Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРуслан Тимофеичев
1 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа 3 Петроградского района Санкт-Петербурга Шевелева В.К. Учитель-логопед, высшей квалификационной категории Санкт- Петербург 2014
2 2 « Развитие мелкой моторики »
3 Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
4 Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.
5 Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
6 Средства развития мелкой моторики
7 Пластилин Бумага Крупа, бусы, пуговицы Природный материал Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани Куклы Песок Вода Карандаши, счетные палочки
8 Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
9 Мнем и отщипываем Надавливаем и размазываем Скатываем шарики, раскатываем колбаски Режем на кусочки Лепим картинки Готовим обед
10 Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.
11 Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике « оригами »: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
12 В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки ( если игра происходит на улице ). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.
15 Пуговичный массаж : Заполните просторную коробку пуговицами. Опустите руки в коробку ; Поводите ладонями по поверхности ; Перетирайте пуговицы между ладонями ; Пересыпайте их из ладошки в ладошку ; Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
16 « Ракушка » - круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.
17 « Божьи коровки » - просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, различных по размеру и с разными наполнителями : в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней - гречневая крупа, в более крупной - горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку ( укладывая одну коровку на другую ) и т. п.
18 « Черепашка » - круглый мешочек, заполненный любым наполнителем. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Наполнители могут быть разными. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку ( укладывая одну черепашку на другую ) и т. п.
19 Прячем ручки Пересыпаем крупу Дождь, град Покормим птичек Разложи по тарелочкам Вкусная кашка Найди игрушку Игра « Золушка » « Отгадай, какая крупа в мешочке » « Сухой бассейн » из гороха и фасоли
20 Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно - двигательное восприятие ребенка.
21 Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
22 - Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь ? Какой песок ? Как его сделать сырым ? Попрыскай из пульверизатора. - Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше ? Чей меньше ? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. - Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. - Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
23 И на кухне найдется дело, полезное для развития пальчиков. Попросите ребенка помочь приготовить блюдо из теста, и ваш пирог украсится необычными узорами, созданными детскими руками и фантазией.
24 - Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная ? А в другой бутылке ? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз. - Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой. - Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.
26 Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи - физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.
27 Фокусы Паук и муха Ловкая ящерица Останься с носом ! Поймай муху ! Сказки День рождения мышки Паровозик Домик пекаря Игры в одиночку Чашка кофе Куриная лапка Гроздь бананов Кленовый лист Игры вдвоем Поймайте мышку ! Столик на двоих Колыбель для кошки В книге С. Афонькина «Игры с веревочкой вы найдете много интересных игр и сказок.
30 Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные : петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные « куклы - рукавички », комбинированные куклы, « я – куклы », куклы - марионетки.
34 Обереги Обрядовые
36 Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук : массаж тыльной стороны кистей рук массаж ладони массаж пальцев рук
37 Упражнения с массажерами : катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
38 1. учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его ; 2. катать мяч по часовой стрелке ; 3. держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
39 Четки можно купить или сделать из крупных бусин. Ребенок проговаривает строчку стихотворения и откладывает бусину ( но не как на счетах, а держа четки этой же рукой ). Работают 1- й, 2- й 3- й пальцы, а 4- й и 5- й держат четки. Упражнение выполняется попеременно каждой рукой.
40 Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи. Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы. 1 группа. Упражнения для кистей рук 2 группа. Упражнения условно статические 3 группа. Упражнения для пальцев динамические
41 С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пастушки – забавы взрослого с ребенком. Например, « Сорока - ворона », « Перепелочка », « Кисель », « Банька », « Барашка купишь ?» и другие.
42 Их смысл не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, локоть, плечо ; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Аналогичные игры встречаются у очень многих народов.
44 Развитие мелкой моторики и тактильно - двигательного восприятия у детей позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.