Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнастасия Псковитина
1 Лекция. Финансово-бюджетная и налоговая система. Налогово-бюджетная политика План 1. Государственный бюджет и его структура. Бюджеты центральных и местных органов власти. 2. Налоги и их виды. Принципы налогообложения 3. Кривая Лаффера 4. Переложение налогового бремени 5. Бюджетный дефицит и способы его финансирования 6. Дискреционная и недискреционная налогово-бюджетная политика. Встроенные стабилизаторы 7. Мультипликатор сбалансированного бюджета 8. Проблема балансирования государственного бюджета 9. Государственный долг и его экономические последствия
2 Цель лекции Объяснить содержание и цели фискальной политики; Объяснить содержание и цели фискальной политики; Понять механизм воздействия фискальной политики на равновесный ЧНП и значение мультипликатора государственных закупок, налогов и сбалансированного бюджета; Понять механизм воздействия фискальной политики на равновесный ЧНП и значение мультипликатора государственных закупок, налогов и сбалансированного бюджета; Уяснить сущность дискреционной и недискреционной фискальной политики на равновесный ЧНП; Уяснить сущность дискреционной и недискреционной фискальной политики на равновесный ЧНП; Охарактеризовать проблемы финансово- бюджетной и налоговой системы. Охарактеризовать проблемы финансово- бюджетной и налоговой системы.
3 1. Государственный бюджет и его структура. Бюджеты центральных и местных органов власти.
4 Государственный бюджет и его структура. Бюджеты центральных и местных органов власти. Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования, наряду с кредитно-денежной системой, является финансово-бюджетная и налоговая политика государства. Финансово-бюджетная и налоговая политика государства – это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Данная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен. Она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией.
5 Государственный бюджет и его структура. Бюджеты центральных и местных органов власти. Ранее мы изучали влияние кредитно-денежной политики на стабилизацию экономики. Следует заметить, что после выхода в свет работ Дж.М.Кейнса в промышленно развитых странах приоритет отдавался не кредитно-денежной (монетарной), а именно финансово-бюджетной и налоговой политике. В условиях глубокой депрессии, по Кейнсу, монетарная политика может оказаться неэффективной (по крайней мере, теоретически). Вывести из состояния депрессии, согласно кейнсианскому подходу, в значительной мере могут автономные инвестиции, осуществляемые за счет государства.
6 Государственный бюджет и его структура. Бюджеты центральных и местных органов власти. Вот почему налогово-бюджетная политика (синоним финансово- бюджетной и налоговой политики) до 1950-х гг. – начала 60-х гг. прошлого столетия стояла на первом месте в ряду других инструментов государственного регулирования. Лишь позже, когда спады стали менее глубокими, а инфляция – устойчивой и хронической стали больше внимания уделять кредитно-денежной политике.
7 Государственный бюджет и его структура. Бюджеты центральных и местных органов власти. Государственный бюджет – это финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год). Государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов. Особый интерес представляет анализ исполнения государственного бюджета. В нем наглядно может проявиться расхождение между намерениями правительства и фактическими потоками доходов и расходов.
8 Государственный бюджет и его структура. Бюджеты центральных и местных органов власти. Помимо федерального государственного бюджета в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в Российской Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
9 Государственный бюджет и его структура. Бюджеты центральных и местных органов власти. В странах с федеративным государственным устройством (Россия, США, Германия и др.) принято различать федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации (Россия) или штатов (США), а также местные бюджеты (муниципальные: городские, районные, сельские). Разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня называется бюджетным федерализмом.
10 Государственный бюджет и его структура. Бюджеты центральных и местных органов власти. Терминология, принятая российской статистикой: Консолидированный бюджет – бюджет, складывающийся из федерального, региональных и местных бюджетов. Расширенный бюджет – федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами.
11 Консолидированный бюджет РФ гг (млрд. руб.) Доходы - всего 8579, ,813368,316003,913599,716031,920855,4 Расходы - всего 6820,68375,211378,613991,816048,317616,719994,6 Российский стат ежегодник 2012 г. Падение доходов
13 Государственный бюджет и его структура. Бюджеты центральных и местных органов власти. Через государственный бюджет перераспределяется значительная часть национального дохода (от 35 до 55%) промышленно развитых стран. Данные о государственных расходах и налоговых изъятиях могут многое сказать о степени вмешательства государства в экономику. Но однозначной зависимости между долей государственных доходов или расходов в процентном отношении к ВВП и эффективностью экономического развития страны не существует.
14 Государственный бюджет и его структура. Бюджеты центральных и местных органов власти. В странах с федеративным устройством доходы и расходы местных органов власти имеют несколько иную структуру. В них отсутствуют расходы на национальную оборону, поддержу исследований космоса и др. Но в них значительную долю составляют расходы на образование, здравоохранение. Налоги субъектов федерации также отличаются от федеральных.
15 Государственный бюджет и его структура. Бюджеты центральных и местных органов власти. Бюджет – это всегда компромисс между различными социальными группами, которые представлены в законодательном органе избранными политиками. За утвержденными параметрами расходов стоят такие «бюджетополучатели», как работники здравоохранения, образования, регионы, рассчитывающие на дотации, военнослужащие и т.д.
16 Государственный бюджет и его структура. Бюджеты центральных и местных органов власти. При неизменных объемах расходов увеличение бюджетных выплат одним группам населения может осуществляться лишь за счет урезания других статей расходов. Утверждение парламентом объема и структуры расходов и доходов находится под мощным давлением различных лоббистских групп, что нередко становится причиной принятия неэффективных с общественной точки зрения решений.
17 2. Налоги и их виды. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера
18 Налоги и их виды Основным источником поступления в доходную часть бюджета являются налоги. На налоговые доходы приходится более 80% Федерального бюджета РФ. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Объектом налогообложения называется имущество (прибыль, капитальные активы), на стоимость которого начисляется налог. Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения. По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.
19 Налоги и их виды Прямые налоги взимаются непосредственно с владельца объекта налогообложения. Это, в частности, подоходный налог, налог на прибыль. Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Это – НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.
20 Налоги и их виды. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера По характеру начисления на объект налогообложения налоги и налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. Они отличаются тем, как изменяются ставки налога по мере роста объекта налогообложения. Сейчас, например, подоходный налог является пропорциональным, а ранее был прогрессивным.
21 Система налогообложения России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: Федеральный Региональный Местный Налоговый Кодекс РФ 2013 г. закрепляет 14 основных видов налогов и сборов. Ранее у нас было 28 налогов и сборов. В США действует также 10 основных налогов и 4 вида, применяемых на уровне отдельных штатов. Налоги и их виды. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера
22 Статья 13. Федеральные налоги и сборы К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) утратил силу. - Федеральный закон от N 78-ФЗ; 8) водный налог; 9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 10) государственная пошлина. Налоги и их виды в разбивке по уровням
23 Статья 14. Региональные налоги К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. Статья 15. Местные налоги К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц. Налоги и их виды в разбивке по уровням
24 Специальные налоговые режимы Статья 18. Специальные налоговые режимы 1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями настоящего Кодекса. 2. К специальным налоговым режимам относятся: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
25 Существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Но существует и особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством. Они могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства. К таким льготам относятся ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит. Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок (предоставляется предприятиям, производящим НИОКР и техническое перевооружение). Налоговые льготы
26 Подходы к проблеме справедливости и эффективности распределения налогового бремени нашли свое отражение в принципах налогообложения. По принципу получаемых благ физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода. Владелец более высокого дохода должен платить не только абсолютно, но и относительно высокие налоги. В основе этого принципа лежит анализ предельной полезности каждой дополнительной единицы получаемого дохода. Наш подоходный налог с физических лиц совершенно не соответствует этому принципу. Принципы налогообложения
27 Функции налогов Налоги играют определяющую роль в формировании доходов государства. В этом проявляется их собственно фискальная функция (пополнение доходов казны). Помимо задачи обеспечения финансирования государства, налоги могут оказать существенное влияние как на структуру национальной экономики, так и на экономическое поведение людей. Эту функцию налогов принято называть регулирующей.
28 Кривая Лаффера Каков оптимальный уровень налоговой ставки? Есть ли он вообще? Может ли он быть одинаковым для всех стран, независимо от их национальных особенностей? Вопросы эти рассматриваются в связи с одной из наиболее знаменитых кривых в экономической теории – кривой Лаффера. Данная кривая описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет. Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, известного сторонника экономики предложения, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам. Это он продемонстрировал при помощи своей кривой.
29 Доходы госбюджета: как их максимизировать? 50% 75% 25% t T 100% 0%0% Ставка налогообложения Доходы государственного бюджета Следуя формальной логике, для увеличения налоговых доходов госбюджета нужно просто увеличивать налоговую ставку. Тогда доходы государственного бюджета будут, якобы, расти по закону, отражаемому данным графиком. Однако, это совсем не так!
30 Доходы госбюджета: как их максимизировать? 50% 75% 25% t T 100% 0%0% Ставка налогообложения Доходы государственного бюджета
31 Кривая Лаффера 50% 75% 25% t T 100% 0%0% K M L Ставка налогообложения Доходы государственного бюджета По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета (налоговая выручка) будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точки М, соответствующей, допустим, 30% ставке налога), а затем будет снижаться опять до 0.
32 Кривая Лаффера 50% 75% 25% t T 100% 0%0% K M L Ставка налогообложения Доходы государственного бюджета Очевидно, что 100% ставка налога дает такие же поступления в бюджет как и нулевая ставка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающая весь доход, является ничем иным как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться или «уходить в тень».
33 Кривая Лаффера 50% 75% 25% t T 100% 0%0% K M L Ставка налогообложения Доходы государственного бюджета Лаффер считал, что если экономика находится, например, в точке К, то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выручку к уровню точки М, то есть максимальному уровню доходов государственного бюджета. Этот результат связан с тем, что более низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбережениям и инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы.
34 Кривая Лаффера 50% 75% 25% t T 100% 0%0% K M L Ставка налогообложения Доходы государственного бюджета Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к расширению производства и занятости, уменьшит необходимость трансфертных выплат, например пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет.
35 Кривая Лаффера 50% 75% 25% t T 100% 0%0% K M L Ставка налогообложения Доходы государственного бюджета Таким образом, если экономика находится в той области кривой Лаффера, которая выше точки М, мероприятия по снижению налоговых ставок приведут к увеличению доходов госбюджета. Повышение же налоговых ставок целесообразно лишь в той области, которая находится ниже точки М.
36 Кривая Лаффера: возражения Критики идей Лаффера выдвинули ряд возражений. 1. Так ли эластично предложение труда, чтобы его реакция на снижение налоговых ставок вызвала значительный рост деловой активности? Практика показывает, что нет однозначной зависимости между снижением налоговых ставок и увеличением предложения труда. Одни группы людей при ослаблении налогового бремени действительно готовы больше трудиться, в то время как другие предпочитают больше времени отводить досугу.
37 Кривая Лаффера: возражения 2. Снижение налоговых ставок имеет длительный лаг воздействия. Увеличение совокупного предложения возможно лишь в отдаленной перспективе, а не сразу после снижения ставок. На краткосрочных временных интервалах возникает опасность сокращения доходов казны.
38 P Q AS 1 Индекс цен на все товары Реальный ВВП (млрд. руб.) 0 АDАD E1E1 Q1Q1 AS Q0Q0 E0E0 Р1Р1 Р0Р0 Влияние снижения налоговых ставок: предположение А. Лаффера По предположению А.Лаффера, снижение налоговых ставок приведет к смещению кривой совокупного предложения вправо. Это, по его мнению, приведет к росту ВВП и снижению уровня цен.
39 P Q Индекс цен на все товары Реальный ВВП (млрд. руб.) 0 АDАD E1E1 Q1Q1 AS Q0Q0 E0E0 Р1Р1 Р0Р0 Влияние снижения налоговых ставок: предположение оппонентов А. Лаффера АD1АD1 3. Как видно на данном рисунке, вполне вероятно, что снижение налоговых ставок скорее вызовет не сдвиг вправо кривой совокупного предложения, а сдвиг в том же направлении кривой совокупного спроса.
40 4. Кто может с полной уверенностью сказать, что существующая налоговая система соответствует тому отрезку кривой Лаффера, который находится выше точки М? Ведь тогда снижение налоговых ставок с неизбежностью вызовет сокращение налоговых поступлений в бюджет. На практике идеи Лаффера были в значительной мере воплощены в налоговых реформах 1981 и 1986 г.г., поскольку он был одним из весьма влиятельных консультантов администрации Р.Рейгана. Кривая Лаффера: возражения
41 Каков же результат применения на практике идеи снижения налоговых ставок для стимулирования совокупного предложения? Он оказался не совсем таким, каким хотелось бы А. Лафферу. Накопленный дефицит бюджета за первые шесть лет правления администрации Рейгана оказался более, чем суммарный государственный долг за первые 200 лет существования США, включая государственный долг, необходимый для финансирования двух мировых войн. Кривая Лаффера: возражения
42 Эмпирические исследования, посвященные влиянию снижения налоговых ставок на поступления в государственный бюджет, показали, что для экономики США 1980-х годов точка М находится где-то на уровне, соответствующем ставке налога 75-80%. Сама же американская налоговая система характеризуется той точкой на кривой Лаффера, которая соответствует налоговой ставке значительно ниже 50%. Таким образом, снижение ставок не привело к росту налоговой выручки государства. Очевидно, снижение налогового бремени не дает краткосрочного эффекта и проявляется лишь в полной мере лишь в долгосрочном периоде. Кривая Лаффера: против и за
43 Что же, гипотеза Лаффера совсем неверна? Специалисты считают, что такой вывод был бы не точен. Действительно, государственные доходы могут быть максимизированы только при некотором оптимальном уровне ставки налога. Не обязательно максимальная налоговая ставка ведет к максимизации доходов государства. Кривая Лаффера наглядно демонстрирует правоту данного утверждения. Главная трудность – найти точку, в которой действительно находится налоговая система страны, а, следовательно, и оптимальный уровень налоговой ставки. Кривая Лаффера: против и за
44 4. Переложение налогового бремени
45 Переложение налогового бремени Проблема переложения налогового бремени не нова. Она имеет давнюю историю. Суть проблемы в том, что формальное и реальное бремя налогов не всегда совпадают. Налоги не всегда поступают в государственный бюджет из тех источников, которые по закону подлежат налогообложению. Бремя налога может смещаться от одних субъектов налогообложения к другим – в этом суть переложения налогового бремени.
46 Переложение налогового бремени Как же происходит переложение налогового бремени? Рассмотрим некоторые известные виды налогов с точки зрения смещения налогового бремени. Известно, что с введением налога его бремя распределяется неодинаково между производителем и потребителем товара. Это зависит от эластичности спроса и предложения на данное благо. Бремя налога смещается в сторону меньшей эластичности при прочих равных условиях.
47 Переложение налогового бремени Личный подоходный налог Этот налог, как правило, уплачивают те лица, которые должны его платить по закону. Но есть и исключения. Частнопрактикующие преподаватели, врачи и адвокаты, например, могут поднять ставки за свои услуги. Тем самым налог будет переложен на тех, кто пользуется их услугами, поскольку спрос на многие виды врачебной помощи отличается низкой эластичностью (взять, например, онкологию).
48 Переложение налогового бремени Налог на прибыль корпораций Налог в некоторой своей части может быть переложен на потребителей через более высокие цены. Но здесь есть определенные ограничения. Если фирмы будут злоупотреблять своей властью (фирмы- монополисты), то антимонопольные органы могут принять по отношению к ним определенные, часто непопулярные санкции.
49 Переложение налогового бремени Переложение косвенных налогов (налога с продаж и акцизного налога) на потребителей, а также поимущественного налога, к примеру, на арендаторов свидетельствуют о том, что данное правило общее практически для всех налогов. Таким образом, проблема переложения налогового бремени еще раз подтверждает известное положение о том, что налоги изменяют стимулы и, следовательно, человеческое поведение.
50 5. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
51 Бюджетный дефицит и способы его финансирования Доходы и расходы государственного бюджета не всегда совпадают. Правительство сталкивается с бюджетным дефицитом, если расходы больше доходов. Противоположная ситуация называется бюджетным профицитом (profit – прибыль). Рассматривают первичный и общий дефицит государственного бюджета. Первичный - общий дефицит, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу (первичный профицит определяется аналогично).
52 Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета Τ, G Y E T G Профицит Дефицит t – налоговая ставка (0,2); G - государственные расходы; T - налоговые поступления; Y – доход; в точке E – сбалансированный бюджет (T=G) Допустим, мы имеем пропорциональную систему налогообложения. Ставка налога (t) равна 0,2. Y=0: T=0; Y=1500: T=300. Предположим, фактический доход Y= 600, то Т=600*0,2=120. При G=200 фактический бюджетный дефицит составит (Т-G)= =-80. При Y=1200: (Т-G)= =40 (имеется бюджетный профицит). Выполнить расчет бюджетного дефицита при t=0, YFYF 0
53 Типы бюджетных дефицитов Принято различать : Фактический – отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства. Структурный – разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Циклический – разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Этот тип дефицита является следствием колебаний экономической активности в ходе делового цикла.
54 Циклический дефицит Каков же будет циклический дефицит в нашем примере? Он составит: -80-(+40) = За счет чего фактический дефицит достигает величины -80, если в условиях полной занятости государственный бюджет сводился бы с профицитом? Видимо, за счет факторов экономической конъюнктуры, когда уменьшение дохода, вызванное снижением деловой активности, приводит к снижению налоговых поступлений.
55 «Утечки – инъекции» Необходимо обратить внимание на уже известный подход «утечки-инъекции». Ранее при рассмотрении эффекта мультипликатора мы сталкивались с данной проблемой. Принимая во внимание, что государство осуществляет как государственные расходы, так и собирает налоги, можно и здесь применить подход «утечки-инъекции». К известным их видам присоединяются и другие.
56 «Утечки – инъекции» Сбережения (S) и чистые налоги (Т) – это «утечки» в кругообороте доходов и расходов на макроэкономическом уровне. Инвестиции (I) и государственные расходы (G) – это инъекции. В условиях макроэкономического равновесия сумма «утечек» должна быть равна сумме «инъекций», то есть: S+T=I+G Преобразуем: S-I=G-T Положительная разница между S и I равна дефициту государственного бюджета (G-T).
57 «Утечки – инъекции» Дальнейшее преобразование дает выражение: S=I+(G-T) Это означает, что увеличение дефицита государственного бюджета при неизменном объеме сбережений должно вести к снижению инвестиций. Из приведенных выше уравнений следует: если в экономике есть дефицит государственного бюджета, то S I. Государство будет использовать часть сбережений для финансирования дефицита.
58 Финансирование бюджетного дефицита Экономическая теория признает два основных способа финансирования бюджетного дефицита: выпуск новых денег (эмиссионный способ финансирования); займы (внутренние и/или внешние), что принято называть неэмиссионным способом финансирования бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита не может осуществляться по аналогии с решением проблемы дефицита бюджета домохозяйства (продажа части имущества, займ). Домохозяйство не может печатать деньги.
59 Финансирование бюджетного дефицита В общем и целом бюджетный дефицит покрывается только за счет займов. Даже в первом из указанных способов финансирования наблюдаются заимствования казначейства (Министерства финансов) у Центрального банка. Во многих странах прибегать к печатанию новых денег, то есть использовать так называемый «сеньораж», правительствам запрещено.
60 Механизм финансирования бюджетного дефицита Министерство финансов берет в долг некоторую сумму у Центрального банка, продавая ему государственные ценные бумаги. Взамен этого ЦБ увеличивает сумму на текущем счете Министерства финансов, которое тратит эти средства. Таким образом средства поступают на счета коммерческих банков. Так увеличиваются их резервы и банки расширяют выдачу ссуд.
61 Механизм финансирования бюджетного дефицита Как следствие, растет денежная масса (агрегат М1). Рост денежной массы происходит за счет роста чекового обращения. Имеет место – эффект монетизации государственной задолженности. В условиях, приближающихся к полной занятости, это ведет к опасности инфляционного роста цен. Поэтому первый способ финансирования дефицита государственного бюджета называют инфляционным.
62 Механизм финансирования бюджетного дефицита Есть ли другой способ покрытия бюджетного дефицита – неэмиссионный и неинфляционный? Такой способ существует. Это заимствование государства не у ЦБ, а у коммерческих банков и населения путем размещения облигаций. Государство в этом случае вступает на кредитном рынке в конкуренцию с частным сектором и теперь к спросу на кредит со стороны частных инвесторов добавится еще и спрос государства.
63 Механизм финансирования бюджетного дефицита При условии неизменного предложения денежной массы, процентные ставки возрастут. В результате уменьшатся частные инвестиции. Сократятся и те потребительские расходы, связанные с покупкой товаров длительного пользования, поскольку потребительский кредит станет дороже. Государство, по существу, вытеснит с кредитного рынка частных заемщиков. Расходы государства при таком способе покрытия бюджетного дефицита вырастут, но на некую величину сократятся частные инвестиции.
64 Механизм финансирования бюджетного дефицита В изложенном выше суть эффекта вытеснения: налогово-бюджетная экспансия, направленная на стимулирование деловой активности, приводит к росту процентной ставки и вытеснению государственными расходами частных инвестиционных расходов. Какова степень вытеснения? В условиях экономики, функционирующей на уровне ниже своего потенциального ВВП, заимствования правительства на кредитном рынке с целью налогово-бюджетной экспансии вызовут повышение процентной ставки. Но государственные расходы, благодаря эффекту мультипликатора, одновременно вызовут и повышение дохода.
65 Механизм финансирования бюджетного дефицита Следовательно, возрастут и сбережения, которые в кейнсианской модели общего равновесия являются функцией дохода. В этих условиях даже растущий бюджетный дефицит может финансироваться без полного вытеснения частных инвестиций, как следует из уравнения: S=I+(G-T).
66 Механизм финансирования бюджетного дефицита В экономике полной занятости рост государственных расходов усиливает конкуренцию на рынке товаров и ведет к росту цен. Рост цен ведет к уменьшению реальной денежной массы (М/Р). Это уменьшает объем финансовых активов, доступных для предъявления спекулятивного спроса на деньги. Затем следует падение цен на облигации и рост ставки процента, из-за чего чувствительные к ставке процента частные инвестиционные и потребительские расходы будут вытеснены.
67 Механизм финансирования бюджетного дефицита Неоклассики и, особенно, монетаристы настаивают именно на полном вытеснении. Увеличение государственных расходов, призванное стимулировать рост дохода, полностью компенсируется, по их мнению, сокращением частных инвестиций, чувствительных к процентной ставке. Самостоятельно изучить способы финансирования бюджетного дефицита в Российской Федерации (Курс экономической теории : учебник – 4-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2001 г. С. 483)
68 6. Дискреционная и недискреционная налогово-бюджетная политика. Встроенные стабилизаторы
69 Налогово-бюджетную политику принято подразделять на два типа: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).
70 Дискреционная налогово-бюджетная политика Дискреционная налогово-бюджетная политика – это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности. Мы говорим здесь о воздействии, оказывающем влияние на изменение объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста.
71 Дискреционная налогово-бюджетная политика Обращаю Ваше внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.д. Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.
72 Дискреционная налогово-бюджетная политика Вспомним кейнсианский подход. В его рамках дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы. Изменение любого из компонентов совокупного спроса повлечет за собой мультипликативные эффекты, приводящие к соответствующему изменению дохода.
73 Y* AD 45 о 0 Е Е1Е1 Y1Y1 А Стимулирующая налогово-бюджетная политика Е2Е2 (C+I+G+NX)' Y2Y2 Y F C+I+G+NX В условиях спада экономической активности государство увеличивает государственные расходы и (или) уменьшает на- логообложение. Это приводит к сдвигу графика совокупных расходов вверх. Увеличение правительственных расходов осу- ществляется за счет роста бюджетного дефицита, а не за счет налогов.
74 Y* AD 45 о 0 Е Е1Е1 Y1Y1 Y0Y0 А Y F C+I+G+NX (C+I+G+NX)'' При перегреве экономики снижаются государственные расходы и(или) увеличиваются налоги. В результате график совокупных расходов сдвигается вниз – экономическая активность падает. Сдерживающая налогово-бюджетная политика
75 Дискреционная налогово-бюджетная политика: фактор времени В проведении налогово-бюджетной политики важнейшей является проблема выбора времени. Имеет место значительный временной лаг между осознанием проблемы и принятием решения по осуществлению соответствующей дискреционной политики. Важно не упустить момент. Фактор времени важен и при сборе налогов: в период высокой инфляции поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться в промежуток времени между получением дохода и уплатой налога (эффект Танзи-Оливера: Вито Танзи и Хулио Оливер).
76 Недискреционная налогово- бюджетная политика Недискреционная – это автоматическая налогово-бюджетная политика. Она предполагает автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, не зависимые от принятия решений правительством и законодательными органами. Законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений.
77 Недискреционная налогово-бюджетная политика Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических или встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменение совокупного спроса. Главные из встроенных стабилизаторов – это пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.
78 Механизм действия встроенного стабилизатора – прогрессивного налогообложения Τ, G Y E T G Профицит Дефицит YFYF 0 Наклон ломаной кривой на каждом из ее участков зависит от ставки налога (t). Налоговые поступления при каждом уровне дохода определяется по формуле: Y х t = T. При доходе 500 млрд. долл. и налоговой ставке 0,2 налоговые поступления составят 100 млрд. долл. (участок I). I II III
79 Механизм действия встроенного стабилизатора – прогрессивного налогообложения Τ, G Y E T G Профицит Дефицит YFYF 0 При более высоком уровне дохода повышается и налоговая ставка и кривая Т становится более крутой. Наоборот, при снижении дохода величина налоговой ставки уменьшается и кривая Т принимает более пологий вид. I II III
80 Механизм действия встроенного стабилизатора – прогрессивного налогообложения Τ, G Y E T G Профицит Дефицит YFYF 0 По мере спада производства уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления автоматически уменьшаются. I II III
81 Недискреционная налогово-бюджетная политика В период спада легче становится налоговый пресс и тем самым смягчается экономический спад. Кроме того, во время спада и сопровождающей его циклической безработицы увеличивающийся бюджетный дефицит означает, что автоматически увеличивается общая сумма пособий безработным и другие социальные выплаты. Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спадов происходят определенные приросты доходов ( меньше налоги, больше расходов на социальные нужды) и падения совокупного спроса оказываются не столь сильными.
82 Недискреционная налогово-бюджетная политика В период подъема (бума) в экономике автоматически налоговые поступления возрастают и уменьшаются расходы на социальные нужды (пособия по безработице). Это приводит к автоматическому уменьшению совокупного спроса, что и требуется в это время. Таким образом, бюджетные дефициты оказывают стимулирующее воздействие, а бюджетные профициты – сдерживающее воздействие на экономику.
83 Недискреционная налогово-бюджетная политика Экономисты теоретики положительно оценивают роль недискреционной налогово- бюджетной политики. Однако, при этом следует подчеркнуть, что встроенные стабилизаторы не могут полностью предотвратить нежелательные колебания совокупного спроса. Но они способны уменьшить размах колебаний приблизительно на 1/3. На практике правительства промышленно развитых стран проводят комбинированную налогово-бюджетную политику, сочетающую дискреционные и недискреционные методы.
84 7. Мультипликатор сбалансированного бюджета
85 Мультипликатор сбалансированного бюджета Что же произойдет в экономике, если одновременно с увеличением государственных расходов на точно такую же величину повысить налоги, чтобы государственный бюджет оставался сбалансированным? Допустим, правительство увеличивает государственные расходы на ΔG=20 млрд.долл. и одновременно на 20 млрд. долл. повышаются налоги (ΔТ). Предельная склонность к потреблению (МРС) по- прежнему равна 0,8. Прирост государственных расходов, благодаря мультипликатору, вызовет пятикратный прирост выпуска: ΔG х k= ΔY или 20 млрд. долл. Х 5 = 100 млрд.долл.
86 Мультипликатор сбалансированного бюджета Но изменение налогов воздействует на изменение дохода несколько сложнее. Пусть ΔТ (аккордный налог) по-прежнему равен 20 млрд. долл. и МРС составляет 0,8. При этом потребление сократится на 16 млрд. долл. (20 х 0,8), а реальный выпуск сократится на величину 80 млрд. долл. (16 х 5). Мы пришли к этому результату, умножив увеличение налогов на предельную склонность к потреблению, а затем – на мультипликатор расходов (ΔТ х МРС х k). Не указан знак, который относится к изменившемуся объему выпуска. В случае увеличения налогов произойдет уменьшение дохода на - 80 млрд. долл. Отношение ΔY/ΔT называется налоговым мультипликатором (m T ).
87 Мультипликатор сбалансированного бюджета m T рассчитывается по формуле: - МРС х k, то есть МРС/(1 –МРС) или -МРС /МРS. В нашем примере m T составил -0,8/0,2 = -4. Мы видим, что действие налогового мультипликатора привело к сокращению дохода: 20 млрд. долл.х -4 = -80 млрд. долл. Каков же общий результат одновременного увеличения государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов?
88 Мультипликатор сбалансированного бюджета Прирост государственных расходов на 20 млрд. долл. Привел к росту дохода на 100 млрд. долл., а прирост налогов на 20 млрд. долл. привел к сокращению дохода на 80 млрд. долл. В итоге получаем 100 – 80 = 20. В этом смысл теоремы Хаавельмо: увеличение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов для балансирования бюджета, вызовет рост дохода на ту же самую величину. Таким образом, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1, независимо от величины МРС. k + m T = 5 +(-4) = 1.
89 8. Проблема балансирования государственного бюджета
90 Проблема балансирования государственного бюджета Имеет место три различающихся подхода к балансированию государственного бюджета: 1. Ежегодное балансирование бюджета, предполагающее операцию секвестрирования, т.е. сокращение расходов и, следовательно, сокращение чьих-либо доходов: зарплаты чиновников, налоговых льгот, социальных программ, дотаций отдельным предприятиям и отраслям. 2. Балансирование бюджета на циклической основе. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в ходе экономического цикла (5-7 лет). В годы спада государство будет сталкиваться с бюджетным дефицитом, который будет компенсирован излишками бюджета в годы подъема экономики.
91 Проблема балансирования государственного бюджета 3. Функциональный подход к балансированию бюджета. Проблемы, порождаемые государственной задолженностью, намного менее обременительны, чем полагает большинство людей. Поэтому, если главная задача - балансирование экономики, то ничего страшного нет в накапливающихся бюджетных дефицитах. Единственно, что нужно соблюдать правила дефицита.
92 9. Государственный долг и его экономические последствия
93 Государственный долг и его экономические последствия Определения: Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов или излишков. Различают внутренний и внешний долг государства. Внутренний долг - это величина заимствования для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны. Это долг перед резидентами. Внешний долг – это займы государства у граждан и организаций за рубежом. Это долг перед нерезидентами.
94 Государственный долг и его экономические последствия Государственный долг погашается путем рефинансирования долга - выпуска новых серий государственных ценных бумаг, выручка от которых идет на выплату процентов по предыдущим сериям (финансовая пирамида). Пользуясь этим методом, государство должно помнить о пределе возможности рефинансирования. Расплата за беспредел - суверенный дефолт, который и есть банкротство государства.
95 Государственный долг и его экономические последствия Последствия государственных заимствований: Действует эффект вытеснения: вытеснение частных инвестиций в результате государственных займов в долгосрочной перспективе приведет к сокращению производственного потенциала нации. Критические (пороговые) нормы внешнего заимствования: Отношение долга к ВВП должно быть не выше 80% (по Маастрихтским критериям не выше 60%); отношение долга к экспорту – не более 200%; отношение стоимости обслуживания внешнего долга к экспорту – не более %.
96 Контрольные вопросы 1. Что такое государственный бюджет и какова его структура? Чем отличаются друг от друга бюджеты центральных и местных органов власти? 2. Что собой представляют налоги и какие их виды Вам известны? Назовите принципы налогообложения. 3. В связи с чем нам известна кривая Лаффера? Кто такой А. Лаффер? Какое направление экономической науки он представлял? 4. Каким образом осуществляется переложение налогового бремени? 5. Что такое бюджетный дефицит и какие способы его финансирования Вам известны? 6. Дискреционная и недискреционная налогово-бюджетная политика: в чем их отличия? Что собой представляют встроенные стабилизаторы и как они действуют? 7. Дайте понятие мультипликатора сбалансированного бюджета. В чем состоит проблема балансирования государственного бюджета? 8. Что такое государственный долг и каковы его экономические последствия? Какой может быть величина государственного долга?
97 Литература Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2004, -XXXVI, с , , Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2004, -XXXVI, с , , Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика:Пер. с англ.: 16-е изд. -М.: Издательский дом «Вильямс», 2003, с Экономика:Пер. с англ.: 16-е изд. -М.: Издательский дом «Вильямс», 2003, с
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.