Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемОльга Мымликова
1 В. А. Жуковский основоположник русского романтизма «…для меня … жизнь и поэзия – одно» В.А.Жуковский
2 Русский романтизм Жуковский – родоначальник романтизма в русской литературе. Путь Жуковского к романтизму не был прямым: он вошел в русскую литературу в самый разгар борьбы между сентиментализмом и реализмом, кроме того, в это время были сильны традиции классицизма. Романтизм в России развивался в тесном взаимодействии с европейским романтизмом, хотя и не повторял его и не копировал его.
3 Романтизм конец XVIII – начало XIX века Великая французская революция и разочарование в её итогах В России Отечественная война 1812 г. Народ – истинный герой войны – закрепощён и бесправен. Ощущение разочарованности, неудовлетворённости в русском обществе. 14 декабря 1825 г. – восстание на Сенатской площади ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА
4 Утверждаемые жизненные ценности неприятие бездуховности реальной жизни; бегство от существующей действительности и поиски идеала вне её; утверждение самоценности духовно- творческой жизни личности, внимание к внутреннему миру человека; свобода Байрон В.А.Жуковский М.Ю.Лермонтов К.Ф.Рылеев
5 Изображение желаемого – мира мечты Свобода, мощь, неукротимость, бурный порыв Эстетическийидеал Природа как выражение стихийного начала жизни, свободы Романтизм
6 Т ТТИПГЕРОЯИПГЕРОЯТТИПГЕРОЯИПГЕРОЯ Исключительность романтического героя: 1. Сильная личность, человек высокой страсти, живущий стремлением к свободе 2. Внутренняя раздвоенность 3. Одиночество 4. Трагическая судьба 5. Поиски идеала и мечты 6. Воплощение романтического бунта против действительности К.Брюллов. Гадающая Светлана М.Врубель. Демон Л.Пастернак. Исповедь Мцыри
7 Конфликт героя и общества. Поединок личности и судьбы. Действия героя в необычных, исключительных обстоятельствах: экзотические страны, нецивилизованные народы, потусторонний мир Романтизм К.Брюллов. Последний день Помпеи И.Айвазовский. Радуга СЮЖЕТЫСЮЖЕТЫ
8 ЖАНРЫ Роман, повесть, роман в письмах, элегия, идиллия, романтическая поэма, дума, баллада (Цель – самораскрытие внутреннего мира личности, рассказ об индивидуальной судьбе)
9 Основная тема поэзии В.А.Жуковского Тема трагедийности человеческого существования, одиночества человека, неизбежности для него страданий в несовершенном земном мире - одна из распространенных в поэзии Жуковского. Поэт восклицает: «Для одиноких мир сей скучен, а в нем один скитаюсь я…», «Я бурный мир сей презираю…» («Стихи…», 1803 г.); «…ах, жизнь тому ужасна, кто во глубь ее проник…» («Кассандра», 1809 г.); «…отымает наши радости без замены хладный свет, вдохновенье пылкой младости гаснет с чувством жертвой лет…» («Песня», 1820 г.). [10, I, с. 357]. Эти мотивы у Жуковского звучат постоянно в стихотворениях разных жанров и разных лет. Сквозным, постоянным и устойчивым мотивом для Жуковского был мотив трагедийности жизни.
10 Излюбленные лирические жанры В.А. Жуковского БАЛЛАДА – сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит необычный случай, предание или таинственное происшествие «Людмила» «Светлана» «Перчатка» «Кубок» «Эолова арфа»
11 Баллады Жуковского Образцом для Жуковского были баллады Бюргера, Уланда, Вальтера Скотта, Шиллера, Гете; в русской литературе – «Раиса» Карамзина. Именно в балладах в наибольшей степени выразились романтические устремления Жуковского. Антитеза как отражение контраста настроений, как выражение столкновения страстей становится основным приёмом баллад Жуковского.
12 Герои баллад Жуковского Герои баллад Жуковского постоянно находятся в смятении чувств, вихре противоречивых настроений. Поэтому неслучайно в центре «маленьких драм» оказывается столкновение человека с судьбой, своеобразный бунт против судьбы. Тема судьбы, рока определяет драматизм характеров и конфликтов. Земные желания и чувства героев, их мечты о счастье сталкиваются с неумолимой силой социальных обстоятельств и загадками бытия.
13 Баллада «Светлана» Самой любимой, задушевной балладой, как отмечал сам Жуковский, была баллада «Светлана», написанная им в 1811 г. После ее появления Жуковский для многих читателей стал «певцом Светланы». Романтическая баллада «Светлана» народна. Используемый в ней характерный романтический пейзаж – вечерний, ночной, кладбищенский - сюжет, основанный на таинственном и страшном, романтические мотивы могил, оживающих мертвецов подчеркивает романтичность поэмы. Внутренняя правда и теплый лиризм доброй баллады напоминает нам русские сказки.
14 Баллада «Светлана» В балладе «Светлана» (что характерно для романтизма) проявляется романтическое двоемирие. Само заглавие знаменательно, оно несет в себе свет, создает определенное настроение. С самого начала автор погружает нас в сказочный мир гаданий, ворожбы, и сам ритм стихотворения соответствуют заданной теме. Раз в крещенский вечерок Девушки гадали… Но после описания веселых гаданий в тексте появляются печальные нотки: Тускло светится луна В сумерках тумана – Молчалива и грустна Милая Светлана
15 Далее возникает мистический сюжет сна. Жуковский использует характерный для баллад ход – встреча с миром мертвых. Светлана ждала своего жениха, а во сне она встречает его, но в очень странном виде. Жуковский подробно описывает сцену скачки с мертвым женихом, все время усугубляя ощущение тревоги, страха. Этому способствует и определенный ряд образов: «Вдруг метелица кругом…», «черный вран», кричащий «печаль!», «темная даль». Но, в конце концов, Светлану спасает ее молитва. Всё страшное оказывается лишь сном и отражением страхов Светланы. За сном следует пробуждение, и все сразу меняется. Мир снова залит светом, девушка встречается со своим женихом, который возвращается к ней живым и здоровым. Мир Жуковского в целом светлый и добрый. Поэт может погрузить читателя в атмосферу страха, но потом все-таки дает надежду и позволяет вернуться к чему-то светлому. Баллада «Светлана»
16 Излюбленные лирические жанры В.А. Жуковского ЭЛЕГИЯ – стихотворение философски задумчивого, мечтательного настроения «Вечер» «Море»
17 ЭЛЕГИЯ «Море» «Море» Жуковского в композиционном отношении представляет собой большой, пространный монолог, с которым лирический герой обращается к морю как к живому существу. Лирический герой, как это и свойственно элегии, полон грусти, задумчив, его тревожит «тайна», которую скрывает в себе море, и он просит: Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земные неволя Далекое, светлое небо к себе?
18 Рисуя море, поэт использует прием олицетворения: море - живое существо, наделенное даром думать, дышать, грустить и даже любить! Ты живо, ты дышишь, смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Море в стихотворении Жуковского - разное. В покойные дни, подчиняясь «далекому, светлому небу», море «чисто», горит «вечерним и утренним светом», «ласкает его облака золотые», освещается звездами». Но если «сбираются темные ночи», чтобы отнять у моря «ясное небо», оно становится другим: Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и теряешь враждебную мглу. ЭЛЕГИЯ «Море»
19 Величие и мощь моря В.А.Жуковский рисует, используя слова возвышенной лексики: «необъятное лоно», «светозарная лазурь», «блещешь звездами», «враждебная мгла», «вздымаешь, сладостный блеск». Обращают на себя внимание яркие, образные эпитеты – море – «безмолвное», «лазурное». Использование анафоры Ты живо, ты дышишь. Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью… и градации придают стихотворению выразительность и убедительность: «бьешься»- «воешь» - «подъемлешь»- «рвешь»- «терзаешь»; «ты живо» - «ты дышишь» - «смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты..» Заслуга В.А.Жуковского состоит в том, что весь видимый человеку мир в его поэзии предстал в индивидуальном свете, пропущенном через сердце и душу. ЭЛЕГИЯ «Море»
20 Образ моря в стихотворении А.С.Пушкина «К морю» (1824 г) В изображении моря Пушкин следует романтической традиции: море у него – свободная, неукротимая стихия. Для опального поэта оно – символ свободы. Прощание Пушкина с морем - это прощание двух стихий: поэтической стихии и стихии самой природы. Поэт восхищается «гордою красой» моря, в последний раз слышит его «грустный» и «призывный шум». Как с другом, как с братом ведет Пушкин свой прощальный разговор с морем. В поэтической речи, используемой для описания моря, у Пушкина и Жуковского много общего: "и блещешь гордою красой""и радостно блещешь звездами его"; "ты катишь волны голубые""лазурное море"; "бездны глас" "над бездной твоей" и так далее. Оба поэта были покорены южной природой, создали сходные художественные образы.
21 Чем же различаются стихи? Они различны по своей идее, проблематике. "К морю" написано в свете идеала гражданской свободы. Море для Пушкина полно неодолимой, неукротимой силы и этим дорого ему. Романтический образ морской стихии помог подчеркнуть свободолюбивое настроение поэта, его целеустремлённость. Пейзаж отступает на второй план, на первом – гражданское звучание лирического произведения. Образ моря в стихотворении А.С.Пушкина «К морю» (1824 г)
22 Фёдор Иванович Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…» 1865 г Стихотворение Ф.И. Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное...", написано в январе 1865 года в Ницце, вскоре после смерти Елены Алексеевны Денисьевой. Стихотворение, как и другие произведения этого периода, отражает подавленное настроение поэта. Эта элегия начинается с обращения к ночному морю, и следующие три строфы посвящены его описанию. Поэт представляет море живым: «ходит, и дышит» оно величаво и абсолютно свободно «на вольном просторе», оно мощно в «грохоте и громе». Оно не знает грусти, печали, им любуются «чужие звезды». Эти метафоры и эпитеты рисуют картину прекрасного, не знающего человеческого горя и страдания моря.
23 Море так свободно, так прекрасно и беспечально, что любуются звезды и любуется им поэт. Поскольку Тютчев является поэтом ночи, то именно ночное море он рисует в этом стихотворении. Последняя строфа создает совсем другое настроение. Здесь мы чувствуем какую-то боль, отчаяние, владеющие поэтом. Может быть это оттого, что прошло лишь пять месяцев со дня смерти Елены Алексеевны Денисьевой. К ней Тютчев испытывал сильное и глубокое чувство любви, которое приносило и радость и мучило их обоих. Фёдор Иванович Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…» 1865 г
24 Автор презентации Чепкасова Л.И., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1931
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.