Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНиколай Хрушкий
1 Звуки музыки МКОУ «СОШ4» с.Московское Изобильненский район Ставропольский край. Бинарный урок «Физика-музыка» Учитель физики: Долгова Татьяна Алексеевна Учитель музыки: Манахова Оксана Ивановна
2 Пояснительная записка Данная презентация подразумевает проведение бинарного урока по теме «Звуки музыки». Занятие позволяет связать два учебных предмета «физика» и «музыка». Урок предназначен для учащихся 9 класса. При этом обучение проводится по программе А.В.Перышкина, Е.М. Гутник. Учебная программа этих авторов оригинальна в том отношении, что параграфы снабжены теоретическим материалом, позволяющим развивать у учеников политехнические знания. Хочется отметить, что материал касается не только области техники, но и других научных направлений. В частности, прослеживается установление взаимосвязи физики и музыки. Объяснение нового материала сопровождается демонстрационным экспериментом (звук - механическая волна; распространение звука в различных средах (сравнение скоростей, громкости звука; различные звуковые частоты; усиление звука; ослабление звука). На уроке учащиеся не являются пассивными слушателями. Они постоянно должны участвовать в обсуждении результатов эксперимента, делать выводы, применять знания о музыкальных инструментах и музыкальных характеристиках для объяснения процесса возникновения и распространения звуковых волн Презентация может использоваться как учителем физики, так и учителем музыки.
3 представлены деятельностью учителя и учащихся, направленной на: формирование понятия «звук»; формирование понятия «слуховой анализатор»; формирование понятия «орган слуха»; выявление способности человека воспринимать звуковые волны; установление границ слухового диапазона человека. Образовательные задачи урока
4 представлены деятельностью учителя и учащихся, направленной на: ознакомление учащихся с методами научного познания: наблюдение, эксперимент путем проведения демонстрационного эксперимента по формированию понятия «звуковая волна», установлению границ слухового диапазона человека, по установлению скорости распространения звука в различных средах; выявление значимости знаний людей о слуховом диапазоне человека, об особенностях распространения звука в различных средах, об особенностях строения органа слуха. Воспитательные задачи урока
5 представлены деятельностью учителя и учащихся, направленной на: развитие умений объяснять процесс восприятия звуковых волн человеком на основе знаний о строении органа слуха и природе звука; формирование умений делать сравнительный анализ физических процессов и явлений на примере сравнения процесса распространения звука в различных средах; развитие умений обобщать и выделять главное в процессе мыслительной деятельности на примере подведения итогов бинарного урока; формирование умений учащихся применять знания одного предмета для изучения и дополнения материала другого. Развивающие задачи урока
8 Любое ли колебание является звуком?
12 Подборка звуков и шумов
14 Распространение звука в разных средах
15 слухачи
16 Скорость звука в различных средах Скорость в м\с Вакуум Твердые тела Жидкости Газы Звука нет Самая большая скорость Меньше, чем в твёрдых телах Меньше, чем в жидкости. Зависит от рода газа и от t°. м\с 1440 м\с при t 8 ͦͦͦͦС 340 м\с
17 Орган слуха
18 Осциллограф звуковой генератор
19 Группы музыкальных инструментов 1. Ударные 3. Струнные 2. Духовые 4. Клавишные
20 Ударные
22 Духовые
24 Струнные
26 Клавишные
30 Характеристики звука Высота - Определяется частотой колебаний, от 15 до Гц. Громкость - Зависит от амплитуды колебательной среды. Скорость - Зависит от среды и температуры. Тембр - Определяется набором частот и обертонов.
31 Эксперимент 1. Сравним параметры одного звука, воспроизведенного сначала тихо, а потом громче рис.1 рис.2 Звук «До» ( рис. 1) обычным нажатием на клавишу. Звук «До» (рис.2), но более жестко. Сравнивая, видно: количество колебаний в обоих случаях одинаково, их 3. Следовательно Т1=Т2 т.к. ν=1/Т, то V1=V2, а амплитуды колебаний отличаются: на рисунке 2 она больше, чем на рисунке 1.
37 Слуховой диапазон человека и различных животных Человек 16 Гц – Гц Собака 200 Гц – Гц Кошка 100 Гц – Гц Летучая мышь 2000 Гц – Гц Дельфин 40 Гц – Гц
38 Источник Применение Инфразвук Грозовые разряды. Орудийные выстрелы. Извержения вулканов. Взрывы атомных бомб. Землетрясения. Работающие двигатели реактивных самолетов. Звук частотой менее 16 Гц Определение местоположений сильных взрывов. Определение положения стреляющего орудия. Осуществление контроля за подземными ядерными взрывами. Предсказание цунами.
39 Источник Применение Ультразвук Дельфины. Летучие мыши. Зубчатые киты. Сирена. Звук частотой более Гц Измерение глубины моря (эхолоты, гидролокаторы). Осуществление рыбопромысловой разведки. Поиски подводных лодок. Дефектоскопия. Изготовление эмульсий и суспензий. Осуществление пайки алюминия. Осуществление звуковидения. Стерилизация молока, лекарственных веществ и медицинских инструментов. Сварка сломанных костей. Обнаружение опухолей.
43 Чистым тоном называется звук источника, совершающего гармонические колебания одной частоты.
45 Практическая часть Что может быть интереснее опытов по физике? И, конечно, чем проще, тем лучше! Эти простые опыты можно проделать самому даже дома. Глаза горят, руки чешутся! Вперед, исследователи!
46 Отчет о проделанных практических работах
47 Звуковые волны Великий немецкий композитор Бетховен с годами оглох. Чтобы слушать игру на рояле, он приставлял к нему один конец своей трости, а другой конец держал в зубах. Слышал ли свою музыку Бетховен? Провер ка
48 Правильный ответ Да, конечно. Звуковые волны распространяются в твердых телах, жидкостях и газах, так как являются продольными.
49 Свойства звука Если в стеклянный колокол поместить будильник и выкачать оттуда воздух, то звук становится слабее и слабее, и наконец прекращается. Почему? Провер ка
50 Правильный ответ Для того чтобы распространялся звук, необходимо, чтобы существовала упругая среда. В вакууме звуковые волны распространяться не могут.
51 Свойства звука Гром слышно через 5 с после вспышки молнии. Как далеко находится грозовая туча? Провер ка
52 Правильный ответ Если считать, что скорость звука 330 м/с, то, умножив эту скорость на 5 с, можно получить расстояние до грозовой тучи м=1,65 км
53 Свойства звука Почему суфлерскую будку обивают войлоком? Провер ка
54 Правильный ответ Чтобы исключить распространение речи суфлера в зрительный зал. Звук будет поглощаться.
55 Свойства звука На открытом воздухе пение звучит менее громко, чем в помещении. Почему? Провер ка
56 Правильный ответ В помещении наблюдается отражение звуковых волн от стен, пола и потолка.
57 Характеристики звука Кто в полете чаще машет крыльями: муха или комар? Провер ка
58 Правильный ответ Комар. Его «голос» более высокий, а значит частота взмахов крыльями больше.
59 Характеристики звука Герой одного из рассказов О. Генри ударил поросенка с такой силой, что тот полетел, «опережая звук собственного визга». С какой наименьшей скоростью должен был бы лететь поросенок, чтобы описанный случай произошел в действительности? Провер ка
60 Правильный ответ Со скоростью звука. 330 м/с
61 Характеристики звука Если ударить молотком по одному концу длинной металлической трубы, то стоящий у другого конца трубы услышит двойной удар. Почему? Провер ка
62 Правильный ответ Первый удар – это звуковая волна, распространившаяся по металлической трубе. Второй удар – это звуковая волна, распространившаяся в воздухе. Скорость звука в металле больше, чем в воздухе.
63 Акустический резонанс Когда мы держим стакан в руке и размешиваем чай в нем ложкой, то слышим звук. Затем, поставив стакан на стол и продолжая помешивать чай, слышим другой звук. Почему? Провер ка
64 Правильный ответ Звуковые колебания стакана передались столу, а полость стола усиливает звук (является резонатором)
65 Акустический резонанс Когда прислушиваются к отдаленному шуму, то невольно раскрывают рот. Почему? Провер ка
66 Правильный ответ Ротовая полость служит резонатором и звук усиливается.
67 Акустический резонанс Если в комнате, в которой стоит рояль с поднятой крышкой, громко пропеть ноту, то рояль отзовется заметным звучанием струн. Все ли струны звучат при этом? Провер ка
68 Правильный ответ Не все. Звучать будут струны частота колебаний которых совпадет с частотой пропетой ноты.
69 Акустический резонанс Почему у моря гудят раковины? Провер ка
70 Правильный ответ Полость морских раковин служит резонатором для звука, происходит сложение (усиление) звуковых волн, отраженных от стенок «раковинных труб»
71 Звук в природе По жужжанию пчелы можно определить, куда летит пчела – из улья за медом или обратно в улей. Каким образом? Провер ка
72 Правильный ответ Нагруженная медом пчела издает звук более низкого тона.
73 Звук в природе Почему при близкой грозе слышен резкий оглушительный удар, а при далекой слышен раскатистый гром? Провер ка
74 Правильный ответ При близкой молнии мы слышим лишь звук, ее сопровождающий, при далекой воспринимаем также и отраженные звуки от разных преград.
75 Домашнее задание Ответить на вопрос: «В чем разница между мажором и минором с точки зрения физики?».
76 Спасибо за урок!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.