Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВладислава Носаева
1 Основные способы создания текста
2 Основные способы моделирования вступления I. Именительный темы. II. Вопросы-стимулы. III. Картина. IV. Название.
3 I. Именительный темы. Схема приема: 1) Запишите ключевое слово. 2) Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово. 3) Сделайте переход к теме исходного текста.
4 1) «Текст-портрет», который посвящен великому русскому писателю Ф. Достоевскому. а) Упрощенный вариант: Достоевский… Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его произведений. (Переход к исходному тексту.) Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью … б) Профессиональный вариант: Ф. Достоевский… Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу. (Переход к анализу исходного текста.) «Почему ________________, _______________, почему ________________?» - эти вопросы звучат в статье __________________. I. Именительный темы.
5 2) «Текст-проблема», в котором четко выделяется ключевое слово-тема. Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д. Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия… I. Именительный темы.
6 II. Вопросы-стимулы Схема приема: 1) Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста. 2) Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора. Пример выполнения: Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Даниил Гранин.
7 III. Картина Схема приема: 1) Запишите три-четыре назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста. 2) Сделайте переход к исходному тексту. Пример выполнения: Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожженные засухой деревья… И мертвое безмолвие… Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит в _____________________________.
8 IV. Название. Схема приема: 1) Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль. 2) Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст. Пример выполнения: «Ключи от счастья! – так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор, делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы с нами, если бы у нас отняли необходимость трудиться!
9 Способы развертывания основной части текста Комментированный пересказ «Ниточка» Главная мысль текста Позиция - Опозиция
10 Комментированный пересказ Количество микротем = количеству абзацев
11 «Ниточка» Схема приема: 1) Цитата (перепиши первое предложение (это очень важно!!!) 2) Выдели ключевое слово 3) Определи прямое значение этих слов 4) Определи значение слов в тексте (метафорическое значение)
12 Главная мысль текста Выпиши предложение, в котором, на твой взгляд, заключена главная мысль текста. «…………» - именно в этих словах, как мне кажется, выражена главная мысль текста, потому что…
13 Позиция - Опозиция Кто-то может сказать, что проблема, поднятая автором, не актуальна. Но так может думать только недальновидный человек, потому что…… (аргументы) Решать проблему необходимо. Решение поднятой автором проблемы зависит от каждого из нас.
14 Заключение 1) Цитата. Либо приводит сам. Либо из текста (продолжение приема «Ниточка») 2) Отклик
15 (I) Некогда Сократ пояснял, что строить цепь последовательных умозаключений, ведущих к верному выводу, ему помогает таинственный дух, демон, гений. (2) С той поры повелось считать, будто избранные люди одухотворены гением и поэтому способны на сверхъестественные деяния. (3) Но почему все-таки некоторые люди наделены острым умом, тонкой интуицией, вдохновением? (4) Или это особый дар, унаследованный от предков примерно так же, как наследуются дедушкин нос и мамины глаза? (5) Или результат упорного труда и нечеловеческой работоспособности? (6) А почему кто-то особо работоспособен? (7) Или просто игра случая, поднимающего кого-то выше других, подобно волне, которая одного захлестывает, а другого подбрасывает вверх? (8) Или все эти слагаемые в сумме определяют гениальность? (9) О врожденных талантах известно немало. (10) Пятилетние дети способны прекрасно играть на музыкальных инструментах и сочинять музыку, рисовать, изучать иностранные языки. (11) Правда, одаренные дети редко становится великими людьми. (12) А как быть с теми мыслителями, творцами, кого не отличали с детства особые таланты и которым судьба не создала особых обстоятельств для проявления гениальности? (13) Кем считать их? (14) Пожалуй, именно их и следуем считать великими людьми. (15) Такой человек трудимся наперекор судьбе. (16) Он мучительно превозмогает врожденные и приобретенные недостатки. (17) Он ищет в своей душе те чудесные искры, которые позже сможет превратить в яркий свет. (18) Он добивается от себя наивысшего напряжения сил, разума, воли. (19) Он одновременно творец и творение, создатель самого себя. (20) Он прокладывает новые пути, и по его стопам идут потомки. (21) Мне кажется, что гений это человек, который самоотверженно служил высокой цели, остался верен своему призванию, именно эта самоотверженность позволила проявиться его титаническим силам. (22) И жизнь многих выдающихся людей подтверждает справедливость этого вывода. (По Р. Баландину)
16 (1) Как постигнуть искусство, следует ли изучать его? (2) Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. (3) Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. (4) Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. (5) Например, отвечают так: искусство существует для того, чтобы вызывать волнение, восторг или, наоборот, негодование, одним словом, чувство, поэтому изучать его ни к чему. (6) От этого только пропадает острота впечатления, тускнеет свежесть восприятия. (7) Или так: чтобы понять произведение искусства, необходимо изучить его подвергнуть тщательному разбору, привлечь все возможные библиографические источники, не доверяясь непосредственному впечатлению, не давая волю чувствам. (8) И вот только так, через увеличительное стекло разнообразных знаний, научных фактов, можно понять, что же на самом деле хотел выразить творец. (9) Между тем и тот и другой ответы далеки от истины, являются крайностями. (10) Проникнуть к бесчисленным богатствам, которые заключены в искусстве, можно только в том случае, если соединить усилия чувств и разума. (11) Конечно, в основе своей искусство общедоступно. (12) Великий художник творит не для себя, не для избранных, а для всех людей. (13) Но это не значит, что в искусстве все сразу постижимо. (14) Произведение несет глубокую мудрость о жизни, о человеке, о том, что есть красота, добро, истина. (15) И глубина вложенной в него мудрости доступна в полной мере только человеку подготовленному. (16) И эта подготовка включает в себя не только знания из области истории искусства, она включает в себя весь жизненный опыт человека, опыт сопереживания и понимания. (17) Опыт любви. (18) И добра. (19) Чтобы постичь произведение, человек должен распахнуть свою душу, сердцем ощутить тепло живого чувства, которым наполнено произведение. (20) Тогда в каждой детали ему откроется целый мир тайного знания. (21) Представьте себе охотника, который идет по лесу. (22) Ему каждый звук говорит очень многое, всюду он угадывает беспокойную жизнь природы по шелесту листвы, по мерному стуку о ствол березы, по тихому щебетанью. (23) Лес как бы разговаривает с ним на понятном языке. (24) А вот теперь вообразите какого-то городского жителя, который по-настоящему не знает природы! (25) Он слышит какие-то странные, необъяснимые звуки, какие-то ему кажутся приятными, какие-то его, может, даже пугают, но точного значения того, что за ними скрывается, он не понимает. (26) Этот пример как раз и подтверждает справедливость моего вывода: надо учиться понимать искусство. (27) Учитесь любить искусство! (28) Стремление к новым знаниям, пытливое изучение биографии художника, умение анализировать произведение, знание теоретических понятий не только не разрушает красоту искусства, как это говорят многие, а напротив, делает ваше восприятие еще более тонким, еще более глубоким и а это самое главное! еще более приближает вас к пылающей душе творца. (По М. Алпатову)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.