Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕвгений Важенин
1 Кризис самоопределения личности в бизнесе Иванова Наталья Львовна, д.психол.наук Профессор кафедры «Организационная психология» НИУ ВШЭ, Акад. директор МП «Психология в бизнесе»
2 Психология бизнеса Тема разрабатывается в русле психологии бизнеса Психология бизнеса – новая отрасли прикладной психологии, которая возникла в ответ на социально- экономические условия, определяющие облик современной жизни.
3 Психология бизнеса Психология бизнеса (Business Psychology)– это междисциплинарная отрасль психологической науки и практики, которая изучает бизнес как многоплановое явление и направлена на повышение эффективности бизнес- деятельности, оптимизацию взаимодействия субъектов бизнеса, как между собой, так и со всеми заинтересованными сторонами, включая рынок и общество в целом.
4 Развитие психологии бизнеса
5 Сообщества бизнес-психологов
6 Бизнес как среда САМ В рамках ПБ бизнес начинает входить в предметную область психологических исследований как социальная и профессиональная среда развития личности, что отражено в публикациях (Бардиер, 2002; Емельянов, Поварицына, 1998; Журавлев, Купрейченко, 2004; Иванова, Михайлова, Штроо, 2007, Мелия, 2006, E. McKenna, D. Tsivrikos и др.).
7 Понимание бизнеса в ПБ Бизнес – любое дело, направленное на получение прибыли. С психологической точки зрения: Основная функция бизнеса – создание и реализация продуктов и услуг с новыми свойствами, востребованными обществом. Бизнес – это деятельность и в тоже время среда профессионального и социального САМ личности. Результат САМ личности влияет на имидж и эффективность бизнеса. Успешный бизнес может развиваться специалистами, нацеленными на саморазвитие и самосовершенствование.
8 Актуальность проблемы САМ В психологической науке: Назрела необходимость операционализации САМ. Возрастает запрос на новый методический инструментарий исследования САМ. В бизнесе Все больше осознается значимость психологических факторов повышения эффективности и достижения успеха, формируется запрос на управление процессом САМ как персонала, так и клиентов.
9 Понятие САМ САМ – осознанная активность, направленная на выявление, анализ и принятие собственной позиции в проблемных ситуациях. Проблемные ситуации в Б: противоречия между целями и возможностями их достижения, осознание необходимости новых знаний и подходов для решения актуальных задач. Примеры: создание (расширение, закрытие) бизнеса, выход на новые рынки, кризисные ситуации и т.п.
10 САМ в бизнесе(А.Б. Купрейченко)
11 Практико-ориентированная рабочая модель САМ (Н.Л. Иванова, Н.В. Антонова, О.И. Патоша, А.Б. Купрейченко) САМ – осознанная активность, направленная на выявление, анализ и принятие собственной позиции в проблемных ситуациях. Основная функция САМ заключается в подготовке и принятии оптимального решения человеком о себе и своем будущем в тех контекстах, в которых развивается проблемная ситуация.
12 Параметры САМ Содержательный параметр – идентичность. В процессуальном плане САМ предстает как поиск человеком оптимального решения. Результатом САМ является не только новое качество личности (идентичность), но и опыт работы над собой, развитие навыков принятия решений в определенных условиях. Параметры САМ: особенности идентичности личности и способы принятия решений.
13 Идентичность Содержательным результатом и процессуальным смыслом САМ является идентичность личности. Идентичность включает в себя не только систему представлений о самом себе, своих физических, интеллектуальных и других качествах, так также и самооценку, субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов.
14 Неравномерность, кризисы САМ Кризис является отражением несоответствия потребностей личности и возможностей их удовлетворения. Кризис САМ: ситуация или период, когда индивиду открываются новые цели, проблемы, перспективы, но при этом он не располагает достаточными психическими ресурсами (интеллектуальными, мотивационными и др.), необходимыми для решения новых проблем и достижения целей. В ходе самоопределения личности происходит преодоление кризисных ситуаций, корректировка системы ценностей, жизненных позиций, планов и т.п.
15 Эмпирическое исследование Цель: изучение кризисов социального и профессионального самоопределения у субъектов бизнеса. Выборка руководители и собственники организаций среднего бизнеса (119 человек, включая 67 женщин и 52 мужчин, в возрасте от 29 до 52 лет). Методы исследования: модифицированный вариант методики «Кто Я?», тест личностных конструктов Дж. Келли (ТЛК), опросник Д. Кейрси, самоописания, контент-анализ, интервью, экспертный опрос. Методология исследования основана на сочетании качественных и количественных методов.
16 Результаты Опрошенные отвечали на вопросы: «Как Вы пришли в бизнес?», «Что значит для Вас быть бизнесменом?» «Какими качествами должен обладать профессионал в бизнесе?», «Как Вы относитесь к бизнесу, что думаете о людях в бизнесе?». Три основных содержательных блока: А) «Профессиональная деятельность» Б) «Профессиональная среда, бизнес-сообщество» В) «Профессионально-важные качества»
17 «Проблемные точки» САМ: Проблемы при создании и реализации бизнеса (по частоте упоминания) 1Многообразие деловых ролей, трудности самоидентификации 2Трудности принятия решений, сомнения 3Неопределенность профессии 4Неустойчивость и противоречивость ценностей бизнес-сообщества 5Неопределенность границ: «свой – чужой» в бизнес сообществе 6Быстрая динамика жизненных ценностей и норм 7Трудности адаптации к новым условиям рынка 8Кризисы карьерного роста 9Противоречия в задачах бизнеса и моделях управления
18 Кризисные ситуации САМ и их субъективные проявления Показатели: продолжительность и сила переживания (по 7-бальной шкале, от -3 х до +3-х), субъективные описания переживаемого кризиса. 2 крайние группы: «Кризисная группа» (12 человек), высокие показатели кризиса: от года до двух лет, сила – от + 1 до +3. Ярко выраженный и затяжной характер кризиса. «Адаптивная группа» (10 человек), низкие показатели кризиса: от нескольких недель до полугода, сила – от -3 до 0. Представители этой группы легко ориентировались в новой обстановке, принимали меры для выхода из кризиса, осознавали новые перспективы и возможности.
19 Особенности идентичности
20 Психологические проявления кризиса идентичности Компоненты структуры идентичности Проявления идентичности Кризисная Гр.Адаптивная Гр. Учебно–профессиональные Ситуационные, противоречивые Перспективные, противоречивые Социальные, статусно- ролевые Низкая дифференциация, снижается количество широких социальных ролей На первый план выходят роли, проверенные на прошлом опыте Деятельностные Слабо выражены Перспективные, противоречивые Рефлексивные, личностные Слабое осознание себя, своих сильных и слабых сторон Слабое осознание себя, дисбаланс в представлениях о своих сильных и слабых сторонах Физические Негативная оценка физического Я Потребность в смене имиджа Перспективные позиции Слабо выражены Выражены, но противоречивы Эмоциональные переживания Негативные или завышенные Противоречивые или сниженные
21 Особенности принятия решений Логический или мыслительный, эмоциональный или чувствующий и смешанный типы. В «адаптивной группе» несколько выше % смешанных типов. Возможно, что это говорит о большей интеллектуальной гибкости этих людей. Бизнес требует от человека интеллектуального уровня, гибкости.
22 Выводы Последствия и проявления кризисов самоопределения личности в бизнесе пока что слабо изучены в психологии. Исследование показывает, что человек в ситуации кризиса испытывает трудности в осмыслении своей новой социальной позиции, в принятии себя в новой роли и адаптации к ней. Кризис САМ проявляется в изменении структуры идентичности, ведущих ценностей, а также в некоторых особенностях принятия решений.
23 Спасибо за внимание Иванова Наталья Львовна
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.