Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВладислав Панкратьев
1 Технология деятельностного метода как основа построения занятия внеурочной деятельности Технологическая карта занятия как эффективный способ организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ 9 с УИПОО «Технология»
2 Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
3 Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
4 Применение современных педагогических технологий предполагает гарантированный результат достижения учебных целей. Наметить диагностируемые результаты (формирование структурных компонентов самоорганизации учебной деятельности) можно, используя технологическую карту образовательного процесса.
5 Технологическая карта это способ графического проектирования занятия, таблица, позволяющая структурировать занятие по выбранным педагогом параметрам. Такими параметрами могут быть этапы занятия, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность педагога и деятельность обучающихся.
6 Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс и во внеурочной деятельности, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку педагога к занятию.
7 Конструирование универсального инструментария - технологической карты направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах ФГОС второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.
8 имеет статус документа; записан весь процесс; указаны операции, их составные части; названы материалы; перечислено оборудование; указаны инструменты; обозначены технологические режимы; рассчитано время; определён квалификационный статус исполнителей.
9 1. Логикофилософский аспект использования технологических карт направлен на то, чтобы сформировать самостоятельную учебную деятельность, формирующую интеллектуальные способности. Это отражено по вертикали в виде конкретных форм деятельности учащихся. 2. Философско-педагогический аспект заключается в персонификации образования и связан с дифференциацией. Это отражено по горизонтали. На пересечении – деятельность обучающихся и педагога.
10 Сущность педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для обучающегося по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
11 І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо); ІІІ) блок организационно – деятельностный (структуризация на действия и операции). - блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
12 Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на занятии, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. ЦЕЛЬ – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Анализ целенаправленной деятельности предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия. (Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983).
13 Личностноформирующая направленность занятия. Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности – всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует. Каждый предмет и каждая тема занятия обладают своими возможностями формирования личности ребёнка.
14 ЗАДАЧА – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре. Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер. Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.
15 ОПЕРАЦИЯ – единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации. Понятие операции введено А.Н. Леонтьевым и используется при изучении относительно законченных и, как правило, автоматизированных перцептивных, моторных, мнемических и интеллектуальных актов, входящих в состав того или иного действия. (Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990).
16 Тип занятия определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности, вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность. Учебно - методический комплекс 1. Источники информации 2. Оборудование. 3. Дидактическое сопровождение. 4. Материалы для познавательной деятельности ученика.
17 Технологическая карта выступает как форма плана занятия, она позволяет скоординировать работу педагога и обучающихся на занятии, чётко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой занятия.
20 Технологическая карта внеурочного занятия. Подготовила: Н.В. Балашова учитель технологии МБОУ СОШ 9 с УИПОО «Технология» г.Нижневартовск Тема: Изготовление мягкой игрушки Тип: Комбинированное занятие общеметодологической направленности; изучение нового материала; практическая работа Цели деятельности педагога: - познакомить учащихся с историей появления мягкой игрушки; учить анализировать технологический процесс изготовления поделки; - организовать деятельность учащихся по раскрою изделия и обработке мягкой игрушки; научить декорировать изделие; закрепить навыки работы ручной иглой, ножницами; обобщить знания о видах ручных швов; - развивать память, наблюдательность; воспитывать интерес к предмету Методы и формы обучения Системно-деятельностный метод; проблемный, объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная и групповая работа Основные понятия и термины Мягкая игрушка, шаблон, выкройка, модель; швы – «петельный», «тамбурный», «вперед иголку» Образовательные ресурсы: Технология: И.А. Сасова, М.Б. Павлова. Технология: В.Д. Симоненко, Н.В. Синица и др. Издательский центр «Вентана-Граф» Наглядно- демонстрационный материал: Мультимедийная презентация по теме; плакаты по вышивке, образцы изделия
21 Планируемые образовательные результаты: Личностные: -проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности ; мотивация учебной деятельности; реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение навыками культуры труда, соблюдение правил Т.Б. при работе; выполнения изделия в соответствии с правилами и технологиями; развитие аккуратности, внимательности и наблюдательности. Метапредметные: Познавательные УУД, Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД -алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности ; самостоятельная организация и выполнение творческих работ; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; - умение работать в команде, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать, вести диалог и выступать, проявлять инициативу, принимать решения; умение провести рефлексию своих действий. - самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия; -умение формулировать учебную задачу и находить способы ее решения в соответствии с условиями ее реализации; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ; Предметные: - умение разграничивать понятия «модель», «конструкция», «выкройка», «шаблон»; подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре; - умение экономно и технологически правильно раскладывать детали изделия на ткани и выполнять раскрой мягкой игрушки; - умение технологически правильно выполнять сборку деталей мягкой игрушки; отработать навыки ручных швов – «Тамбурный» и «Петельный» - умение выполнять художественно-декоративную отделку изделия; определять качество готового изделия.
22 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Этапы занятия Цель этапов занятия Действия учителя Действия учащихся Результат Орг. момент (самоопределение к деятельности) Развитие умений самооценки и готовности к уроку Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отсутствующие в классе. Организует работу учащихся с положительным эмоциональным настроем, создает комфортную обстановку. Мотивирует на активную деятельность. Учащиеся проверяют свою готовность к уроку. Бригадиры оценивают готовность учащихся в своих бригадах, ставят оценки за готовность к уроку. Отражает личностную готовность к взаимодействию, предполагающее деловое общение в группе. Включение в работу на личностно-значимом уровне; формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности. Актуал изация знаний. Постан овка учебно й задачи Актуализа ция знаний о многообра зии форм и видов мягкой игрушки. Организа ция работы по представ лению темы и цели занятия Актуализация необходимых знаний. Создает ситуацию мотивирования, задает вопросы. На интерактивной доске расположены иллюстрации различных видов мягкой игрушки: мягкая игрушка из меха; из разных видов ткани; разные по внешнему виду и способу изготовления. Организует беседу о приближающихся праздниках: Новый год по Китайскому календарю, День Святого Валентина, День защитника отечества, Международный женский день и др. Подводит детей к тому, что на праздники принято дарить подарки. Выясняет значение этого слова. Интересуется, как можно приобрести подарок. Устный опрос: 1. Скажите, все любят получать подарки? А дарить другим? 2. Что значит слово подарок? 3. А какие подарки вам больше нравятся – необычные, авторские или стандартные из магазина? - Итак, сформулируйте тему и цель нашего занятия. 1. Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют взаимопроверку, предъявляют результат. 2. Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения. Высказывают свое отношение к праздникам. Приводят примеры различных подарков. Поясняют значение слова «подарок». Делают вывод: подарки можно купить в магазине или сделать своими руками. Ответы учащихся: 1. «Да, все». 2. «От слова дар – дарить». 3. «Сделанные своими руками - авторские». 4. Подарок, сделанный своими руками, бывает оригинальным и неповторимым. 5. Мы сегодня займемся изготовлением мягкой игрушки «Лошадка». Формулируют тему и цель занятия. Осознание того, что игрушки бывают разные по внешнему виду и способу изготовления. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Оценивание выполнения собственной работы. Умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; формировать умение пользоваться Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою
23 В предлагаемых технологических картах большое внимание уделяется воспитательной составляющей. Обучающиеся 5-7 классов достаточно развиты интеллектуально, чтобы воспринимать такие понятия, как «патриотизм», «национальное самосознание», «семья», «труд», «ответственность», «уважение к людям», «виды профессий» и «профессиональное самоопределение», поэтому личностные результаты планируются на каждом занятии конкретно, неформально, и возможность их достижения прослеживается в описании хода занятия.
24 Диагностика результатов занятия. Педагог использует самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью занятия таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута занятия, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при завершении работы. На этом этапе может оказаться плодотворной и самодиагностика деятельности обучающегося, самостоятельное соотнесение результата деятельности с целью занятия и вывод о задачах для самостоятельной работы.
25 Из ранее сказанного следует, что педагогу необходимо только воспользоваться технологи ческой картой, чтобы: - осознать алгоритм работы на занятии от введения до конечного результата; - определить уровень раскрытия понятий на занятии и соотнести изучаемый материал с последующим; - оценить воспитательные возможности занятия; - определить возможность реализации межпредметных связей; - определить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале; - соотнести результат с целью обучения.
26 Технологическая карта позволит вам: - реализовать стандарт образования; - понять и в системе применить введенные термины по формированию у обучающихся универсальных учебных действий; - сформировать целостную картину мира за счет реального использования межпредметных связей; - определить уровень раскрытия материала и соотнести его с материалом, изучаемым в дальнейшем; - индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс; - раскрыть творческий потенциал обучающихся.
27 Технологическая карта позволит вам: реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от планирования занятия к проектированию темы; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
28 Источники: Конструирование технологической карты урока [ education-advice-for-teachers/893-designing-technology-map-lesson] education-advice-for-teachers/893-designing-technology-map-lesson Методическая карта урока. Методические рекомендации/Зайцева И.И. – Педагогическая мастерская. Все для учителя Максимова Юлия Юрьевна Технологическая карта как средство формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности у учащихся начальной школы [ Максимова Юлия Юрьевна Максимова Юлия Юрьевна Мороз Н.Я., доцент кафедры психологии, педагогики и частных методик УО и «ВОГ ИПК и ПРР и СО» технологическая карта урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО "ВОГ и ПРР и СО", Максимова Юлия Юрьевна Чернышова Н.С., Данилина В.М. Школа России Уроки просвещения Технология: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М «Просвещение»,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.