих стереотипов), позволяя реконструировать плохо осознаваемые представления.
17 Основной метод психосемантики = построение субъективного семантического пространства, т.е. совокупности определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты некоторой содержательной области. Этапы формирования семантического пространства: 1) установление смыслового сходства между анализируемыми объектами (с помощью ассоциативного эксперимента, субъективного шкалирования, метода семантического дифференциала, методики сортировки); 2) математическая обработка исходной матрицы сходства для выделения лежащих в ее основе факторов; 3) интерпретация выделенных факторов.
18 Стандартный СД Испытуемым предлагается оценить стимул (значение) с помощью предложенных шкал-антонимов Варианты: Шкалированные (оценивается степень выраженности того или иного свойства: легкий тяжелый и т.д.) Биполярные шкалы (выбор одного из антонимов) Оцените, пожалуйста, предложенный Вам напиток с помощью следующих пар прилагательных. Подчеркните то слово из каждой пары прилагательных, которое, на Ваш взгляд, более характеризует напиток: легкий – тяжелый быстрый – медленный активный – пассивный сильный – слабый хороший – плохой и т.д.
19 Семантический дифференциал Ч. Осгуда = метод установления семантических связей или смыслового сходства между анализируемыми объектами; мерой сходства является близость оценок объектов по биполярным шкалам, содержащим в качестве полюсов прилагательные-антонимы, которые описывают простейшие, первичные формы восприятия и эмоций. изучаемый объект оценивается по шкале, которая имеет семь делений. Коррелирующие шкалы группируются в независимые факторы, образующие семантическое пространство (по Осгуду, «оценка», «сила», «активность»). В полученном семантическом пространстве вычисляется расстояние между понятиями: сближение понятий говорит о сходной реакции человека, разведение – об их различном эмоциональном фоне. Можно различать оценки одного и того же понятия разными индивидами/группами, разных понятий одним и тем же индивидом/группой, одного и того же понятия одними и тем же индивидом/группой в разное время.
20 Дифференциал Полученные по шкалам оценки понятий фиксируются в виде соответствующих точек с определенными координатами в семантическом пространстве – это позволяет для каждых двух точек пространства х–у ввести функцию расстояния d(x,y): где d(x,y) – расстояние между двумя точками, представляющими значение слов х и у; d(xi,yi)– разность (дифференциал) между координатами х и у на факторе I (суммирование производится по всем факторам).
21 Вычисление расстояний между значениями (пример) +
22 Основное ограничение метода семантического дифференциала : разработанный исследователем исходный список шкал не всегда отражает релевантные для испытуемого свойства объекта, что может значимо исказить реконструируемое по результатам исследования семантическое пространство индивида.
23 Домашнее задание: Предложите косвенные формулировки представленных ниже прямолинейных сенситивных вопросов: Вы наркоман? Вы изменяете жене? Вы избиваете своих детей? Детально разобрать семантический дифференциал Доклады (для желающих) Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический подход в гендерных исследованиях // Социс СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.