Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДанила Швыряев
1 Исследование готовности первоклассника к обучению в школе Методики выявления готовности и оценка результатов
2 Методики выявления готовности к школе Обследование готовности первоклассника к обучению в школе включает пять методик: 1. Рисунок человека 2. Графический диктант 3. Образец и правило 4. Первая буква 5. Тест отношений к школе «Домики» (необязательная часть)
3 Методики выявления готовности к школе Все предлагаемые методики проводятся фронтально, со всем классом. Методики проводятся учителем, ему помогает психолог (воспитатель или другой учитель). Для проведения занятия учитель заранее распечатывает инструкции (в рекомендациях они выделены курсивом). Проведение диагностики занимает два урока: на каждом уроке дается по две методики. На одном уроке проводятся методики «Рисунок человека» и «Графический диктант», на втором – «Образец и правило» и «Первая буква». При продолжительности урока 35 минут между двумя методиками делается очень короткий перерыв (на 1-2 минуты).
4 Рисунок человека Перед каждым ребенком кладется лист 1 для выполнения задания в вертикальном положении. Если кто-либо из детей его в дальнейшем поворачивает, то его НЕ поправляют. Учитель сосредоточивает на себе внимание детей и дает инструкцию: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете». Если кто-то из детей рисует «портрет» (то есть только лицо), то надо индивидуально повторить для него указание нарисовать человека целиком и проследить за выполнением этого указания.
5 Графический диктант Подготовить для каждого ребенка карандаш и лист 2. Для проведения необходима доска, расчерченная на клетки. Выполнение тренировочного узора. Диктовка узоров. Учителю может быть удобнее диктовать, ориентируясь не на текст, а на сам узор. Самостоятельная работа по продолжению узоров (полторы-две минуты на узор).
6 Образец-правило Детям раздаются карандаши и листы 3 и 4. Ластиками детям пользоваться не разрешается. Для наглядности можно изобразить треугольник с точками на доске, на примере которого учитель объясняет правило выполнения задания. Каждое задание представляет собой фигуру-образец и расположенные справа от нее «точки» разной формы (маленькие кружочки, треугольники, квадраты). Точки справа нужно соединить так, чтобы получился точно такой же рисунок, как образец.
7 Образец-правило
8 Треугольник (для проведения методики «Образец и правила») «… Вам нужно запомнить правило: нельзя соединять одинаковые точки. Нельзя соединять два кружка или два треугольника, или два квадратика. Линией можно соединять только две разные точки. »
9 Первая буква У детей на столах лежат карандаши и лист 5. Каждое слово произносится очень четко, после названия каждого животного делается небольшая пауза. Дав детям время на то, чтобы отметить нужный «мячик» у животного, учитель называет следующее слово.
10 Домики Процедура исследования состоит из двух заданий по раскрашиванию. В первом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета. Во втором задании происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций. Ребенка просят подобрать подходящий цвет для домиков, в которых занимаются различными видами деятельности в школе и дома. После раскрашивания домиков мы можем оценить личностные отношения ребенка к различным аспектам школьного обучения.
11 Домики Для проведения теста необходимы следующие материалы: лист для выполнения заданий; шесть цветных карандашей или фломастеров основных цветов: синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный. Ребенок может использовать как карандаши, так и фломастеры одновременно. На доске воспроизводится лист ответов.
12 Домики При выполнении раскрашивания дорожки, нужно проследить, чтобы дети выполняли его строго слева направо. Если ребенок ошибся (начал закрашивать справа налево) и стало очевидным, что исправить положение невозможно, педагогу необходимо поставить стрелочку в направлении выполнения работы. При раскрашивании домиков следует настаивать на использовании одного цвета для каждого домика. Если ребенок настаивает на использовании нескольких цветов для одного домика, необходимо записать на листе ученика, какой цвет выбран первым. Особо следует обратить внимание на то, чтобы дети не раскрашивали домики в ходе работы, а четко следовали бы указаниям учителя и раскрашивали бы только те домики, о которых говорит учитель. Инструкции детям необходимо давать четко, в приподнятом эмоциональном тоне. В ходе работы важно подбадривать и отмечать правильность выполнения.
13 Оценка результатов После проведения тестирования по всем пяти методикам приступают к оценке результатов выполнения заданий по каждой методике отдельно. Оценивают выполнение заданий учениками учитель и психолог или педагог, который был помощником при проведении методик. Внизу бланков, на которых работают первоклассники отведено специальное место для оценки выполнения задания, где выставляются баллы согласно критериям. Эти баллы потом переносятся в электронную форму.
14 Оценка результатов Рисунок человека Баллы за отдельные элементы рисунка выставляются в клетки, приведенные внизу бланка, на котором рисовал ученик. Если в рисунке отсутствует голова или туловище, то оценка всего рисунка – 0 баллов. Рисунок не оценивается, и во все клетки выставляются нули.
15 Оценка результатов Графический узор Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по определенной шкале.
16 Оценка результатов Образец и правило В каждом задании оценивается и соблюдение правила, и правильность воспроизведения образца. При оценивании работы учащегося баллы за выполнение задания проставляются в работу каждого ученика, в специально отведенное место внизу каждого бланка (и бланка 3, и бланка 4).
17 Оценка результатов Первая буква Оценкой служит количество правильно поставленных значков. Успешность выполнения этой методики очень сильно зависит от того, обучался ли ребенок ранее началам грамоты, поэтому вполне возможен разброс результатов по всей шкале (от 0 до 5 баллов).
18 Оценка результатов Домики По методике Домики производится кодирование результатов. Цвет каждого из 6-ти карандашей на рисунках кодируется цифрой в соответствии с принятой кодировкой в восьми цветном тесте Люшера: 1 – Синий; 2 – Зеленый; 3 – Красный; 4 – Желтый; 6 – Коричневый; 7 – Черный. Цифра 5 в кодировке отсутствует!
19 Оценка результатов Домики В первую строку заносится информация о выполнении первого задания (6 клеток цветовой дорожки и одна дополнительная клетка), во вторую строку – информация о закрашивании 10 домиков. Порядковый номер под клеткой должен совпадать с порядковым номером домика.
20 Домики Если направление рисования дорожки у ребенка было изменено, в клетку 7 строки 1) заносится цифра 0. Если ребенок рисовал по инструкции слева направо, то клетка 7 остается пустой. В клетку 11 строки 2) заносится цифра 0, если ребенок хотя бы один домик раскрасил более, чем одним цветом. Если каждый домик был раскрашен только одним цветом, то в клетку 11 ничего не заносится. Коды ответов для каждого ученика заносятся в электронную форму.
21 Желаем Вам успеха!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.