Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИгорь Яворский
1 Работа с одарёнными детьми
2 «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель». (К.Д. Ушинский)
3 Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя. А. Шопенгауэр « В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться». Эльвин Тофлер
4 Одарённость-это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях. Талант- это необычная способность в какой-либо узкой специфической области.
5 «…Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Поручаю Правительству учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов и разработать норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одаренных детей». В.В.Путин.
6 Проблемы в организации работы с одарёнными детьми при введении ФГОС выражаются в следующих противоречиях: выражаются в следующих противоречиях: 1. Между необходимостью создания нормативной и учебно- материальной базы для организации работы с одарёнными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её осуществления в школе. 2. Между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются. 3. Между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и низким уровнем культуры социума. 4. Между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
7 системно - деятельностный подход воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
8 На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.
9 создание необходимого потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.
10 создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества; организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию; отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах. развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.
11 -умение создать благоприятную атмосферу работы с детьми; -доброжелательность: одарённые дети наиболее восприимчивы; -способность формировать учебную мотивацию различными способами: создавать ситуацию успеха, учитывать интересы и способности ребёнка; -умение экспериментировать на уроке; -стремление к учебному сотрудничеству: ребенок становится партнёром учителя, субъектом учебной деятельности, активно проявляет инициативу и самостоятельность. Личностные качества учителя
12 Формы выявления одарённых детей Наблюдение за ребёнком на уроках, во внеурочной деятельности. Общение с родителями. Работа социально-психологической службы (тестирование, анкетирование, беседа). Результативность участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, конференциях, соревнованиях и т.д.
13 выявление одарённых обучающихся; разработка индивидуальных форм работы; внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий; использование активных форм и методов организации образовательного процесса; выстраивание индивидуальной траектории развития обучающихся;
14 имеют более высокие интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда и т.д. «Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод».
15 Одарённые дети чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет; они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее; обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы; отличаются прекрасной памятью в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации; обладают большим словарным запасом; не терпят, когда им навязывают готовый ответ; имеют обострённое чувство справедливости; предъявляют высокие требования к себе и окружающим; обладают отличным чувством юмора; нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
17 Актуальная одарённость это психологическая характеристика ребёнка с достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.
18 Потенциальная одаренность это психологическая характеристика ребёнка, который имеет лишь определённые психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент.
19 Теоретическая характеристика одарённости и одарённых детей 1. Двигательная (психомоторная) сфера. 2. Интеллектуальная сфера. 3. Сфера академических достижений. 4. Креативность. 5. Общение и лидерство. 6. Сфера художественной деятельности.
20 Склонность руководить, инициативность, легкость общения, оказывает влияние. Повышенная любознательность, сообразительность, живость ума. Интерес к предмету, владение терминологией, способность классифицировать и систематизировать. Художественно исполнительская Лидерская Академическая Интеллектуальная Активность в движениях, соревновательность, хорошая координация движений. Двигательная (психомоторная) Желание мыслить и делать все по-своему, изобретательность, импровизация, ослабленное внимание к авторитетам. Творческая Увлеченность искусством, неповторимость (крайность) в самовыражении; воспринимает визуально.
21 Сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признанным и востребованным. Научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми Повышать интеллектуальную нагрузку, используя ИКТ, продумывая и интегрируя задания, предоставляя право выбора. Развивать познавательную активность детей. Признание таким детям необходимо для успеха. Создание ситуации успеха – необходимое условие для развития одаренности. Необходимая стимуляция: доска почета, ведение портфолио учащихся, интеллектуальные встречи, брейн-ринги, конкурсы, на ряду с обучением саморегуляции Организация внешкольной занятости ребенка. Развитие социальных и коммуникативных навыков. Убедиться в том, что ребёнок имеет положительную мотивацию.
22 Создавать условия для проявления, развития самостоятельности и самодостаточности у ребенка. Стараться расширить круг интересов ребенка. Поощрять проявление инициативности. Учить творчески подходить к проблемной ситуации. Развивать коммуникативные способности ребенка. Развивать коммуникативные способности ребенка. Привлекать к ученическому самоуправлению, т.е. вовлекать во внеклассную жизнь. Не критиковать! Помнить, что эти дети особенно восприимчивы. Стимулировать успехи в учебе: доска почета, новости в классной/школьной газете, конкурсы. Особое внимание стоит обратить на развитие навыков саморегуляции, умение справляться с трудностями. Повышать работоспособность. Больше практических заданий.
23 Вместе с родителями организовывать внеклассную деятельность ребенка (спортивные секции, клубы). Вместе с учителями физкультуры развивать одаренность, путем тренировок, соревнований, игр. Вводить элемент соревновательности в ход урока. Приучать ребенка к самодисциплине; рекомендовать ведение личного дневника, где ребенок сам для себя ежедневно записывает сколько раз в день он переживал ту или иную эмоцию (в таблице эмоций), фиксирует причину. Такое самонаблюдение обычно приводит к желаемым результатам. Чаще создвать ситуации коллективной деятельности, развивать коммуникативные навыки, учить конструктивно решать конфликтные ситуации.
24 Уважайте их стремление к независимости. Осталяйте возможность выбора: Д/З, темы на проекта или реферата. Помните, что для таких детей нет авторитетов, есть люди, которых они уважают. Не пытайтесь строить отношения с такими детьми на требованиях и правилах. Они признают их меньше всего. Исключите из лексикона фразы типа «ты должен, обязан» и т.д. Обязательно включайте творческие или просто интересные задания в ход урока, требующие логических рассуждений. Чаще приводите факты. Поддерживайте творческое начало в каждом ученике, приветствуя нестандартные формы и методы работы, оценивания, подготовки д/з., вводите традиции своего урока. Заставить учиться творческих детей может лишь внутренняя мотивация, но не оценки и не похвала. Постарайтесь направить их способности в нужное и полезное русло. Развивайте интеллект.
25 На уроках и факультативах, помните, что перед вами ярко выраженные «визуалы», для них действует правило «лучше один раз увидеть…» Избегайте критики и резких замечаний. Повышать интеллектуальную нагрузку,развивать познавательную активность детей. Чаще организовывать работу так, чтоб одаренный ребенок почувствовал себя лидером. Организовывать детям встречи с одаренными людьми города, расширять круг общения. Проводить классные часы, вечера, встречи, выставки, посвященные искусству, тренинги креативности.
26 Стремиться к тому, чтобы у ребенка вырабатывалась адекватная самооценка. Мотивировать детей на участие в городских тренингах «Равный-равному», «Школа лидерства». Привлекать к деятельности классного и школьного самоуправления. Обучение самоконтролю; развивать умения преодолевать стрессовые ситуации. Проведение «Мастер-классов». Такие дети с радостью станут учить кого-то! Проведение «Мастер-классов». Такие дети с радостью станут учить кого-то!
27 «Свои способности человек может узнать, только попытавшись их приложить». Сенека Известный исследователь Н.С. Лейтес выделяет 3 категории способных детей. Первая категория – это учащиеся с ранним подъёмом интеллекта. Ко второй категории относятся дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе и внешкольной). Третья категория – это дети с потенциальными признаками одаренности. Дети, которых можно отнести третьей категории, не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности.
28 Как работать ? высокий уровень общих способностей. ярко выраженные специальные способности. потенциальные признаки одарённости. Наиболее правильная форма обучения одарённого ребёнка в общеобразовательной школе – это обращаться с ним как с таковым и в то же время усиливать в нём стремление к дальнейшему позитивному развитию, самоопределению.
29 Основные формы работы с одарёнными детьми: -предметная неделя; предметные и творческие кружки, внеклассные мероприятия, которые позволяют учащимся показать свое творчество в самых разных формах его проявления: сценическое творчество, фантазирование, воображение, придумывание и сочинительство, поиск дополнительной информации к уроку; -организация исследовательской работы и проектной деятельности; участие детей в работе НОУ; -конкурсы, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины; -обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми - «Портфолио».
30 Формы работы с одарёнными обучающимися групповые занятия с одарёнными обучающимися Факультативы по выбору творческие мастерские предметные кружки, кружки по интересам по разным предметам тематические конкурсы, выставки предметные олимпиады по всем предметам работа по индивидуальным планам детей с высоким уровнем обучения интеллектуальные марафоны, смотры, конкурсы консультирование обучающихся общешкольная конференция достижений обучающихся работа НОУ в школе творческие отчёты кружков и спортивных секций занятия исследовательской деятельностью сотрудничество с другими школами
31 Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одарёнными детьми. Проведение целенаправленных наблюдений, за учебной и внеучебной деятельностью учащихся. Подбор материалов и проведение специальных тестов, анкет, диагностических обследований позволяющих определить наличие одарённости. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
32 ведётся работа по обновлению содержания образования, форм методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований; решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта обучающихся; осуществляется предпрофильная подготовка; формируется нравственный и гражданский облик выпускника; развивается научно-исследовательская деятельность обучающихся и педагогов;
33 Условия работы с одарёнными детьми : Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы с одарёнными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.
34 При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют: - уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчества); - развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др.; -вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.
35 Подготовительный этап Формирование навыков эффективной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся.
36 Совершенствование навыков научной организации труда. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со способными школьниками. Формирование познавательного интереса.
37 Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся.
38 Повышение интеллектуального уровня учащихся. Творческая и интеллектуальная самореализация выпускника школы. Обеспечение преемственности в работе начальной, основой и средней школы. Формирование системы работы с одарёнными учащимися.
39 Модель одарённого ребёнка Показатели одарённости: любознательность и потребность в познании, выходящая за рамки возможностей традиционного обучения; высокие интеллектуальные и творческие показатели; высокий уровень развития абстрактного мышления и речи; легкость в обучении, коммуникабельность; активность; высокая мотивация к учебной деятельности.
40 Модель одарённого ребёнка Показатели одарённости : сформированность любознательности; проявление высокоинтенсивной познавательной деятельности; богатое воображение; способность к целеполаганию и связанному с этим проектному мышлению; быстрота, точность выполнения логических действий (анализ, синтез, доказательство, обобщение и т.д.); устойчивость и контролируемость внимания; богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций; вкус к новизне и установка на выполнение творческих заданий; «умение держать удар» - способность отстаивать свои идеи; результативность деятельности.
41 Модель одарённого ребёнка личность, здоровая физически и духовно – нравственно; личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда; личность, способная осуществлять самостоятельно продуктивную деятельность; личность, способная к саморазвитию и самоизменению; личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры.
42 Номинация (называние) имена кандидатов в одарённые; Выявление проявлений одарённости в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.; Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью; Диагностические этапы выявления одарённых учащихся : Диагностические этапы выявления одарённых учащихся :
43 Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников; Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования; Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости; Психологическое тестирование показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов. Диагностические этапы выявления одарённых учащихся :
44 Тесты для выявления уровня развития личности: тестирование общих интеллектуальных способностей, абстрактного и логического мышления ; тестирование на выявление внимания и памяти; опросники Кеттелла на выявление личностных свойств и, в том числе, лидерских качеств; опросник Рензулли: поведенческие характеристики одарённых детей. МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА (ЮРКЕВИЧ B.C.) КАК Я ВИЖУ СЕБЯ (А. И. САВЕНКОВ); МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЁННОСТИ» (А.И. САВЕНКОВ).
45 определение коэффициента языкового интеллекта: психологический тест языковых способностей Зиверта; психологичесий тест Беннета: психологический тест технических способностей; комплексная методика экспертных оценок А.А.Лосева по определению одарённых детей; определение уровня проявления способностей ребёнка через анкетирование родителей. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА (СИЗАНОВ А.Н.) ШКАЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОДАРЁННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (ДЖ. РЕНЗУЛЛИ И СОАВТОРЫ, В АДАПТАЦИИ Л.В. ПОПОВОЙ).
46 Творческих успехов Творческих успехов и талантливых учеников! и талантливых учеников!
47 Нет волшебства, нет чуда никакого, Искусство начинается с простого- К душе ребёнка ключик подобрать, Чтоб смог он целый мир разрисовать... Увидеть синеву в глазах небес, Платком акриловым укутать зимний лес, Смотреть на радугу- наследницу дождя И в этой радуге увидеть вдруг…себя!
48 «Вы знаете, мне по-прежнему верится, Что, если останется жить земля, Главным достоинством человечества Будут когда-нибудь учителя…» Р. Рождественский
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.