Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнастасия Мызникова
1 Методика работы над сочинением
2 Тезисом, требующим комментария, является исходное высказывание или данное вами определение. Им можно начать работу, а можно закончить, т.е. вынести в вывод. Внимание!
3 В задании 15.1 требуется комментарий к тем или иным лингвистическим явлениям
4 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания … Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Тема должна быть раскрыта на лингвистическом материале.
5 Тематика задания 15.1 Лексика и грамматика Лексика и фразеология Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности Морфология Синтаксис и пунктуация Язык и речь (устная и письменная) Человек и его речь Слайд 12
6 В задании 15.2 требуется комментарий к ключевым фразам текста
7 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл указанных предложений. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения
8 В задании 15.3 требуется дать определение понятия, о котором говорится в изложении и которое раскрывается в тексте
9 Как вы понимаете значение слова … Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое …», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите один пример- аргумент из прочитанного текста, а второй – из Вашего опыта.
10 Критерии проверки 15 задания 4 позиции, 9 баллов
11 К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его балла
12 К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его балл
13 К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует баллов
14 К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, верно указав их роль в тексте Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста балла
15 К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте - 2 балла Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте - 1 балл Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента - 2 балла Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста- 1 балл Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста- 2 балла Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыт - 1 балл
16 К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента баллов
17 К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста - 2 балла Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста - 1 балл В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста - 0 баллов
18 К4 Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 балла Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста – 1 балл В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста - 0 баллов Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то оно оценивается нулём баллов по всем критериям проверки
19 Теоретический уровень рассуждения Нельзя в сочинении сразу после тезиса приводить примеры из текста! Должен быть элемент рассуждения о том, как ученик понимает эти слова! «…Н асколько правильно понят исходный тезис, можно определить только тогда, когда в работе есть комментарий, в котором учащийся своими словами формулирует понимание исходного тезиса…». Учебно-методические материалы для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом»
20 Примерный алгоритм работы
21 Найдите подчеркните Найдите в предложенном тексте ситуации, иллюстрирующие комментарий; подчеркните предложения (номера предложений), в которых они есть. Объясните Объясните роль указанных предложений; следите за тем, чтобы она соответствовала комментарию. Напишите Напишите сочинение-рассуждение по любой из схем.схем Прочитайте подчеркните Запишите Прочитайте тезис и подчеркните ключевые слова. Запишите, как Вы понимаете смысл высказывания, опираясь на подчёркнутые слова. Это ваш комментарий. Запишите проверьте Внимательно проверьте работу. В сложных случаяк обращайтесь к словарю
22 запишите запишите, как Вы понимаете смысл высказывания, то есть создайте свой КОММЕНТАРИЙ : 2. Обращение к теории – та часть определения, которая нужна (признаки, типы и т.п.) 3. Общие функции (коммуникативные, грамматические, стилистические и т.п.) (для знаков препинания – выделительная, разделительная; интонационная, смысловая)) 4. Как эти функции реализуются в тексте? 5. Сформулируйте свой комментарий, используя лингвистическую терминологию 1. определим, к каким разделам языкознания отсылает нас цитата языкознания
23 запишите запишите, как Вы понимаете смысл высказывания, то есть создайте свой КОММЕНТАРИЙ : 2. Обращение к теории – та часть определения, которая нужна (признаки, типы и т.п.) 3. Какие аспекты мы видим в исходном тексте? 4. Как эти аспекты реализуются в тексте? 5. Сформулируйте свой комментарий, используя опорные (подчеркнутые) слова комментарий 1. О какой (каких) нравственной(ых) категории(як) идёт речь?
24 Анализ явлений (ситуаций), представленных в тексте, можно объединить, т.е. всего будет 2-3 абзаца Обратите внимание!
25 Схемы сочинений Цитата (тезис) Рассуждение о смысле высказывания – комментарий Пример 1, его роль Пример 2, его роль Вывод Рассуждение о первой части высказывания – комментарий 1 ) Пример 1, его роль Пример 2, его роль Пример 1, его роль Рассуждение о второй части высказывания – комментарий 2 Пример 2, его роль Вывод Тезис (вывод Схема 2 Схема 1 Схема 3 Цитата (тезис) Небольшое вступление (пояснение к цитате, комментарий)
26 Пишем сочинение в научном стиле Лингвистическое сочинение в научном стиле – это рассуждение, целью которого является доказательство истины, заявленной в тезисе. Для научного стиля характерны точность; логичность изложения (выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному) ; отвлечённость и обобщённость проявляется в особенностяк употребления категории вида глагола: около 80 % составляют формы несовершенного вида ; Не используются личные местоимения (соответственно, и глаголы) в форме единственного числа 1 лица
27 Пишем сочинение в научном стиле Логичность изложения подчеркнут средства связи, указывающие на последовательность развития мысли ( вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, действительно, итак…) причинно – следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же…) переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…; рассмотрим; остановимся на…; рассмотрев, перейдем к…: необходимо остановиться на…; необходимо рассмотреть…) итоги, выводы ( итак; таким образом; значит; в самом деле; следовательно; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подводя итог, следует сказать…).
28 Пишем сочинение в публицистическом стиле Сочинение в публицистическом стиле – это рассуждение, цель которого - не только информировать читателей о лингвистической или нравственной проблеме, заявленной в тезисе, но и убедить их в справедливости этого тезиса. Для публицистического стиля характерны четко выраженное авторское отношение к проблеме; образность; эмоциональность; оценочность.
29 Пишем сочинение в публицистическом стиле Языковые черты стиля: совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; использование экспрессивно-оценочных слов и выражений. Широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, риторических вопросов, экспрессивных повторов, рядов однородных членов; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.
30 Речевые формулы ввода примеров (научный стиль): Так, в предложении… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению …. Это можно доказать, обратившись к предложению… В подтверждение этого тезиса можно привести пример из предложения…, иллюстрирующий (указать, какое) явление. Например, в предложении… Действительно, в предложении… Рассмотрим предложение…. В нём использовано такое (указать, какое) явление, как … Проиллюстрировать это (указать, какое) явление можно на примере предложения …текста. В справедливости этой мысли можно убедиться на примере предложения…, в котором автор использует такое (указать, какое) явление, как …
31 Речевые формулы ввода примеров (публицистический стиль): Неслучайно в предложении… автор использует… Это хорошо видно в предложении…. Мы часто сталкиваемся с … в жизни, это обсуждается в... Перед похожим выбором оказываются и герои (фильма, книги, картины) (назвать) И в повседневной жизни мы сталкиваемся с проявлением …, когда герой Нетрудно представить аналогичную ситуацию, в которой человек…
32 Материал для наблюдения Развитие сюжета, поступки героев; композиционные особенности; « мостики » в тексте к выделенной фразе или понятию; экспрессивное использование частей речи; прямое и переносное значения слова в художественном тексте; богатство и разнообразие словообразовательной системы русского языка; использование средств художественной выразительности ( тропов ) или оценочной лексики для характеристики героев или ситуации.
33 Осталось чуть-чуть - проиллюстрировать утверждение в соответствии с исходным текстом
34 Удачи!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.