Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМария Галимова
1 Россия - многонациональное государство. На её территории проживает 156 народов. Наиболее крупные (свыше 1 млн. человек) русские, татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы, мордва. Но каждая даже самая маленькая народность имеет свою самобытность. В народных сказках, пословицах и поговорках отражаются индивидуальные особенности каждого народа.
2 Эвенкийская сказка «Зайцы» Зайцы человека встретили – испугались. В лес убежали. Там оленя встретили. Опять перепугались. Стороной обежали. К медведю в лапы чуть не попали. От волка еле ускакали. На горе собрались. Говорят между собой: – Всех мы боимся. Как жить будем Лучше утопиться… Все согласились. Побежали к озеру топиться. Только пятки мелькают. В это время мышь пробегала. Увидела зайцев, в нору спряталась. А зайцы кричат: – Смотрите! Нас мышь боится… Недалеко рябчик ягоды собирал. Голос заячий услышал. На дерево взлетел. – Э э э! И рябчик испугался, – говорят зайцы. К озеру припрыгали. На берегу лягушка сидела, на солнышке грелась. Зайцев увидала, в воду нырнула. Заяц кричит: – Стойте! Не мы одни боимся. Нас тоже бояться! Жить, стало быть, можно. Не будем топиться.
3 Ненецкая сказка «Кукушка» Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежу промочат, а мать – суши. Трудно было матери. Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит: – Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички. Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: «Я без пимов.» Другой говорит: «Я без шапки.» Третий говорит: « Я без одежи.» А четвертый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать: «Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!»
4 Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть – заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын: «Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!» Тут побежали дети за матерью, кричат ей: «Мама, мы тебе водички принесли.» Отвечает им мать: «Ку ку, ку ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.» Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают. Меньшой сынок кричит: «Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!» Отвечает мать издали: «Ку ку, ку ку, ку ку! Поздно, сынок, не вернусь я.»
5 Так бежали за матерью дети много дней и ночей – по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется. Навсегда бросила детей мать кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той самой поры красный мох стелется.
6 Адыгейская сказка «Золотой кувшин» Жил на свете хитрый и жестокий царь. В жизни своей ни с кем не обошёлся он по-хорошему, не было такого человека, которого бы он пожалел, не было такой собаки, которую бы он приласкал. Все - от мала до велика - боялись царя, а сам он боялся только одного - старости. Целыми днями сидел царь в своих покоях и рассматривал себя в зеркале. Заметит седой волос - подкрасит краской. Заметит морщинку - разгладит рукой. Нельзя мне стареть,- думает царь. - Сейчас все меня боятся, никто перечить не смеет. А сделаюсь старым и дряхлым - народ сразу перестанет меня слушаться. Как я с ним тогда управлюсь? И, чтобы никогда не вспоминать о старости, приказал царь убивать всех стариков. Чуть только поседеет голова у человека, тут ему и конец. Царские стражники с топорами и секирами хватают его, ведут на площадь и рубят ему голову. Со всех концов страны приходили к царю женщины и дети, юноши и девушки - все приносили царю богатые подарки, все проливали горькие слезы, все молили царя пощадить их отцов и мужей.
7 Наконец надоело царю слушать каждый день жалобы. Позвал он своих гонцов и велел им по всем городам и сёлам, на всех дорогах и площадях объявить народу о своей великой милости. Оседлали гонцы коней и разъехались в разные стороны. а всех дорогах и улицах, на всех перекрёстках и площадях трубили они в трубы и громко выкрикивали - Слушайте все! Слушайте все! Царь дарует вам свою милость. Кто достанет со дна озера золотой кувшин, тот спасёт жизнь своего отца, а кувшин получит в награду. Такова царская милость! А кто не сможет достать кувшин, тот и отца не спасёт и сам голову потеряет. Такова царская милость! Не успели гонцы объехать и половину страны, как стали сходиться и съезжаться к озеру храбрые юноши. Берег озера был обрывистый, и с высоты его, сквозь чистую, прозрачную воду, ясно виден был прекрасный золотой кувшин с тонким горлышком, с узорной резьбой, с выгнутой ручкой. И вот прошло девяносто девять дней. Девяносто девять храбрецов пытали своё счастье. Девяносто девять голов отрубил жестокий царь, потому что никто не мог достать кувшин со дна озера,- точно его заколдовал кто. Сверху посмотреть - кувшин всякому виден, а в воде - никто найти его не может.
8 А в то самое время, в той самой стране жил юноша по имени Аскер. Очень любил Аскер своего отца, и, когда увидел он, что отец становится стар, что на лице его появляются морщины, а волосы становятся серыми от седины, увёл Аскер отца далеко в горы, в глухое ущелье, построил там хижину и в этой хижине спрятал своего старика. Каждый день, когда солнце уходило за горы, юноша тайком пробирался в ущелье и приносил отцу еду. Вот однажды пришёл Аскер в ущелье, сел возле отца и задумался. - Какая забота у тебя на сердце, дитя моё - спросил старик.- Может, наскучило тебе каждый день ходить сюда - Нет, отец,- ответил юноша,- чтобы видеть тебя здоровым и невредимым, я готов трижды в день ходить через эти горы. Другая забота у меня на сердце. Ни днём ни ночью не выходит у меня из головы царский кувшин. Сколько ни думаю я, никак не могу понять, почему это, когда с берега смотришь в прозрачную воду, кувшин виден так ясно, что кажется, протяни только руку - и он твой. А стоит кому-нибудь прыгнуть в воду, вода сразу мутнеет и кувшин точно сквозь дно проваливается, словно и не было его. Старик молча выслушал сына и задумался. - Скажи мне, сын мой,- сказал наконец старик,- не стоит ли на берегу озера, в том месте, откуда виден кувшин, какое-нибудь дерево ?
9 -Да, отец,- сказал юноша,- на берегу стоит большое, раскидистое дерево. -А вспомни-ка хорошенько,- снова спросил старик,- не в тени ли дерева виден кувшин -Да, отец,- сказал юноша,- от дерева падает на воду широкая тень, и как раз в этой тени стоит кувшин. - Ну, так слушай меня, сын мой,- сказал старик.- Взберись на это дерево, и ты найдёшь среди его веток царский кувшин. А тот кувшин, который виден в воде,- это только его отражение. Быстрей стрелы помчался юноша к царю. - Ручаюсь головой,- закричал он,- я достану твой кувшин, милостивый царь! Засмеялся царь. - Только твоей головы мне и не хватает для ровного счёта. Девяносто девять голов я уже отрубил - твоя будет сотой. - Может, так, а может, и не так,- ответил юноша.- Но боюсь я, что на этот раз не сравнять тебе счёта.
10 -Что ж, попытай своё счастье,- сказал царь и приказал слугам поострей наточить секиру. А юноша пошёл к берегу и, не задумываясь, полез на дерево, которое росло над самым обрывом. Народ, собравшийся на берегу, так и ахнул от удивления. - Аллах да помилует его! Верно, от страха он лишился рассудка! - говорили одни. - Может быть, он с дерева хочет прыгнуть в воду,- говорили другие. А юноша тем временем взобрался на самую вершину и там среди ветвей нашёл золотой кувшин - с тонким горлышком, с узорной резьбой, с выгнутой ручкой. только висел кувшин на дереве вверх дном, чтобы всем казалось, что стоит он в воде, как и подобает, вверх горлышком. Снял юноша кувшин с дерева и принёс его царю. Царь так и развёл руками. - Ну,- говорит,- не ждал я от тебя такого ума. Неужто ты сам додумался, как достать кувшин. - Нет,- сказал юноша,- я бы сам не додумался. Но у меня есть старик отец, которого я укрыл от твоих милостивых глаз, он-то и догадался, где спрятан кувшин. А я только послушался его совета. Задумался царь. - Видно, старики умнее молодых,- сказал он,- если один старик угадал то, чего не могли угадать девяносто девять юношей. С тех самых пор в той стране никто пальцем не смеет тронуть стариков, все чтят их седины и мудрость, а когда встречают старого человека на пути, уступают ему дорогу и низко кланяются.
11 Бурятская легенда « Богатырь Байкал» В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее: не было на земле. Днем она светла– светлее неба, ночью темна– темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили: – Разве можно светлое чернить? Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее: скалу и бросил в след убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавице.
12 Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: – Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды… Байкал гневно крикнул: – Я могу дать только свои слезы!.. Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю" Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся…
13 Татарская сказка «Три совета отца» Жил в одном ауле старик с двумя сыновьями. Пришла старику пора помирать. Позвал он сыновей и говорит: - Мои дорогие дети, я оставляю вам наследство. Но не наследством вы будете богаты. Дороже денег, дороже добра три совета. Будете их помнить - проживёте в достатке всю жизнь. Вот мои советы, запоминайте. Первыми никому не кланяйтесь - пусть другие вам кланяются. Всякую еду ешьте с мёдом. Спите всегда на пуховиках. Старик умер. Сыновья забыли о его советах и давай жить в своё удовольствие - пить да гулять, много есть и долго спать. В первый год все отцовы деньги прожили, на другой год - всю скотину. На третий год продали всё, что было в доме. Нечего стало есть. Старший брат говорит: - А ведь отец кроме наследства оставил нам три совета. Он сказал, что с ними мы проживём в достатке всю жизнь. Младший брат смеётся: - Я помню эти советы, - но чего они стоят? Отец сказал: «Первыми никому не кланяйтесь - пусть другие вам кланяются».
14 Для этого надо быть богатым, а нынче бедней нас во всей округе никого не сыщешь. Он сказал: «Всякую еду ешьте с мёдом». Слышишь, с мёдом! Да у нас чёрствой лепёшки нет, не то что мёду! Он сказал: «Спите всегда на пуховиках». Хорошо бы на пуховиках. А наш дом пуст, не осталось и старой кошмы (войлочной подстилки).Старший брат долго думал, а потом сказал: «Ты зря смеёшься, брат. Не поняли мы тогда наставлений отца. А в словах его - мудрость. Он хотел, чтобы мы первыми, чуть свет, приходили работать в поле, и тогда всякий, кто пройдёт мимо, первым будет с нами здороваться. Когда хорошо поработаешь целый день и вернёшься домой усталый и голодный, даже чёрствая лепёшка покажется тебе слаще мёда. Тогда и любая постель покажется тебе желанной и приятной, спать будешь сладко, как на пуховике.» На другой день чуть свет братья пошли в поле. Пришли раньше всех. Идут люди на работу - первыми с ними здороваются, желают доброго дня, хорошей работы. Целый день братья спин не разгибали, а вечером лепёшка с чаем показалась им слаще мёда. Потом они заснули на полу и спали как на пуховиках. Так они работали каждый день, а осенью собрали хороший урожай и снова зажили в достатке, вернулось к ним уважение соседей. Часто вспоминали они о мудрых советах отца.
15 Цыганская сказка «Вайда и Ружа» Когда женился Вайда на Руже, подошел к нему тесть и говорит: – Учти, Вайда, ничего не умеет делать дочь моя Ружа, к домашней работе она не приучена, по цыганскому делу ничего не понимает, все у нас в доме за нее делали. Ничего не ответил ему Вайда, а взял жену свою и уехал из дома тестя. Разбил Вайда в лесу палаточку, костерок развел, а Ружа на телеге сидит, ждет, пока Вайда ее оттуда снимет. Взял Вайда Ружу на руки, поднес к костру и посадил прямо у огня, а сам давай в огонь ветки подбрасывать! Жарко стало Руже. Кричит она: – Оттащи меня от огня, Вайда, а то мне невмоготу! А тот будто и не слышит. Вот уже скоро одежда на Руже загорится. Не выдержала она, вскочила с места и бегом от огня.
16 Цыганская сказка «Вайда и Ружа» Подходит тогда к ней Вайда и говорит: – Выходит, обманул меня твой отец, раз уж ты сама с земли встала, значит, сама можешь и хозяйство вести. С той поры словно подменили Ружу, стала она такой хозяйкой, что Вайда на нее не налюбуется. И по цыганскому делу ей равных не было. Прошел год, и поехали Вайда с Ружей к Ружиному отцу. Не было у Вайды коня в то время, потому и приказал он жене своей в телегу впрячься и на себе все пожитки везти, а сам влез на телегу и только кнутом помахивает. Как увидел отец Ружи такое, аж похолодел. А Вайда подходит к нему и, смеясь, говорит: – Выходит, не прав ты был, тесть, когда о дочери своей такое говорил, видишь, выучил я твою Ружу, как надо жить по-цыгански. А ты что думал? Что я к тебе в работники нанялся? Нет, не работником я вошел в твой дом, а зятем. Мне твоего богатства не надо, я и сам не беден.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.