Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлина Шнейдерова
2 Основные результаты проведения социологического исследования на тему: «О состоянии гражданского общества на территории Костромской области» Иваново-Кострома – 2014
3 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Сроки проведения исследования – с 11 по 28 декабря 2014 г. Цель исследования – выявление уровня развития гражданского общества Костромской области. Объект исследования – общественное мнение руководителей социально ориентированных некоммерческих организаций Костромской области и жителей Костромской области в возрасте от 18 лет и старше, постоянно проживающих в муниципальных образованиях региона. Предмет исследования – уровень развития гражданского общества Костромской области. Метод исследования – очное интервью с участниками социологического опроса. Объем выборочной совокупности – 600 респондентов из числа жителей Костромской области и 22 эксперта из числа руководителей социально ориентированных некоммерческих организаций Костромской области. 1. Методический паспорт исследования
4 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Основные результаты массового опроса (количественное исследование)
5 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Рис. 1. Основные источники знания населения о деятельности общественных (некоммерческих) организаций в Костромской области?», %
6 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , К числу основных источников получения населением информации о деятельности общественных (некоммерческих) организаций Костромской области относятся: традиционные СМИ (телевидение, радио, пресса) и социальное окружение граждан (родственники, близкие, знакомые, друзья). В четверти случаев таковым источником информации о деятельности общественных (некоммерческих) организаций региона стал Интернет (рис. 1). Только каждый десятый житель Костромской области участвует в деятельности общественных (некоммерческих) организаций, еще 28,5% опрошенных хорошо знакомы с этой деятельностью. Более половины граждан ничего не знают о работе общественных (некоммерческих) организаций региона, либо их знания о такой работе носят отрывочный (смутный) характер (рис. 2).
7 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Знакомы ли Вы с деятельностью общественных (некоммерческих) организаций в Костромской области?», %
8 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Рис. 3. Уровень доверия населения общественным (некоммерческим) организациям, %
9 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Подавляющая часть жителей Костромской области высказывает в целом доверительное отношение к общественным (некоммерческим) организациям. Лишь немногим более 12% опрошенных в отрицательном ключе отзываются о своем отношении к общественным (некоммерческим) организациям (рис. 3). К числу основных причин такого отношения респонденты относят: частый обман и пустые обещания со стороны НКО, отсутствие результата работы НКО, преследование НКО личных (корыстных) интересов. Только каждый третий житель Костромской области так или иначе согласился бы заняться добровольческой (общественной) деятельностью в ближайшее время (рис. 4). Для остальных граждан в половине случаев препятствие служит отсутствие свободного времени (работа, семья, дети). Между тем, в 11,1% случаев у таких граждан нет интереса (желания), в еще 12,6% случаев наличествует самомнение о неразумности занятия общественной деятельностью в старшем возрасте.
10 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Рис. 4. Доля граждан, согласившихся заняться в ближайшее время добровольческой (общественной) деятельностью, %
11 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Рис. 5. Оценка населением результата работы общественных (некоммерческих) организаций в Костромской области, %
12 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Около половины жителей региона отмечают незначительные результаты работы общественных (некоммерческих) организаций, либо отсутствие таких результатов вообще. Только 16% опрошенных вспомнили о множестве примеров работы общественных (некоммерческих) организаций на территории Костромской области (рис. 5). По словам респондентов, НКО организовывали чаще всего культурные мероприятия (праздничные концерты, фестивали, юбилеи) и благотворительные акции по сбору денежных средств (вещей) на оказание помощи детям-инвалидам, детям-сиротам, беженцам. 2/3 населения Костромской области практически ничего не знают о работе Общественной палаты региона. Те же, кто так или иначе осведомлен о такой работе, высказывают в целом позитивные оценки деятельности Общественной палаты Костромской области (рис. 6).
13 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Рис. 6. Оценка населением деятельности Общественной палаты Костромской области, %
14 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Рис. 7. Наиболее актуальные с точки зрения населения направления деятельности общественных (некоммерческих) организаций, %
15 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Наиболее актуальными направлениями деятельности общественных (некоммерческих) организаций, по словам жителей Костромской области, являются: социальная поддержка ветеранов и пожилых людей, социальная поддержка детей-сирот, социальная поддержка малоимущих граждан и реабилитация и адаптация людей с ограниченными возможностями, инвалидов (рис. 7). В первую очередь государство должно оказывать финансовую поддержку общественным (некоммерческим) организациям. Также не менее полезным были бы информационная поддержка НКО, предоставление таких организациям льгот по уплате налоговых платежей и имущественная поддержка (предоставление помещений и оборудования для работы) (рис. 8).
16 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Рис. 8. Формы поддержки, которые должно оказывать государство общественным (некоммерческим) организациям с точки зрения населения, %
17 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Рис. 9. Уровень информированности населения о территориальном общественном самоуправлении (ТОС), %
18 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Только каждый пятый житель региона хорошо знаком с территориальным общественным самоуправлением (ТОС). Еще в трети случаев респонденты что-то слышали о таком общественном институте (рис. 9). Граждане, которые что-либо знают (слышали) о территориальном общественном самоуправлении, высказывают в основном умеренные и низкие оценки развития такого общественного института на территории Костромской области (рис. 10).
19 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Рис. 10. Оценка населением, осведомленного о деятельности территориального общественного самоуправления (ТОС), уровня развития ТОС в Костромской области, %
20 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Основные результаты экспертного опроса (качественное исследование)
21 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Табл. 1. Характеристики общественных (некоммерческих) организаций, % и абс. числа Наименование характеристики Значение Дата создания организаций Ранее 2000 года, %36, гг., %40, гг., %22,7 Территориальный охват деятельности организаций Муниципальный уровень, %4,5 Региональный уровень, %72,7 Межрегиональный уровень, %13,6 Международный уровень, %9,1 Количество сотрудников организации Имеют постоянную занятость Среднее значение (с учетом робастности), чел.4 Минимальное значение, чел.1 Максимальное значение, чел.400 Отсутствие (в % от числа организаций)50,0 Имеют временную занятость Среднее значение (с учетом робастности), чел.5 Минимальное значение, чел.1 Максимальное значение, чел.106 Отсутствие (в % от числа организаций)31,8 Количество членов организаций на момент опроса Физических лиц Среднее значение (с учетом робастности), чел.114 Минимальное значение, чел.6 Максимальное значение, чел Отсутствие (в % от числа организаций)4,6 Юридических лиц Среднее значение (с учетом робастности), шт.19 Минимальное значение, шт.3 Максимальное значение, шт.31 Отсутствие (в % от числа организаций)81,8 Среднее количество людей, обратившихся в организации за услугами в 2014 г. Среднее значение (с учетом робастности), чел.277 Минимальное значение, чел.10 Максимальное значение, чел.6200 Отсутствие (в % от числа организаций)9,1
22 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Около половины экспертных НКО были созданы в период с 2000 года по 2010 год включительно. Еще треть экспертных НКО начала свою деятельность ранее 2000 года, что, так или иначе, говорит об их востребованности обществом. В составе НКО чаще присутствуют сотрудники с временной занятостью (в 2/3 случаев), тогда как на постоянной основе трудятся только в половине НКО Костромской области (в среднем не более 4 человек в рамках одной организации). В подавляющем большинстве членами НКО являются физические лица – в среднем чуть более 100 человек на одну организацию. Что касается членства юридических лиц, то оно характерно только для 18,2% НКО – в среднем 19 юридических лиц на одну общественную (некоммерческую) организацию. В 2014 году, по данным экспертов, в среднем в какую-либо общественную (некоммерческую) организацию Костромской области обращалось за теми или иными услугами не более 277 человек (табл. 1).
23 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Рис. 11. Источники доходов, которые составляют бюджет общественных (некоммерческих) организаций, %
24 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , К числу главных источников доходов, которые составляют бюджет общественных (некоммерческих) организаций, эксперты отнесли: членские взносы, финансирование из областного бюджета, благотворительные поступления от российских коммерческих организаций, пожертвования частных лиц (рис. 11). В первую очередь, НКО следует оценивать по количеству благодарностей, положительных отзывов благополучателей, представителей органов власти. Вторым критерием должно служить количество получателей услуг и участников мероприятий. На третьем месте по степени значимости критериев стоит срок существования общественной (некоммерческой) организации (чем он длительней, тем лучше). Меньше всего эксперты отдают предпочтение такому оценочному критерию, как наличие выигранных тендеров на поставки товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) органов власти (рис. 12).
25 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Рис. 12. По каким критериям, с точки зрения респондентов-экспертов, сегодня целесообразно оценивать результаты деятельности социально ориентированной некоммерческой организации, %
26 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Рис. 13. Формы поддержки, в которых в настоящее время больше всего нуждаются общественные (некоммерческие) организации, %
27 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Практически все анализируемые НКО нуждаются, прежде всего, в финансовой поддержке. По мнению каждого второго эксперта, у общественных (некоммерческих) организаций также есть потребность в труде добровольцев и информационном сопровождении (освещении) своей деятельности. Меньше всего региональные НКО нуждаются в образовательных, консультационных услугах и предоставлении помещения (оборудования) для работы (рис. 13). В среднем в рамках одной общественной (некоммерческой) организации региона на постоянной основе трудятся 13 добровольцев, на регулярной основе – около 20 человек, на нерегулярной основе – почти три десятка человек. В большинстве случаев мерой нематериального поощрения выступает вручение дипломов, благодарностей, почетных званий добровольцам. Каждая вторая НКО организовывает отдых, досуг, общение своих добровольцев и/или вручает им сувениры, предметы с символикой (рис. 14).
28 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Рис. 14. Меры стимулирования (поощрения) добровольцев (волонтеров) за участие в деятельности общественных (некоммерческих) организаций, %
29 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Рис. 15. Уровень удовлетворенности респондентов-экспертов в целом взаимодействием в Костромской области органов власти с социально ориентированными некоммерческими организациями, %
30 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Сложившееся в настоящее время взаимоотношение между общественными (некоммерческими) организациями Костромской области и органами власти региона характеризуется существенным доминированием позитивных оценок, высказываемых экспертами, относительно такого взаимодействия (рис. 15). Наиболее распространенными формами такого взаимодействия являются: участие НКО в работе общественных советов, палат, предоставление НКО бюджетных субсидий (грантов) на конкурсной основе, а также консультационная и информационная поддержка НКО. Самой же эффективной формой взаимодействия НКО и органов власти, по словам экспертов, является предоставление НКО бюджетных субсидий (грантов) на конкурсной основе. К числу наиболее актуальных каналов профессиональной коммуникации руководители НКО региона относят личные контакты в профессиональной среде, совместные проекты с другими НКО и мероприятия, проводимые органами власти (рис. 16).
31 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Рис. 16. Наиболее актуальные, с точки зрения респондентов-экспертов, каналы профессиональной коммуникации для представителей социально ориентированных некоммерческих организаций, а также их использование, %
32 Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс + 7 (4932) , Практические рекомендации: - поскольку информация о работе НКО, распространяемая непосредственно участниками (членами) общественных организаций, отмечалась гражданами реже всего, то стоит подумать об активизации такой работы среди населения; - необходимо уделить особое внимание широкой популяризации целей и задач добровольчества (как правильного (модного) образца поведения, доступного каждому жителю региона в меру своих сил и способностей); - для минимизации существующего общественного негатива по отношению к НКО следует проводить широкую разъяснительную работу среди населения об основных направлениях (принципах) и результатах (достижениях) НКО; - стоит усилить работу по донесению до как можно большего числа граждан итогов работы Общественной палаты региона; - в муниципальные образования региона необходимо более активно транслировать успешный опыт функционирования и развития ТОСов городского округа Кострома; - стоит упрочить работу руководителей НКО по привлечению не только бюджетного финансирования, но и частного и коммерческого материального источника; - в силу своей востребованности и актуальности региональным властям в дальнейшем стоит продолжать практиковать такую форму взаимодействия с НКО Костромской области, как предоставления грантов на конкурсной основе.
33 Контактная информация Адрес: , г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, 3 этаж Тел./факс: (4932) , URL: имидж-фактор.рф Благодарим за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.