Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.rusaco.se
1 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Открытое акционерное общество Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха ОАО « НИИ Атмосфера » , Санкт-Петербург, Россия, ул. Карбышева, 7 Тел./Факс: Эл. почта:
2 Модель GAINS: методология и промежуточные результаты апробации в Российской Федерации в рамках двустороннего проекта Морозова Морозова Ирина Александровна Ирина Александровна Начальник отдела научно-методических основ экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду, трансграничного переноса и государственного учета (ОНМО ЭВТП и ГУ) Тел. (812) Тел. (812) Москва
3 Основные проблемы в области охраны атмосферного воздуха: загрязнение атмосферного воздуха, разрушение озонового слоя, изменение климата, трансграничный перенос загрязняющих веществ 3
4 Схема распространения загрязняющих веществ в атмосфере 4
5 Шведско-российский проект «Укрепление сотрудничества в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния» EP-07 Общая цель проекта: Поднять уровень осведомленности относительно проблемы загрязнения воздуха и усилить политический профиль мероприятий, проходящих в России в рамках Конвенции. Поднять уровень осведомленности относительно проблемы загрязнения воздуха и усилить политический профиль мероприятий, проходящих в России в рамках Конвенции. 5
6 Практические цели проекта 1. Обучение российских пользователей работе с моделью GAINS 2. Исследование возможностей использования модели GAINS для эколого-экономической оптимизации хозяйственной и иной деятельности в РФ 2. Исследование возможностей использования модели GAINS для эколого-экономической оптимизации хозяйственной и иной деятельности в РФ 6
7 Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния Подписана СССР в Женеве в 1979 г. Ратифицирована в СССР в 1980 г. Федеральный закон 96 от 4 мая 1996 г. ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Федеральный закон 96 от 4 мая 1996 г. ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Статья 20. Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха В целях уменьшения трансграничного загрязнения атмосферного воздуха источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенными на территории Российской Федерации, Российская Федерация обеспечивает проведение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также осуществляет иные меры в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. 7
8 Протоколы к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния дата подписания 1. Протокол к Конвенции, касающийся долгосрочного финансирования Совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕР) Женева, 1984 г. 2. Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30% Хельсинки, 1985 г. 3. Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков София, 1988 г. 4. Протокол об ограничении выбросов летучих органических соединений или их трансграничных потоков Женева, 1991 г. 5. Протокол относительно дальнейшего сокращения выбросов серы Осло, 1994 г. 6. Протокол по тяжелым металлам Орхус, 1998 г. 7. Протокол по стойким органическим загрязнителям Орхус, 1998 г. 8. Протокол о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном Гетеборг, 1999 г. 8
9 Функции головного федерального органа исполнительной власти, отвечающего за организацию выполнения обязательств по Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации 9
10 Расширенная сетка EMEP пространственный шаг сетки = 50 км на широте 60º, 132x159 ячеек 10
11 Показатели выбросов загрязняющих веществ в субъектах Российской Федерации в 2008 г. (тыс. т) 11
12 Предложения по основным правовым проблемам в сфере компенсации вреда, связанного с трансграничным и межсубъектовым загрязнением Из доклада К.Илюмжинова на заседании Президиума Госсовета 27 мая 2010 г. Необходимо обеспечить реализацию компенсационной функции имущественной ответственности за причинение вреда окружающей среде Разработать и принять специальные нормы о возмещении так называемого прошлого вреда, или накопленного ущерба Создать правовые механизмы возмещения экологического вреда здоровью населения Регламентировать компенсацию ущерба за трансграничное загрязнение территорий12
13 Распределение плотности общих выпадений SOх на ЕТР (мг/м2) (а) Доля трансграничных выпадений SOх в % от общих выпадений (б) 2006 г г. 13
14 Сравнение суммарного поступления серы (S) на территорию субъектов РФ с выбросами (тыс. тонн) Вологодская обл Калининградская обл. 128 Республика Карелия 5540 Архангельская обл Новгородская обл. 242,4 Псковская обл. 263,2 Саратовская обл. 396 Ивановская обл. 105 Брянская обл
15 является инструментальным средством для анализа экологических последствий различных экономических сценариев, а также для оценки эффективности различных стратегий сокращения выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов. Разработчик модели Международный институт прикладного системного анализа IIASA Модель GAINS модель взаимодействия и синергизма парниковых газов и загрязнения воздуха 15
16 Список веществ модели GAINS Загрязняющие вещества Парниковые газы Парниковые газы PM SO 2 NO x VOC NH 3 CO 2 CH 4 N 2 O HFCs PFCs SF 6 16
17 SO 2 Модель GAINS работает в режиме ONLINE Текущая версия модели позволяет получить доступ к: Текущая версия модели позволяет получить доступ к: Инвентаризациям и прогнозам выбросов и затратам на контроль веществ, загрязняющих атмосферный воздух (SO2, NOX, VOC, PM, NH3) Инвентаризациям и прогнозам выбросов и затратам на контроль веществ, загрязняющих атмосферный воздух (SO2, NOX, VOC, PM, NH3) Инвентаризациям и прогнозам выбросов парниковых газов (CO2, CH4, N2O и F-газы) Инвентаризациям и прогнозам выбросов парниковых газов (CO2, CH4, N2O и F-газы) Прогнозам, касающимся данных по основным видам деятельности, связанным с выбросами Прогнозам, касающимся данных по основным видам деятельности, связанным с выбросами Мерам контроля и затратам на контроль выбросов с учетом максимально эффективных сценариев Мерам контроля и затратам на контроль выбросов с учетом максимально эффективных сценариев Пространственным полям атмосферных концентраций и выпадений Пространственным полям атмосферных концентраций и выпадений Расчетам воздействий на здоровье населения и окружающую среду Расчетам воздействий на здоровье населения и окружающую среду 17
18 Схема взаимодействия блоков в модели GAINS 18 Эмиссии Контроль выбросов Рассеивание атмосферных загрязнений Стоимость Экологические задачи Оптимизация Воздействия на здоровье и окружающую среду Сценарии развития, национальные проекты Энергетические и сельскохозяйственные прогнозы
19 19 Карты воздействия на здоровье и окружающую среду, 2010 г.
20 Данные IIASA без изменения Изменение топливного баланса кратное увеличение потребления угля в РФ Выпадение серы
21 Данные IIASA без изменения Выпадение азота Изменение топливного баланса кратное увеличение потребления угля в РФ
22 Превышения КН кислотности Изменение топливного баланса кратное увеличение потребления угля в РФ Данные IIASA без изменения
23 Воздействие PM на продолжительность жизни населения Изменение топливного баланса кратное увеличение потребления угля в РФ Данные IIASA без изменения
24 Российская Федерация была представлена следующими регионами: Russia, Kaliningrad (Калининградская область) Russia, Kola/Karelia (Мурманская область и Республика Карелия) Russia, SPET (Ленинградская область, Санкт-Петербург, Псковская и Новгородская области) Russia, Remaining (оставшаяся часть ЕТР) GAINS EUROPE (предыдущая версия) 24
25 Российский модуль GAINS – удобный инструмент подготовки и принятия природоохранных решений– позволит проводить оперативные оценки экологических последствий принятия экономических решений на государственном и региональном уровнях В частности: проводить оперативные оценки изменения выбросов загрязняющих веществ в регионе; проводить оперативные оценки изменения выбросов загрязняющих веществ в регионе; оценки воздействия на здоровье человека и состояние окружающей среды, при чем не только в исследуемом регионе, но и в других регионах РФ; оценки воздействия на здоровье человека и состояние окружающей среды, при чем не только в исследуемом регионе, но и в других регионах РФ; оценки стоимости и эффективности планируемых мер по контролю выбросов; оценки стоимости и эффективности планируемых мер по контролю выбросов; и т.д. и т.д. 25
26 Блок «Эмиссий» версии модели GAINS RUSSIA 26
27 Схема организации вычислений по открытой унифицированной модели ЕМЕП Эмиссионные данные Метеорологические характеристики Модель HIRLAM антропогенныеприродныетемператураветероблачностьосадки МОДЕЛЬ Считывание полей метеоэлементов Блок переноса Химический блок Блок осаждения сухоговлажного Карты-схемы концентраций и выпадений 27
28 Сервер HP ProLiant ML150 Generation 5 (G5) ( ) 28
29 Центр по разработке моделей для комплексной оценки «Сценарии выбросов SO 2, NO x и ТЧ в странах, не являющихся членами ЕС, до 2020 года» CIAM Report /2008 (вспомогательный материал 4-ой сессии Рабочей группы по стратегиям и обзору, проходившей в Женеве 14 – 17 апреля 2008 г.) 29
30 В отчете представлены два сценария выбросов: базовый сценарий ( предполагает действующее законодательство по контролю над выбросами для всех рассмотренных стран) базовый сценарий ( предполагает действующее законодательство по контролю над выбросами для всех рассмотренных стран)и сценарий «с мерами» ( предполагает применение для каждого вида деятельности/отрасли набора мер по контролю выбросов, которые могут быть осуществлены в каждой стране за умеренную стоимость) сценарий «с мерами» ( предполагает применение для каждого вида деятельности/отрасли набора мер по контролю выбросов, которые могут быть осуществлены в каждой стране за умеренную стоимость) 30
31 Возможный уровень снижения выбросов к 2020 г. Меры, предлагаемые для снижения выбросов: десульфуризация дымовых газов, десульфуризация дымовых газов, низкосерные нефтепродукты, низкосерные нефтепродукты, меры модификации первичного сжигания, меры модификации первичного сжигания, усовершенствованные пылевые фильтры для промышленных процессов, усовершенствованные пылевые фильтры для промышленных процессов, стандарт выбросов Euro-IV для автотранспорта стандарт выбросов Euro-IV для автотранспорта SO 2 74% NO x 29% PM % 31
32 Возможный уровень снижения выбросов к 2020 г. Меры, предлагаемые для снижения выбросов: десульфуризация дымовых газов, десульфуризация дымовых газов, низкосерные нефтепродукты, низкосерные нефтепродукты, меры модификации первичного сжигания, меры модификации первичного сжигания, усовершенствованные пылевые фильтры для промышленных процессов, усовершенствованные пылевые фильтры для промышленных процессов, стандарт выбросов Euro-IV для автотранспорта стандарт выбросов Euro-IV для автотранспорта SO 2 74% NO x 29% PM % 28 32
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.