Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнна Эсаулова
1 Итоговое сочинение по литературе ( учебный год) Презентация подготовлена В.А.Щепой, кандидатом педагогических наук, Заслуженным учителем РФ, доцентом кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО, председателем региональной предметной комиссии ЕГЭ по литературе
2 Какой информацией по поводу предстоящего сочинения по литературе мы сегодня не владеем ? Темы будут известны перед экзаменом В настоящее время ориентируемся на предложенные направления Нет формулировок конкретных тем Ориентируемся на Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ Нет конкретного списка произведений Адаптируем известные нам критерии оценивания сочинений ЕГЭ по литературе (профиль) в соответствии с целями итогового сочинения (базовый уровень) Нет критериев оценивания сочинения
3 Как соотносятся между собой цель сочинения и формулировка направлений тем? Цель сочинения – это проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы… Создание сочинения-рассуждения в соответствии с заданной темой
4 Сочинение ЕГЭ по русскому языку и итоговое сочинение Сочинение по прочитанному тексту, находящемуся перед глазами Рассуждение – это лишь часть сочинения Предполагается обращение к художественной литературе, публицистике, научной литературе, жизненному опыту Сочинение по текстам, прочитанным ранее Рассуждение – это основная часть работы и её цель Опора на тексты русской и мировой художественной литературы
5 Сочинение ЕГЭ по литературе и итоговое сочинение Темы сформулированы в виде проблемных вопросов При раскрытии темы сочинения необходимо показать умение выявлять авторскую позицию в указанном произведении и убедительно обосновывать свои тезисы (профильный уровень) Выпускник должен продемонстрировать умение использовать теоретико- литературные понятия для анализа произведения В направлениях представлены формулировки-понятия При раскрытии темы сочинения необходимо показать умение размышлять, аргументировать свои выводы, опираясь на литературные произведения (базовый уровень) Выпускник должен продемонстрировать свою нравственную, этическую и интеллектуальную зрелость, опираясь на литературные произведения
6 Логический анализ формулировки темы Тема- суждение В формулировке прямо выражена идея рассуждения. Задача пишущего – подбор аргументов для обоснования и расположения материала («Образ купца Калашников – романтическая концепция русского национального характера».) Тема-вопрос Отвечая на вопрос темы, пишущий сам определяет идею рассуждения («Как раскрывает М.Ю.Лермонтов образ купца Калашникова?») Тема- понятие Самая трудная и интересная тема, так как в ней не содержится прямого указания на идею рассуждения ( «Образ купца Калашникова»)
7 Порядок работы над формулировкой темы сочинения-рассуждения 1 шаг Логический анализ формулировки темы (тема- понятие – тема-вопрос – тема-суждение) 2 шаг Преобразование темы-понятия в вопрос 3 шаг Формулировка ответа на вопрос в виде суждения, подбор аргументов для обоснования.
8 Определение содержания направления тем по творчеству М.Ю.Лермонтова В чём заключается своеобразие творчества М.Ю.Лермонтова? Какие основные проблемы поднимает М.Ю.Лермонтов в своём творчестве? В чём заключается специфика художественной картины мира М.Ю.Лермонтова? Каковы особенности лермонтовского героя? «Недаром помнит вся Россия…»
9 Формулировка возможных ответов на вопрос В чём заключается своеобразие творчества М.Ю.Лермонтова? (Своеобразие творчества Лермонтова заключается в особенностях раскрытия темы Родины, темы поэта и поэзии, темы любви, исторической темы…) Какие основные проблемы поднимает М.Ю.Лермонтов в своём творчестве? (Главная проблема – смысл существования человека) В чём заключается специфика художественной картины мира М.Ю.Лермонтова? (Сосуществование и сложное взаимодействие романтических и реалистических тенденций) Каковы особенности лермонтовского героя? ( Лермонтов – создатель трагической концепции человека, обречённого жить в вечном и неустранимом конфликте с обществом, эпохой, мирозданием, в разладе с самим собой) «Недаром помнит вся Россия…»
10 Рекомендуемый список произведений М.Ю.Лермонтова Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...». «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени»
11 Рекомендации по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной» 1 шаг Преобразование темы-понятия в тему-суждение. Формулировка возможных ответов на вопрос. 2 шаг Широкое понимание темы предполагает включение произведений большого временно́го охвата (древнерусская литература – современность). Узкое понимание темы предполагает ориентацию на произведения о Великой Отечественной войне. 3 шаг Необходима корректировка календарно-тематического планирования: перенос обзорной темы, связанной с произведениями военной тематики со второго полугодия на первое, ориентация на небольшие по объему произведения; проведение уроков внеклассного чтения по произведениям из списка внеклассного чтения за прошедшие годы обучения.
12 Возможный (минимальный) список произведений о Великой Отечественной войне Адамович А., Гранин Д. «Блокадная книга». Астафьев В. «Пастух и пастушка». Бондарев Ю. «Батальоны просят огня». «Горячий снег». Быков В. «Мертвым не больно». «Сотников». «Альпийская баллада». Некрасов В. «В окопах Сталинграда». Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке». Симонов К. Стихотворения о войне. «Живые и мертвые» и др.
13 Рекомендации по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» ( XIX век) А.С.Пушкин впервые исследовал воздействие природы на становление характера человека. М.Ю.Лермонтову как романтику близка мысль о противоречии природы и общества. Возвышенный романтический идеал поэта – единение между природой и человеком. Ф.И.Тютчев. Мысль о том, что человек и природа – частицы космоса, мироздания, самым сложным и скрытым явлениям в человеческой жизни есть прямая аналогия в мире природы. А.А.Фет – мастер пейзажного психологизма. Природа у Л.Н.Толстого – символ подлинной, естественной жизни, она приобщает человека к мировой гармонии и даёт ему душевное успокоение. Для И.С.Тургенева природа – наиболее высокая жизненная ценность. У А.П.Чехова природа выполняет нравственно-оценочную функцию – она указывает человеку на подлинные ценности, среди которых немалое место занимает красота, которую разучились видеть.
14 Рекомендации по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» ( XX век) Природа у С.А.Есенина глубоко национальна, понятия природа и Родина им почти не разделяются. Творчество М.М.Пришвина («Кладовая солнца»), К.Г.Паустовского – задушевное отношение к природе, доскональное знание природной жизни, в теме природы оба писателя поднимали философские проблемы. В.П.Астафьев («Царь-рыба»). Природа как носитель древней мудрости. Хищническое отношение к природе – духовное обеднение людей, отход от вековечной правды. В.В.Распутин («Прощание с Матёрой»). Уничтожение природы – это ступень нравственного падения человека и человечества.
15 Рекомендации по направлению «Чем люди живы?» 1 шаг Прочитать и обсудить с выпускниками рассказ Л.Н.Толстого «Чем люди живы»? 2 шаг Определить круг вопросов по следующим направлениям аксиологии: Что есть истина? (Ценности познавательные) Что есть добро? (Ценности нравственные) Что есть красота? (Ценности эстетические) 3 шаг Определить круг произведений, ориентируясь на Кодификатор ЕГЭ по литературе, списки книг внеклассного чтения…
16 ПРИМЕЧАНИЕ Наиболее подробная информация по содержанию каждого направления, а также по написанию итогового сочинения по литературе года будет обсуждаться на семинарах СИПКРО после публикации критериев оценивания. Удачи, дорогие коллеги! В.А.Щепа
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.