Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГеоргий Астафьев
2 Методы генерации альтернатив Курс «Организационная психология» Преподаватель Шевченко Юрий
3 Креативные решения приходят тогда, когда разрушены блокады мышления: эмоциональные, интеллектуальные и культурные Эмоциональные Интеллектуальные Культурные
4 Эмоциональные блокады Боязнь риска Боязнь хаоса Лучше критиковать идеи других, чем генерировать свои Отсутствие мотивации
5 Интеллектуальные блокады Негибкий подход к решению проблемы: - стандартный мыслительный процесс - отказ от взгляда на проблему с другой стороны Отсутствие информации / неправильная информация
6 Культурные блокады Недоверие Отсутствие поддержки со стороны начальства Отвлекающие моменты (телефон, коллеги) Отношение к принятию решений как к исключительно серьезному процессу, где нет места фантазии, интуиции, качественной оценке и юмору Табу
7 Методы генерации альтернатив и повышения креативности Методы психологической активации Методы систематизированного поиска
8 ЧАСТЬ I. Методы психологической активации
9 Более подробно будут рассмотрены следующие методы психологической активации: 1. Виды мозгового штурма: Классический мозговой штурм Классический мозговой штурм Корабельный совет Корабельный совет Brainwriting (Метод «6-3-5») Brainwriting (Метод «6-3-5») 2. Метод фокальных объектов 3. Лист свойств 4. Перспектива роли 5. Метод номинальной группы 6. Синектика
10 Автор - А. Осборн; Автор - А. Осборн; Цель - генерирование творческих решений; Цель - генерирование творческих решений; Сфера применения - метод универсален; Сфера применения - метод универсален; Преимущества - эффективность, универсальность. Преимущества - эффективность, универсальность. 1 а. Метод классического мозгового штурма
11 Мозговой штурм (Brainstorming) Принцип Организация Оценка Количество рождает качество Генерирование идей Проблема известна заранее Группа в количестве 6-12 человек Продолжительность минут Оценка идей - Нечетное количество участников - Ранжирование идей ЗАПРОТИВ Много идей Работа в группе Использование энергии экстравертов Лояльность и чувство юмора играют большую роль Отсутствие поспешных оценок Эффективно в большей степени при относительно легких проблемах Креативность может превратиться в анархию Экстраверты доминируют и берут инициативу на себя Интраверты неактивны
12 1. Никакая идея не является чересчур нелепой. 2. Никакая идея не критикуется. 3. Каждая высказанная идея принадлежит коллективу. 4. Группа старается породить как можно больше идей. ЭТАПЫ: 0. Этап подготовки проблемы к штурму. 1. Этап генерации идей. 2. Этап экспертизы идей. Принципы применения и этапы метода мозгового штурма
13 Правила проведения метода «Мозговой штурм» 1 этап – Генерация идей ( 2/3 времени ) Запрещена критика Запрещена критика Можно выдвигать самые фантастические идеи Можно выдвигать самые фантастические идеи Можно развивать прозвучавшие идеи Можно развивать прозвучавшие идеи Необходимо выдвинуть как можно больше вариантов Необходимо выдвинуть как можно больше вариантов 2 этап – Критика и отбор выдвинутых идей ( 1/3 времени ) Ранжирование выдвинутых идей Ранжирование выдвинутых идей Выбор трех наиболее точных формулировок проблемы Выбор трех наиболее точных формулировок проблемы
14 Корабельный совет = совещание, созываемое руководителем для решения проблемы в условиях дефицита информации и времени. Вариант мозгового штурма, проводимого под жестким руководством «капитана» и при строгой регламентированности последовательности высказывания идей. Вариант мозгового штурма, проводимого под жестким руководством «капитана» и при строгой регламентированности последовательности высказывания идей. Может использоваться для поиска решений в различных областях человеческой деятельности. Может использоваться для поиска решений в различных областях человеческой деятельности. 1 б. «Корабельный совет»
15 План действий «Корабельный совет» 1. Объявить участникам очередность выступлений. 2. Четко сформулировать проблему и представить ее в форме, наиболее удобной для участников. 3. Заслушать каждого участника о путях решения проблемы (этап – "Выдвижение идей"). 4. Отобрать 2-3 идеи для проработки. 5. Критика отобранных идей (этап – "Критика идей"). 6. Защита и развитие идей, подвергнутых критике (этап – "Защита идей"). 7. Выбор руководителем тех предложений, которые помогут лучше решить проблему. 8. Реализация решений
16 Правила проведения совещания 1. Высказываться по проблеме должны все. 2. Порядок выступлений – от "юнги " до "капитана ", от младшего к старшему. 3. Вопросы задает только "капитан". 4. Критиковать идеи и защищать их только после команды "капитана". 5. Критиковать, а затем и защищать отобранные идеи должны все. 6. Итог работы подводит "капитан"
17 Распределение ролей в ходе решения проблемы (обозначено цветом)
18 = письменный вариант мозгового штурма, который работает на обоюдное стимулирование креативности участников, обеспечивает участие всех и отсутствие поспешных оценок. 1 в. Meтод «6-3-5» (Brainwriting)
19 Meтод (Brainwriting) Принцип Организация Процесс Оценка Количество рождает качество Генерирование идей Все участвуют и вносят одинаковый вклад Проблема известна заранее Группа в количестве 6-8 человек Оценка идей - Нечетное количество участников - Ранжирование идей У каждого участника 5 минут, чтобы записать на лист бумаги 3 идеи После этого каждый участник передает свой формуляр соседу слева Каждый читает идеи соседа и предлагает свои новые идеи После этого участник снова передает свой формуляр соседу слева Процесс продолжается до тех пор, пока формуляр не будет заполнен Много идей Обоюдное стимулирование Участвуют все Отсутствие поспешных оценок Эффективно лишь при относительно легких проблемах Отсутствие спонтанности ЗАПРОТИВ
20 Meтод (Brainwriting): Формуляр
21 Авторы - предложен Кунце, усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом. Авторы - предложен Кунце, усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом. Основная идея - сознательное использование методом ассоциаций информационные ресурсы образного мышления для решения творческих задач. Основная идея - сознательное использование методом ассоциаций информационные ресурсы образного мышления для решения творческих задач. Цель - перенос признаков случайно выбранных объектов на фокальный объект (в «фокусе» внимания). При переносе «чужих» признаков на совершенствуемый объект получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть инерцию мышления и по-новому взглянуть на задачу. Цель - перенос признаков случайно выбранных объектов на фокальный объект (в «фокусе» внимания). При переносе «чужих» признаков на совершенствуемый объект получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть инерцию мышления и по-новому взглянуть на задачу. 2. Метод Фокальных Объектов
22 МФО. Сфера использования Творческий поиск инновационных идей в любой области; Творческий поиск инновационных идей в любой области; Принятие решений в нестандартных, либо конфликтных ситуациях. Принятие решений в нестандартных, либо конфликтных ситуациях.
23 МФО. Порядок применения 1. Выбор фокального объекта; 2. Выбор случайных объектов - одного или нескольких, обладающий наибольшим количеством свойств, характеристик; 3. Словесное описание существенных признаков случайных объектов (с учетом лингвистических особенностей языка);
24 4. Составление словесных сочетаний путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов; 5. Генерирование гипотез на основе свободного ассоциативного формирования семантических полей; 6. Развитие и выявление инновационного потенциала выдвинутых гипотез 7. Экспертная оценка, отбор гипотез и стратегий их реализации.
25 МФО. Процесс 1. Определите проблему и убедитесь в том, что все участники одинаково понимают данную проблему 2. Выберите вслепую любые 3 слова из толкового словаря 3. Начертите таблицу из трех колонок, каждую озаглавьте одним из выбранных случайных слов 4. Выберите первое слово и прочитайте его толкование 5. Организуйте «мозговой штурм» для поиска идей, ассоциирующихся с выбранным словом 6. Повторите ту же процедуру со следующими словами 7. Комбинируйте полученные ассоциации с предметом, обозначенным в исходной проблеме 8. После третьего мозгового штурма – комбинируйте полученные варианты идей. Выберите наилучшие.
26 МФО. Пример 1. Задача – предложить новый вид кофеварки. 2. Три случайных слова из словаря: «апельсин», «колесо», «зонтик» 3. Подготовка таблицы 4. Первое слово: «апельсин» (определение) - фрукт, оранжевого цвета, шарообразной формы, относящийся к семейству цитрусовых, используемый для производства соков и т.д. 5. Ассоциации со словом «апельсин»: рыжий, круглый, душистый, витамин «С», больной, сок, коктейль «Отвертка», кожура, кислый, сочный, и т.д. 6. Рыжая кофеварка, кофеварка круглой формы, кофеварка с запахом, кофеварка с пакетиком витамина «С» внутри, кофеварка, позволяющая делать коктейль из кофе с чем-либо и т.д. 7. После МШ на ассоциации со словом «колесо» и «зонтик» могут получиться следующие варианты кофеварки: «Кофеварка для туристов: круглой формы, складная, с крышкой в виде колеса, герметичной и пакетиком витамина «С», засыпающимся при каждом приготовлении кофе или кофейного напитка» и т.д. Апельсин: … Колесо: … Зонтик: …
27 = метод генерации идей, направленный на предложение новых областей использования предмета и, как следствие, новых его свойств предложение 3. Лист свойств
28 1. Определение Многократный мозговой штурм 2. Свойства Перечислите свойства предложенного Вам предмета 3. Первый мозговой штурм Назовите первое свойство предмета и запишите как минимум 5 областей его применения, где используется данное свойство 4. Последующие мозговые Назовите второе, третье и пр. штурмы свойства предмета и запишите области его применения, соответствующие данным свойствам Лист свойств. Этапы
29 Метод можно использовать как в группе, так и в одиночку. Суть метода Увеличение количества оригинальных и разнообразных идей, а также рассмотрение специфических аспектов проблемы с помощью генерации решений с точек зрения различных персонажей (рассмотрение идей с различных точек зрения). План действий 1. Четко формулируется проблема и представляется в форме, наиболее удобной для участников. Даются ответы на любые вопросы, разъяснения. 2. Выбираются разнообразные роли (по количеству человек в группе), и назначают по человеку на каждую роль. Один человек может играть больше, чем одну роль. Роли могут быть реалистические или причудливые, это зависит от группы и ее готовности экспериментировать и от типа проблемы, которую Вы решаете. 3. Каждый человек генерирует новые идеи исходя из своей роли. Полученные идеи фиксируются идеи на флип-чарте. Необходимо поощрять членов группы быть полностью вовлеченным в их роли. 4. Перспектива роли
30 Виды ролей Реалистиче ские Типичные ИзвестныеЖивотные Наблюдатель Стейк-холдер Адвокат Главный администратор Родитель детей Клиенты Бухгалтер Король Клоун Критик Всезнайка Волшебник Художник Ведьма Исследователь Леонардо да Винчи Мадонна ЛинкольнЭйнштейн Мэри Кей Путин В.В. Насекомое Лягушка Слон Летучая мышь Дельфин ДинозаврБабочка Змея
31 Авторы - Андре Л.Дельбек и Эндрю Г. Ван де Вен. Авторы - Андре Л.Дельбек и Эндрю Г. Ван де Вен. Основная идея - структурированная групповая встреча людей, которые не могут свободно общаться устно, но могут излагать идеи на бумаге. Основная идея - структурированная групповая встреча людей, которые не могут свободно общаться устно, но могут излагать идеи на бумаге. Метод номинальной группы (МНГ) 6. Метод номинальной группы (МНГ)
32 МНГ. Этапы 1 этап Предложение идей в письменном виде. Структурированное распределение идей. Каждый представляет одну идею. Это продолжается до тех пор, пока все участники не сообщат, что у них больше нет идей. При этом не проводят никакого обсуждения. Фиксация идей в таблицу на виду у всей группы (проходит одновременно с высказывание идей). Результатом первого этапа является список идей (обычно от 18 до 25). 2 этап Структурированное обсуждение каждой идеи. Выясняется степень поддержки каждой идеи, внесенной в список. 3 этап Тайное голосование, при котором каждый участник самостоятельно выбирает приоритеты. Групповым решением является математическая сумма отдельных голосов.
33 Автор - У. Гордон. Автор - У. Гордон. Основная идея - спонтанная активность мозга направляется на исследование и преобразование проблемы. Основная идея - спонтанная активность мозга направляется на исследование и преобразование проблемы. Особенности метода - в методе водится осознанный поиск аналогий. Цель аналогий сбить привычное представление о хорошо известных вещах. Особенности метода - в методе водится осознанный поиск аналогий. Цель аналогий сбить привычное представление о хорошо известных вещах. 6. Синектика
34 Синектика. Алгоритм работы Тщательный подбор группы специалистов. Тщательный подбор группы специалистов. Критерии отбора участников для работы по методу: гибкость мышления гибкость мышления широкий диапазон знаний (междисциплинарность) широкий диапазон знаний (междисциплинарность) наличие практического опыта наличие практического опыта Практика в использовании метода Практика в использовании метода
35 Синектика: Процедура работы 1. Описание ситуации, проблемы, ответы на вопросы и предложения, возникшие у членов группы. 2. Формулировка ряда проблем при первичном анализе ситуации. 3. Выбор одной из формулировок проблемы – формирование ключевого представления. 4. Придумывание аналогий к ключевому представлению. 5. Применение аналогий к поставленной проблеме и дальнейшая разработка.
36 Синектика: виды аналогий Прямая аналогия – методы в других отраслях науки и техники. Прямая аналогия – методы в других отраслях науки и техники. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п. Личная аналогия, или эмпатия - «вживание» в образ рассматриваемого объекта. Личная аналогия, или эмпатия - «вживание» в образ рассматриваемого объекта. Например, при обсуждении проблем, связанных с загрязнением окружающей среды человека можно попросить представить себе, что бы он чувствовал, если бы был загрязненной рекой. Символическая аналогия краткое символическое описание задачи или объекта; обычно в форме яркой меткой метафоры, представляющей собой сочетание контрастных понятий в виде броского заголовка. Символическая аналогия краткое символическое описание задачи или объекта; обычно в форме яркой меткой метафоры, представляющей собой сочетание контрастных понятий в виде броского заголовка. Например, физическая проблема, связанная с применением тепловых процессов для охлаждения, может быть обозначена как «горячий лед». Фантастическая аналогия – строится на воображаемом изменении законов природы, создание особого гипотетического мира, в котором возможно всё, что угодно. Поиск решения в фантастической литературе, формулирование проблемы в терминах сказок, мифов, легенд. Фантастическая аналогия – строится на воображаемом изменении законов природы, создание особого гипотетического мира, в котором возможно всё, что угодно. Поиск решения в фантастической литературе, формулирование проблемы в терминах сказок, мифов, легенд. Например, в проблеме, где требуется найти способ подачи воды на вершину горы в качестве фантастической аналогии может выступать гипотетический мир, в котором вода течет вверх.
37 ЧАСТЬ II. Методы систематизированного поиска
38 Более подробно будут рассмотрены следующие методы систематизированного поиска: 1. Морфологический анализ (морфологическая матрица) 2. Лист Осборна (списки контрольных вопросов) 3. Диаграмма Исикавы 4. Метод шести шляп 5. Мета-план (mapping) 6. Функциональный метод проектирования Мэтчетта
39 1. Морфологический анализ (морфологическая матрица) Автор Фриц Цвикки; Автор Фриц Цвикки; Основная идея - классифицирование, ориентировка в многообразии понятий и фактов. Метод позволяет находить весь спектр вариантов решений проблемы; Основная идея - классифицирование, ориентировка в многообразии понятий и фактов. Метод позволяет находить весь спектр вариантов решений проблемы; Специфика - построение морфологической матрицы-решетки, в узлах которой располагаются решения. Поле может быть многомерным. Специфика - построение морфологической матрицы-решетки, в узлах которой располагаются решения. Поле может быть многомерным.
40 Морфологическая матрица 1. Определение Проблема представляется в очень общем виде 2. Определение параметров Проблема раскладывается на компоненты, которые будут влиять на решение проблемы 3. Создание морфологичес- Для каждого параметра определяются альтернативы кой матрицы решения, которые заносятся в морфологическую матрицу 4. Креативный процесс Занесенные в морфологическую матрицу альтернативные варианты решения проблемы комбинируются различными способами 5. Оптимальное решение Из всех возможных комбинаций выбирается оптимальное решение 1. Определение Проблема представляется в очень общем виде 2. Определение параметров Проблема раскладывается на компоненты, которые будут влиять на решение проблемы 3. Создание морфологичес- Для каждого параметра определяются альтернативы кой матрицы решения, которые заносятся в морфологическую матрицу 4. Креативный процесс Занесенные в морфологическую матрицу альтернативные варианты решения проблемы комбинируются различными способами 5. Оптимальное решение Из всех возможных комбинаций выбирается оптимальное решение
41 Морфологический анализ: алгоритм работы подробнее 1. Формулирование проблемы. 2. Определение параметров, от которых зависит решение проблемы. 3. Подготовка списка параметров, присвоение параметрам буквенные обозначения. 4. Выявление возможных вариантов реализации параметров. Присвоение вариантам цифровых обозначений (номеров).
42 5. Построение морфологической матрицы (морфологического ящика) на основе списков. 6. Вычисление количества полученных вариантов и в случае необходимости, корректировка предыдущих этапов. 7. Перебор вариантов, их оценка и выбор наилучших (или новых) решений. Морфологический анализ: алгоритм работы
43 «Что нужно сделать?» «Что нужно сделать?» «Как это нужно сделать?» «Как это нужно сделать?» «С помощью чего (кого) это можно сделать?» «С помощью чего (кого) это можно сделать?» «Кто должен это сделать?» «Кто должен это сделать?» «Когда это нужно сделать?» «Когда это нужно сделать?» «Зачем это нужно сделать?» «Зачем это нужно сделать?» Морфологический анализ. Возможные типы матриц
44 Морфологический анализ. Ограничения Получение сотни и тысячи сочетаний различных вариантов; Получение сотни и тысячи сочетаний различных вариантов; Длительное время для анализа; Длительное время для анализа; Следствие - применение морфологического анализа для исследования области возможных решений.
45 Пример. Разработка новой модели кофеварки (1) Конкретизация поставленной задачи Параметры (Функции) Разливать кофе Разогревать кофе Фильтровать кофе Кипятить воду 1 Возможные решения 234
46 Определение альтернатив (1) Подогрев снаружи 1 Возможные решения 234 Подогрев изнутри Подогрев в микроволновке Фильтр Пористый материал Центрифуга Сила тяжести Подогрев снаружи Подогрев изнутри Подогрев в микроволновке Изоляция Обычный разлив Разлив с насосом Использование половника Краник Вентиль Разработка новой модели кофеварки (2) Параметры (Функции) Разливать кофе Разогревать кофе Фильтровать кофе Кипятить воду
47 Подогрев снаружи Подогрев изнутри Подогрев в микроволновке Фильтр Пористый материал Центрифуга Сила тяжести Подогрев снаружи Подогрев изнутри Подогрев в микроволновке Изоляция Обычный разлив Разлив с насосом Использование половника Краник Вентиль 1 Mögliche Lösungsformen x 4 x 4 х 4 = 192 различных комбинаций Разработка новой модели кофеварки (3) Определение альтернатив (2) Параметры (Функции) Разливать кофе Разогревать кофе Фильтровать кофе Кипятить воду Возможные решения Подогрев снаружи Подогрев изнутри Подогрев в микроволновке Фильтр Пористый материал Центрифуга Сила тяжести Подогрев снаружи Подогрев изнутри Подогрев в микроволновке Изоляция Обычный разлив Разлив с насосом Использование половника Краник Вентиль
48 1. Определение Усовершенствование уже существующего предмета 2. Изучение списка Для каждого предмета формируется или изучается вопросов список вопросов, помогающий генерировать новые идеи 3. Обсуждение списка Каждый вопрос списка обсуждается в виде «мозгового штурма». Важно не пропустить ни одного вопроса 4. Генерирование идей По каждому вопросу необходимо сформулировать как минимум одну новую идею 5. Фиксация результата Все идеи необходимо зафиксировать в протоколе 1. Определение Усовершенствование уже существующего предмета 2. Изучение списка Для каждого предмета формируется или изучается вопросов список вопросов, помогающий генерировать новые идеи 3. Обсуждение списка Каждый вопрос списка обсуждается в виде «мозгового штурма». Важно не пропустить ни одного вопроса 4. Генерирование идей По каждому вопросу необходимо сформулировать как минимум одну новую идею 5. Фиксация результата Все идеи необходимо зафиксировать в протоколе 2. Лист Осборна
49 1. Применить по-другому Есть ли другие области применения для этого предмета? 2. Приспособить Можно ли приспособить данные предмет под что-то другое? 3. Изменить Можем ли мы изменить значение, цвет, размер, форму, звучание, запах предмета? 4. Увеличить Можем ли мы увеличить предмет? Что-то добавить? Повысить? Удлинить?Усилить? 5. Уменьшить Можем ли мы уменьшить предмет? Что-то удалить? Углубить? Укоротить? Облегчить? Нежнее? Тоньше? 6. Заменить Можно ли организавать процесс по-другому? Есть ли другие позиции? Этнические или исторические элементы? 7. Поменять местами Можно ли поменять местами части предмета? Изменить порядок следования? 8. Повернуть Можно ли использовать протитвоположный предмет? Как выглядит данный предмет в зеркальном отражении? 9. Комбинировать Можно ли скомбинировать данный предмет с другим? Можно ли включить его в комплексное решение? 10. Трансформировать Можем ли растянуть или сплющить данный предмет? Сделать его твердым? Жидким? Прозрачным? Лист Осборна: Вопросы
50 Лист Осборна (пример): Рождественская открытка 1. Применить по-другому Бонус, кроссворд, загадка 2. Приспособить Входной билет, телефонная карта 3. Изменить Открытка с запахом ели 4. Увеличить В виде газеты, плаката, книги 5. Уменьшить Мелкий шрифт, лупа в приложении 6. Заменить Историческая карта 7. Поменять местами Пасхальные мотивы к Рождеству 8. Повернуть Личные пожелания на конверте 9. Комбинировать Приглашение на Рождественский праздник, открытка как начало серии открыток 10. Трансформировать Музыкальное произведение
51 Основная идея: графическое построение причинно-следственных связей; Основная идея: графическое построение причинно-следственных связей; Сфера применения - любые области аналитической деятельности по решению проблем; Сфера применения - любые области аналитической деятельности по решению проблем; Особенности метода - системный метод расчленения ситуации, деятельности, на более мелкие составляющие - действия, функции или задачи, вплоть до конкретных заданий или предельно простых операций. Особенности метода - системный метод расчленения ситуации, деятельности, на более мелкие составляющие - действия, функции или задачи, вплоть до конкретных заданий или предельно простых операций. 3. ДИАГРАММА ИСИКАВЫ (СХЕМА «РЫБНАЯ КОСТЬ»)
52 Диаграмма Исикавы. Сферы использования Решение задач и подготовки задач к решению. Решение задач и подготовки задач к решению. Ранжирование проблем и задач по степени важности. Ранжирование проблем и задач по степени важности. Анализ рассматриваемой системы. Анализ рассматриваемой системы. Построение технологических цепочек. Построение технологических цепочек. Построение системы (структуры) функционирования. Построение системы (структуры) функционирования. Наглядное представление сложных программ и документов. Наглядное представление сложных программ и документов. Распределение должностных функций до конкретных заданий. Распределение должностных функций до конкретных заданий. Планирование деятельности и определения срочности исполнения планов. Планирование деятельности и определения срочности исполнения планов. Поиск новых идей. Поиск новых идей.
53 Диаграмма Исикавы. Процедура работы 1. Выбрать задачу (корневую проблему/позвоночник). 2. Разбить задачу на узловые подзадачи (стволовые ветви/ребра). При разработке – основные функции, при планировании - основные этапы, при подготовке мероприятия - временные события Разделить подзадачи на конкретные действия (ветки/кости). Функция - что сделать, чтобы выполнялась. Этап - последовательность действий 4. Выделить непосредственные операции (листья/перья). Каждое действие делится на точную последовательность операций, производимых в конкретный момент времени. 5. Фиксация идей. Фиксируются найденные идеи. Функция - Чего не хватает ("проколы", "дыры") для выполнения? Что не делается (не сделано), а надо бы сделать? Что нового можно предложить? Как улучшить существующее? Так же фиксируются найденные противоречия: "Что надо сделать, но нельзя потому что...»
54 Диаграмма Исикавы. Структура
55 «Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Эдвардом де Боно Эдвардом де Боно В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. это простой и практичный способ преодолеть трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. 4. Метод шести шляп
56 Описание шляп Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Красная шляпа: чувства и интуиция В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Черная шляпа: критика Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.
57 Описание шляп Желтая шляпа: логический позитив Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зеленая шляпа: креативность Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Синяя шляпа: управление процессом Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.
58 Шесть шляп. Процедура 1. В групповой работе самая распространенная модель определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи. 2. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остается под синей шляпой и следит за процессом. 3. Результаты сессии суммируются под синей шляпой
59 Позволяет активизировать творческий процесс в группе, собирать идеи, структурировать мысли и находить решения Позволяет активизировать творческий процесс в группе, собирать идеи, структурировать мысли и находить решения I. Запуск процесса индивидуальной мыслительной активности Формулирование ведущим в общем виде интересующей проблемы для размышления (Пр.: «Основные направления деятельности HR менеджера») Формулирование ведущим в общем виде интересующей проблемы для размышления (Пр.: «Основные направления деятельности HR менеджера») Формулирование участниками ответов, раскрывающих данную тему, на специальных карточках (1 ответ – 1 карточка); количество ответов может быть ограничено Формулирование участниками ответов, раскрывающих данную тему, на специальных карточках (1 ответ – 1 карточка); количество ответов может быть ограничено II. Задание форм коммуникации : Структурирования и обобщения содержания Структурирования и обобщения содержания (расположения карточек в рабочем пространстве группы, например, на доске) Отношения (методы ранжирования и т.п.) Отношения (методы ранжирования и т.п.) ! Эти 2 аспекта технически разнесены во времени ! Группа (а не отдельные люди) – субъект творчества! 5. Мета-план / mapping (модерация в узком смысле)
60 III. Появление смысловых «облаков» (сгруппированных карточек) IV. Задание границ и называние этих облаков Что это? Групповая категоризация Групповая категоризация Идентификация Идентификация Типологизация Типологизация V. Применение техник модерации (различных типов опросов) VI. Работа в подгруппах над каждым из «облаков» (подгруппы выделяются по количеству «облаков»)
61 Функциональный метод проектирования Мэтчетта – комплексный эвристический метод технического творчества, в котором одновременно используются следующие "режимы мышления". Мышление стратегическими схемами (выработка стратегии и соблюдение стратегии). Мышление стратегическими схемами (выработка стратегии и соблюдение стратегии). Мышление в параллельных плоскостях (проектировщик, с одной стороны, думает, а с другой – наблюдает процесс мышления). Мышление в параллельных плоскостях (проектировщик, с одной стороны, думает, а с другой – наблюдает процесс мышления). Мышление с нескольких точек зрения (часто оно осуществляется с помощью контрольных вопросов, данных ниже). Мышление с нескольких точек зрения (часто оно осуществляется с помощью контрольных вопросов, данных ниже). Мышление "образами" (образы могут быть как идеальными, так и реальными: в виде схем, загадочных, заманчивых рисунков, т. к. в методе особое внимание обращается на положительное влияние эмоции в процессе проектирования. Мышление "образами" (образы могут быть как идеальными, так и реальными: в виде схем, загадочных, заманчивых рисунков, т. к. в методе особое внимание обращается на положительное влияние эмоции в процессе проектирования. Мышление с использованием основных элементов. Основные элементы – это слова, которые используются в процессе решения каждой задачи. Мэтчетт назвал их течтэмами, прочитав свою фамилию справа налево. Мышление с использованием основных элементов. Основные элементы – это слова, которые используются в процессе решения каждой задачи. Мэтчетт назвал их течтэмами, прочитав свою фамилию справа налево. 6. Функциональный метод проектирования Мэтчетта
62 Группы тем: Тэчтемы объединены в семь групп: 1. Варианты решений – определить потребность, определить необходимый элемент, представить себе решение, принять временное решение, принять окончательное решение, отменить решение; 2. Варианты суждений – предположить, взвесить, взвесить и сравнить, экстраполировать, оставить без изменения, предсказать; 3. Варианты стратегий – продолжать в том же направлении, продолжать и расширить, изменить направление, сопоставить с прошлым, сопоставить с будущим, внимательно рассмотреть, разрешить конфликт, продолжать более интенсивно, прекратить; 4. Варианты тактик – оценить риск, проверить последствия, развить, сравнить с другими решениями, разделить действие, приспособить другое решение, сосредоточиться на малом участке, разложить на компоненты, проверить возможную причину, обдумать возможность нового решения, заменить решение на противоположное, проверить другие варианты; 5. Варианты отношений – хранить решение в памяти, выявить зависимость, отсрочить принятие решения, сообщить о решении, соотнести с ранее принятым решением, проверить на избыточность, проверить на несоответствие; 6. Варианты понятий – использовать новое понятие, изменить плоскость абстракции, использовать схему стратегии, изменить точку зрения, сравнить с существующей системой, сравнить с получающейся системой, применить первичное кольцо (см. группу 5 и перечень вопросов, данный ниже), применить вторичное кольцо (см. группу 6 и перечень вопросов, данный ниже); 7. Варианты препятствий – обойти препятствие, разрушить препятствие, устранить препятствие, начать новое действие с нуля, начать новое действие с принятого решения, действовать в одном, двух, трех или многих измерениях.
63 Список контрольных вопросов: "Режимы мышления" предназначены для осознания, контроля и приспособления образа мышления к задачам проектирования. Методом Мэтчетта используется перечень контрольных вопросов: 1. Какие потребности являются: жизненно важными, очень важными, важными, желательными? 2. Каковы потребности: функциональной системы, потребителя, фирмы, внешнего мира? 3. Каковы потребности на каждом из перечисленных ниже 10 этапов существования изделия: проектирование и деталировка, отработка, изготовление деталей, сборка, испытание и отладка, окончательная отделка и упаковка, сбыт, монтаж, эксплуатация и использование, тех. обслуживание и уход? 4. Какие сведения можно получить, если задать 6 основных вопросов анализа трудовых операций: что нужно сделать (потребности), почему это нужно сделать (причина), когда это нужно сделать (время), где это нужно сделать (место), кем или с помощью чего это должно быть сделано (средства), как это сделать (метод)? 5. Каким образом каждую часть проекта можно: исключить, объединить с другими частями, унифицировать, перенести, модифицировать, упростить? 6. Какие эффекты, потребности, ограничения вызовет каждая деталь комплекса в отношении любой др. детали этого комплекса?
64 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.