Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТамара Шиндяпова
1 Лекция 12 Теория контрактов
2 Теория неполных контрактов Теория неполных контрактов предполагает, что между сторонами контракта нет асимметрии информации, но ряд параметров не включены в контракт из-за неопределенности в будущем. Если в процессе реализации контракта делаются инвестиции в специфичные активы, то партнер может воспользоваться и оказать давление. Такое давление называется вымогательством, а сторона, сделавшая специфические инвестиции, оказывается заложником.
3 Модель возникновения вымогательства Рассматривается отношение заказчика и поставщика по поставки товара, дизайн которого не оговаривается в контракте из-за неопределенности будущих выгод от улучшения дизайна. Издержки поставщика, связанные с улучшением дизайна товара, равны c. Выгода от улучшения дизайна равна V, с вероятностью α V>c, (пересмотреть контракт) с вероятностью 1- α V
4 Модель возникновения вымогательства Последовательность игры: Период 1. Заключение контракта о поставке товара базового дизайна Специфические инвестиции заказчика Период 2. Стороны получают информацию о выгодах от улучшения дизайна. Стороны пересматривают контракт Поставщик улучшает дизайн товара Период 3. Поставка товара
5 Модель возникновения вымогательства Ожидаемый социальный выигрыш: Eπ = α(V-c) + (1-α)(0-0) - α 2 /2 max Условие первого порядка: α*= V-c Тогда оптимальные специфические инвестиции: I* = α 2 /2 = (V-c) 2 /2 и максимальный социальный выигрыш: Eπ*= (V-c) 2 /2
6 Модель возникновения вымогательства Но стороны действуют независимо и максимизируют не общий, а собственный выигрыш. Возможны 3 ситуации: 1. Отсутствие интеграции и обе стороны имеют право блокировать решение об изменении дизайна товара. 2. Наличие интеграции и право решения об изменении дизайна принадлежит поставщику. 3. Наличие интеграции и право решения об изменении дизайна принадлежит заказчику.
7 1. Отсутствие интеграции и обе стороны имеют право блокировать решение об изменении дизайна товара Поставщик и заказчик могут торговаться об условиях улучшения дизайна. Если заказчик и поставщик обладают одинаковой переговорной силой и выигрыш делится между ними пополам, то заказчик, предугадывая результат торга, максимизирует свою выгоду: Eπ b = α(V-c)/2 - α 2 /2 max α = (V-c)/2, I = α 2 /2 = (V-c) 2 /8 < (V-c) 2 /2= I* Eπ b = (V-c) 2 /8
8 1. Отсутствие интеграции и обе стороны имеют право блокировать решение об изменении дизайна товара Поставщик, предугадывая результат торга, максимизирует свою выгоду: Eπ s = α(V-c)/2 max α' = (V-c)/2, Eπ s = (V-c) 2 /4 Общий выигрыш заказчика и поставщика: Eπ b +Eπ s =(V-c) 2 /8+(V-c) 2 /4= =3(V-c) 2 /8
9 2. Наличие интеграции и право решения об изменении дизайна принадлежит поставщику. Если стороны не приходят к единому мнению, поставщик решит не улучшать дизайн товара, так как для него это связано с меньшими издержками. Перед заказчиком встанет такая же задача, как и в случае отсутствия интеграции. Такими же будут объем инвестиций заказчика и ожидаемые дополнительные прибыли сторон.
10 3. Наличие интеграции и право решения об изменении дизайна принадлежит заказчику. Пусть за право принимать решение заказчик выплачивает поставщику в первом периоде определенную сумму. Поэтому заказчик может настаивать на улучшении дизайна даже если V=0. Поставщик заинтересован в том, чтобы избежать издержек, связанных с улучшением дизайна. Поэтому во втором периоде он будет торговаться с заказчиком за возможность не улучшать дизайн, если V=0.
11 3. Наличие интеграции и право решения об изменении дизайна принадлежит заказчику. Если во втором периоде улучшение дизайна дает заказчику выгоду, т.е. V>0, то пересмотр контракта не нужен. Если переговорная сила сторон одинакова, то заказчик требует от поставщика сумму c/2 за разрешение не улучшать дизайн товара. Если ожидаемая выгода от улучшения дизайна отсутствует V=0, тогда имеет смысл пересмотреть контракт.
12 3. Наличие интеграции и право решения об изменении дизайна принадлежит заказчику. При пересмотре контракта заказчик решает задачу: Eπ b = αV + (1-α)с/2 - α 2 /2 max α = V-c/2 > (V-c)/2 = α* I = α 2 /2 = (V-c/2) 2 /2 > (V-c) 2 /2= I* Ожидаемая выгода поставщика (без учета начальной компенсации заказчика): Eπ s = - αc-(1- α)c/2 < 0
13 3. Наличие интеграции и право решения об изменении дизайна принадлежит заказчику. Общий выигрыш заказчика и поставщика: Eπ = Eπ b + Eπ s = α(V-c)-(α) 2 /2 = = 1/2(V-c) 2 -1/8c 2 < (V-c) 2 /2 = Eπ* Если V>2c, то Eπ>Eπ. Заказчик заплатит за право принятия решения: Eπ s – Eπ s = (V 2 +2c)/4
14 Примеры неполных контрактов при наличии специфических активов История отношений «Дженерал моторс» и «Кузовного бюро Фишера». Вымогательства в отношениях мелких и крупных фирм.
15 Теория трансакционных издержек и контрактные отношения Контрактная неполнота вытекает из теории трансакционных издержек. Во-первых, индивиды обладают ограниченной информацией, и поэтому заключаемые ими контракты могут быть неполными. Во-вторых, механизмы принуждения к исполнению контрактов несовершенны, что объясняется: неспособностью институтов, принуждающих к исполнению контрактов, обеспечить выполнение тех положений, основанных на непроверяемых данных; ограниченной рациональностью судей, что приводит к задержкам принятия решений и ошибкам.
16 Теория трансакционных издержек и контрактные отношения В условиях неполноты контрактов и неэффективности судебной системы, стороны стараются защититься от оппортунизма партнеров с помощью альтернативных механизмов. В рамках теории трансакционных издержек решается задача минимизации трансакционных издержек управления контрактными отношениями. Исходя из этого критерия оцениваются: сравнительная эффективность механизмов принуждения к исполнению контрактов; факторы, влияющие на эффективность механизмов.
17 Теория трансакционных издержек и контрактные отношения Основные виды контрактов: классические контракты; неоклассические контракты; отношенческие, или реляционные, контракты.
18 Классические контракты Классический контракт обладает свойствами дискретности и ререпрезентативности. Свойство дискретности означает, что сделка имеет начало и конец (до и после сделки стороны не имеют взаимных обязательств) и она - автономна (ее можно выделить из отношений сторон). Свойство ререпрезентативности означает, что в сделке описано текущее состояние дел и предусмотрены все будущие состояния с вероятностной оценкой их осуществления и сопутствующими издержками и выгодами.
19 Классические контракты В классическом контракте не рассматривается соответствие участников друг другу; формальные договоренности доминируют над неформальными и конфликт разрешается в пользу формальных договоренностей; прописываются способы преодоления всех конфликтных ситуаций и размеры штрафов. Классический контракт является самоподдерживающимся, нет смысла привлекать третью сторону.
20 Классические контракты Классический контракт близок к совершенному контракту. Заключение классического контракта возможно при двух условиях: 1. если в контракте не задействованы специфичные активы; 2. если будущее характеризуется низкой степенью неопределенности. Этим условиям отвечают точечные контракты: совершенные, одномоментные, соответствующие рыночному конкурентному обмену.
21 Классические контракты Если условия не выполняются, то можно: разбивать соглашение на большое количество классических под контрактов; отказаться от действий, связанных с высокой неопределенностью; перейти от межфирменных отношений к внутрифирменным; перейти на другие контракты.
22 Неоклассические контракты В неоклассическом контракте предполагается: все контракты неполные, сделать их совершенными невозможно; контракты невозможно реализовать без механизма разрешения споров, т.е. без третьей стороны; эффективность механизма разрешения споров зависит от доверия сторон к третьей стороне. В неоклассическом контракте для разрешения конфликтной ситуации привлекается арбитражный или третейский суд.
23 Разрешение споров в неоклассическом контракте
24 Отношенческие, или реляционные, контракты Отношенческие или реляционные контракты опираются не на формальные пункты, а на прошлые и ожидаемые в будущем отношения сторон. Когда отношения носят продолжительный и повторяющийся характер, стороны заинтересованы не в краткосрочной выгоде, а в сохранении отношений. Стороны решают конфликты не с помощью норм, закрепленных в контракте, а на основе механизмов, которые они уже использовали. Стороны руководствуются негласным сводом правил ведения бизнеса.
25 Взаимоотношения заказчиков и поставщиков в промышленности Бурунди Камерун Берег слоновой кости Кения ЗамбияЗимбабве Продолжительность отношений предприятия с поставщиком, лет 7,07,57,99,39,514,6 Объем продукции, получаемой от основного поставщика, % 76,970,077,961,264,878,5 Фирмы, размещающие регулярные заказы 62,878,678,983,084,485,3
27 Нормы дискретных сделок и отношенческих контрактов Область, регулируемая нормой Дискретная сделка Отношенческий контракт Распределение ролей участников Четкое разделение ролей и функций Перекрытие ролей; каждая сторона может стать ответственна за функции, традиционно исполняемые другой стороной Характер ожиданий сторон Ориентация на позитивный результат от каждой сделки Ориентация на позитивный результат от отношений в целом Механизмы корректировки условий контракта С помощью (потенциального) использования права выхода С помощью переговоров и использования права голоса
28 Область, регулируемая нормой Дискретная сделка Отношенческий контракт Принуждение к исполнению обязательств За счет апелляции к судебной системе За счет переговорной силы, обусловленной отношениями взаимной зависимости Ограничение прав сторон Права сторон ограничиваются законом Стороны сами добровольно ограничивают свои права Разрешение конфликтов Формальное, с помощью внешних процедур Неформальное, с помощью внутренних процедур Мониторинг Постоянный мониторинг Отсутствие мониторинга (отношения строятся на доверии)
29 Роль личных отношений в бизнесе
30 Методы разрешения конфликта Поставщик Покупатель Метод разрешения конфликта прямые переговоры 91,393,6 переговоры через посредника 3,8 9,1 участие адвоката 0,0 0,5 угроза обращения в полицию 0,0 3,6 угроза обращения в суд 0,4 0,9 Результат конфликт разрешен 81,380,9 отношения продолжаются 87,575,0
31 Разделение рисков и взаимная помощь в малом, среднем и крупном бизнесе Малый бизнес Средний бизнес Крупный бизнес Всего Доля тех, кто помогал кому-нибудь (в %) 72,2 77,2 80,2 76,3 Доля тех, кому помогал кто-нибудь (в %) 76,2 75,6 74,5 75,0 Число лиц, которые могут помочь при финансовых затруднениях (чел.) 1,7 2,5 2,7 2,3
32 Атрибуты трансакции и выбор контракта
33 Механизмы принуждения и выбор формы контракта Способ управления трансакцией определяется ее характеристиками. Выбор участниками формы контрактных отношений зависит от эффективности механизмов принуждения к исполнению контрактов. Низкая эффективность государственных институтов в принуждении к исполнению контрактов заставляет агентов: выбирать контракты, в которых проблема принуждения отсутствует; обращаться к помощи негосударственных механизмов и институтов.
34 Контрактная практика в Танзании: взаимодействие с поставщиками
35 Контрактная практика в Танзании: принуждения к исполнению контрактов
36 Причины, препятствующие обращению в суд Причина Доля ответивших «Да» от общего числа респондентов (в %) Нежелание подрывать деловые отношения 25 Коррумпированность судебных органов 18 Опасения навредить своей репутации 13 Невозможность привлечь контрагента к суду 12 Сложности принуждения контрагента к исполнению решения суда 5 Недоступность судебных органов 5 Неверие в возможность получить адекватную компенсацию 4
37 Основные типы контрактов и формы их реализации контракт купли-продажи контракт найма контракт кредита
38 Контракт купли-продажи Предконтрактный оппортунизм обусловлен асимметрией информации в пользу продавца и проявляется в виде неблагоприятного отбора со стороны продавца (рынок подержанных автомобилей). Постконтрактный оппортунизм возникает из-за специфичности активов и проявляется со стороны продавца в виде вымогательства (покупка дорогих расходных материалов), или из-за асимметрии информации и проявляется со стороны покупателя в виде морального риска (недобросовестное использование товара). Если в контракте купли-продажи нет специфичных активов, то он обладает свойством дискретности и реализуется в форме классического контракта. Если это контракт купли- продажи доверительного товара, то он реализуется в форме неоклассического контракта. Контракт купли-продажи не реализуется в форме отношенческого контракта.
39 Контракт найма Контракт найма из-за асимметрии информации страдает от предконтрактный оппортунизма наемного работника в виде неблагоприятного отбора. Постконтрактный оппортунизм из-за асимметрии информации проявляется в виде морального риска со стороны наемного работника и в виде вымогательства со стороны нанимателя, использующего наличие у работников специфичного человеческого капитала (навыки могут быть использованы только на конкретном рабочем месте). Контракт найма подразумевает продолжительные отношения работника и нанимателя, поэтому он не может реализовываться в форме классического контракта и реализуется в форме неоклассического или отношенческого контракта.
40 Контракт кредита На предконтрактной стадии возможен оппортунизм со стороны заемщика, что приводит к неблагоприятному отбору. На этапе реализации контракта кредита асимметрия информации может приводить к моральному риску со стороны заемщика и к вымогательству со стороны заемщика, если кредитор сделал в него специфические инвестиции (переговорная сила заемщика возрастает, и он может настаивать на продлении сроков и увеличении объема финансирования).
41 Тип контракта Оппортунизм Форма реализации контракта Ex anteEx post Вид Оппорту- нист Вид Оппорту- нист Контракт купли- продажи неблагопри- ятный отбор Продавец моральный риск вымога- тельство Покупатель Продавец Классический (специфичности активов нет) или неоклассически й Контракт найма Неблагопри- ятный отбор Наемный работник моральный риск вымога- тельство Наемный работник Наниматель Неоклассиче- ский или отношенческий Контракт кредита Неблагопри- ятный отбор Заемщик моральный риск вымогатель ство Заемщик Заемщик Неоклассиче- ский или отношенческий
42 Сравнительная характеристика контрактных теорий Теория Рациональность участников Информа- ция и ее распреде- ление между сторонами контракта Внешние институты Характерные черты Неоклас- сическая теория (модель Вальраса) Совершенная Полная и симметри чная Совершенные (предотвращают любые отклонения от намеченных планов) Централизованное и мгновенное установление всех равновесных цен и объемов обмена Теория агентства Совершенная Полная и асиммет- ричная Совершенные (гарантируют выполнение обязательств) Стимулы, возникающие под влиянием различных схем вознаграждения
43 Теория Рациональ ность участников Информа- ция и ее распределе- ние между сторонами Внешние институты Характерные черты Теория неполных контрактов Совершен- ная Полная и симметри- чная Несовершенные (не дают возможности проверить переменные в контракте) Распределение прав на принятие решений и распределение остаточного дохода для стимулирования инвестиций Теория трансак- ционных издержек Ограничен- ная Неполная и асимме- тричная Крайне несовершенные (не дают возможности проверить переменные в контракте и находятся под влиянием ограниченной рациональности судей) Создание процедуры для ex post принятия решений и создание механизмов, обеспечивающих исполнение контрактов
44 Сравнительная характеристика контрактных теорий Контрактная неполнота (согласно теории неполных контрактов) и асимметрия информации (согласно теории агентства) снижают эффективность экономического взаимодействия, что обусловлено (согласно теории трансакционных издержек) наличием затрат, сопровождающих любые контрактные отношения.
45 Специфика контрактных отношений в отраслях новой экономики Особенности сферы новой экономики: доминирование сектора услуг (техническая поддержка, обслуживание проданных товаров, консалтинг, информационная поддержка) важность знаний и навыков (товары и услуги конкурируют по инновационной составляющей качества, отличаются технической сложностью); преобладание доверительных благ (оценка качества доверительные блага требует особых знаний, связана для покупателя с высокими издержками измерения).
46 Специфика контрактных отношений в отраслях новой экономики Для продавца и покупателя услуг характерны специфические инвестиции, поэтому на рынках новой экономики доминируют отношенческие контракты. Знания и навыки являются для продавца самыми ценными ресурсами, более важными, чем капитальные затраты. Но и покупатель, чтобы приобрести товары и услуги и пользоваться ими в полном объеме, должен обладать определенными знаниями и навыками. Чтобы получить знания и навыки продавцы и покупатели делают специфические инвестиции.
47 Особенности рынка доверительных благ Особенность доверительного блага состоит в том, что информации о благе, и само благо часто исходят от одного и того же лица (владелец квартиры, врач, автомеханик). Это создает условия для оппортунистического поведения со стороны продавцов всех видов: неблагоприятный отбор, моральный риск и вымогательство
48 Вид оппортунизма Форма проявления оппортунизма Причины возникновения оппортунизма Сферы проявления оппортунизма (примеры) Неблагоприятный отбор Искажение информации о предоставляемом благе Высокие издержки измерения для покупателя на стадии ex ante. Некомпетентность покупателя Медицинские и образовательные услуги Моральный риск Искажение информации о благе Принудительное завышение объема или качества блага Высокие издержки измерения для покупателя на стадии ex post. Некомпетентность покупателя Медицинские и образовательные услуги Торговля компьютерной техникой Вымогательство Повышение цены постконтрактного обслуживания Высокие издержки перехода покупателя к другому продавцу Техническая поддержка корпоративных информационных систем
49 Посредники на рынках доверительных благ и услуг Эффективность рынков доверительных благ зависит от работы каналов сбора и передачи информации от более информированных участников рынка (продавцов) к менее информированным (покупателям). Задачу развития таких каналов решают посредники. Посредники изучают рынки, делают регулярные однотипные покупки, получают опыт, устанавливают связи, накапливают информацию и создают собственные ресурсные и информационные сети. Переговорная сила посредников становится со временем выше переговорной силы покупателей.
50 Функции посредников Факторы эффективной работы посредников Примеры деятельности посредников Снижение рисков Меньшее, в сравнении с покупателями, неприятие риска; возможность диверсификации риска на множестве клиентов Финансовые услуги Снижение издержек поиска информации Инвестиции в технологии поиска информации Услуги по подбору компьютерной техники Снижение издержек торга Оптимальное «сведение» покупателей и продавцов; бóльшая, чем у покупателей, переговорная сила Услуги семейного врача Снижение издержек измерения качества Инвестиции в технологии измерения качества Услуги по подбору персонала Снижение издержек контроля Больший профессионализм и опыт работы Риелторские услуги
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.