Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНикита Вергизов
1 Общая и профессиональная педагогика Автор-составитель: Зверкова Анна Юрьевна, к. пед. н., доцент НГПУ
2 Становление и развитие профессионального образования Лекция 4
3 Глава 4. Становление и развитие профессионального образования §1. История зарубежного профессионального образования. §2. Становление и развитие профессионального образования в России. §3. Современное состояние профессионального образования за рубежом. §4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации. §5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования. §6. Современные требования к профессионалу. §7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире.
4 §1. История зарубежного профессионального образования Становление профессионального образования за рубежом В первобытном обществе подготовка детей к труду осуществлялась непосредственно в трудовой деятельности. С разделением труда появлением земледелия, скотоводства и ремесла молодых людей готовили к жизнедеятельности в их семьях, а также в так называемых «домах молодежи». Во времена рабовладельчества произошло отделение умственного труда от физического. Дети рабовладельцев могли посещать школы и освобождались от физического труда, который считался унизительным и презренным. В эпоху феодализма профессия рассматривалась как пожизненное призвание, как вид служения, установленный Божьей волей. Ремесло отождествлялось с искусством, с ним связывалась мистическая традиция мудрости и секрета. Основной формой обучения детей ремесленников было цеховое и гильдейское ученичество. Средневековый мастер передавал своему ученику из рук в руки профессиональные знания и умения, свой индивидуальный стиль работы. В XI в. появились первые педагогические сочинения, раскрывающие роль «механических искусств». С развитием производственных отношений, прогрессом науки и техники усиливается интерес к проблеме профессионального обучения. Особое значение приобретают экономические и социальные аспекты вовлечения детей в трудовую деятельность в мануфактуре и ремесленном производстве. В конце XVIII в. в профессиональном образовании зарождается новая идея, которая в отличие от тенденции предыдущей эпохи, ориентировавшейся на знания, делала акцент на овладении орудиями, инструментами и технологиями производства. Развитие профессионального образования за рубежом в конце XIX первой половине XX в. В конце XIX начале XX в. в Западной Европе и США возникли новые реформаторские теории образования. Одной из них была теория трудовой школы. Ее автором был немецкий педагог и видный деятель Г. Кершенштейнер ( ). Важнейшей задачей народной школы он считал общую трудовую подготовку молодежи к профессиональной деятельности. Развитие профессиональной педагогики в США связано с зарождением научной организации труда на производстве. Это было вызвано внедрением в производство новых технологий, конвейерной системой, необходимостью повышения производительности труда и конкурентоспособности продукции. В конце XIX в. на Западе зародилась практическая педагогика профессионального обучения. На предприятиях начали создаваться учебные мастерские с педагогическими функциями. Это положило начало более продуктивной по сравнению с ученичеством системы производственно-профессионального обучения. После Второй мировой войны, прервавшей исследования в области профессионального образования, под эгидой ЮНЕСКО в Европе начали восстанавливаться международные и национальные центры профессионального и производственного обучения, стали проводиться конференции, совещания и семинары по проблемам профессионального образования. Началось реформирование национальных систем профессионального образования, усилилось международное сотрудничество по вопросам подготовки кадров.
5 § 2. Становление и развитие профессионального образования в России Становление отечественного профессионального образования На Руси «учение рукомеслу» восходит к древней традиции. Зародившись в старину, ремесленное ученичество оставалось основной формой профессиональной подготовки молодежи вплоть до XVIII в. Общественно-педагогическое движение в России х гг. XIX в. было направлено на демократизацию и расширение образования народных масс и включало в себя революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский), либерально- буржуазное (Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов) и реакционное (Министерство народного просвещения) направления. Большую роль в становлении теории и методики профессионального образования сыграл журнал «Техническое образование» ( ). В 1862 г. была создана Постоянная комиссия по техническому образованию Русского технического общества, руководителями которой были видные деятели профессионального образования России Е.Н. Андреев и А.Г. Неболсин. Русские ученые и инженеры-педагоги (Д.И. Менделеев, В.К. Делл-Вос, В.И. Гриневецкий, И.А. Стебут, А.И. Гурнов, Д.К. Советкин, С.А. Владимирский, М.В. Лысковский и др.) сформировали основные требования к профессиональному образованию: соответствие потребностям развивающейся экономики; конкурентоспособность подготавливаемых кадров; развитие профессионального образования на базе общего образования; разнотипный и разноуровневый характер профшколы в зависимости от исходного общего образования; сочетание общего и специального компонентов в содержании профессионального образования; практическая направленность обучения и социализация; постепенная замена ученичества ремесленными школами; соединение обучения с производственным трудом Развитие профессионального образования в России в конце XIX первой половине XX в. В 60-х гг. XIX в. в России начала развиваться дидактика профессионального обучения. ) Была разработана первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремеслу. Образование в дореволюционной России носило классовый и сословный характер, не было преемственности между начальной и средней школой, женское образование было ограниченным. В е гг. XX в. наметился процесс интенсивного становления отечественной профессиональной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания. Особенность этого периода состояла в том, что на первый план выступали идеологические и социально- политические факторы развития образования. К концу 20-х гг. XX в. в РСФСР сложилась следующая система профессионального образования: 1)профшколы, школы ФЗУ, учебно-производственные мастерские на базе школы I ступени (начальной школы); 2) индустриальные, сельскохозяйственные, педагогические и другие техникумы на базе семилетней школы; 3) вузы на базе девяти- и десятилетней школы. С середины 30-х годов в Советской России началось свертывание теоретических исследований в области профессиональной педагогики. В 1940 г. социально-экономические потребности страны подтолкнули к созданию системы государственных трудовых резервов путем мобилизации молодежи, подготовки и централизованного распределения кадров. Была разработана операционно-комплексная система производственного обучения. С конца 50-х гг. прошлого века с принятием Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», благодаря которому профтехучилища вновь стали составной частью общей системы образования, в общеобразовательные школы снова вернулась начальная профессиональная подготовка по массовым профессиям. Однако в средине 60-х гг. эта подготовка была отменена. Встала задача перехода ко всеобщему среднему образованию, в связи с чем начали создаваться средние профессионально-технические училища (СПТУ). В 1984 г. была начата реформа общеобразовательной и профессиональной школы, ставившая задачу перехода ко всеобщему профессиональному образованию на основе слияния старших классов общеобразовательной школы с ПТУ и средними профессиональными учебными заведениями. В конце 90-х гг. под редакцией академика С.Я. Батышева были изданы учебник «Профессиональная педагогика», а также трехтомная «Энциклопедия профессионального образования».
6 § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом Модели профессионального образования Рационалистическая Дальнейшее развитие технологической педагогики, опирается на идеи бихевиоризма. Теория бихевиоризма отвергает роль сознания как регулятора человеческой деят-ти, все психические процессы сводятся к внешним реакциям организма. Предполагает осуществление профессиональной подготовки на репродуктивной основе в результате «технологического научения». При таком подходе не могут быть реализованы дидактические цели формирования самостоятельного мышления, творческой деятельности и коммуникативных способностей, составляющих сущность профессионального раз-вития личности. Гуманистическая целью развитие личности как субъекта профессиональной деятельности. Идеи гуманизации образования повлияли на понимание недостаточности одной только квалификации для обеспечения качества профессиональной подготовки и профессиональной деятельности человека. В связи с этим был введен более широкий термин профессиональная компетентность, включающий помимо профессиональных знаний и умений такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, логическое мышление, предприимчивость и др. Системы профессионального образования 1. В каждой стране в содержании и организации профессионального образования есть как свои особенности, так и общие черты. 2. Профессиональное образование за рубежом нацелено на подготовку не узкого специалиста, а профессионала определенного профиля. Оно тесно связано с общим образованием и стремится к непрерывности. 3. Профессиональное образование интегрируется с производством и носит гибкий характер. 4. Хорошо развита система ученичества, которая выполняет роль начальной профессиональной подготовки. 5. В развитых странах имеются как государственные, так и частные профессиональные учебные заведения. 6. Существуют децентрализованные и централизованные системы профессионального образования.
7 § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации Система профессиональной подготовки кадров в РФ Начальное профессиональное образование Ученичество на производстве Курсовая подготовка в учебно- курсовых комбинатах и центрах Профессиональные училища Профессиональные лицеи Среднее профессиональное образование Техникумы Училища, школы Профессиональные колледжи Отделения (факультеты) среднего профессионального образования при вузах Высшее профессиональное образование Институты Академии Университеты Послевузовское профессиональное образование Аспирантура Докторантура Ординатура и интернатура (по медицинским специальностям) Академии и институты повышения квалификации и переподготовки кадров
8 § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования Системы и концепции профессионального образования Концепция обучения одной профессии Уже на первом году профессионального обуч-я происходит спец-ная подготовка к определенной профессии по единому плану в течение одного цикла обуч-я, который завершается сдачей экзамена. Концепция обуч-я одной профессии отлич- ся последовательностью и непрерывностью. С одной стороны, выпускники получают глубокие знания и умения по одной профессии, с другой снижается их мобильность и приспособляемость к научно-техническому прогрессу. Ступенчатое обучение Первая ступень – базовое проф. обуч-е Вторая ступень – общая проф. специализация. Третья ступень – спец-ное проф. Обучение Стр-ра ступенчатого обучения. Третья ступень – смежная профессия Вторая ступень – смежная профессия Третья ступень – основная профессия Ступенчатое обучение систематизирует профессиональную подготовку и способствует профессиональной мобильности специалистов. Создает условия для усиления мотивации обучения, свободного выбора образовательно-профессиональных программ с учетом способностей личности, обеспечивает возможность более осмысленной профориентации. Концепция базового и специального профессионального обучения Основная ступень - полипрофессиональное обучение Спец-ная ступень – монопрофессиональное обучение Принцип специализации: обуч-е на спец-ной ступени осуществляется по определенной специализации. Выпускной экзамен сдается только после завершения обучения на специальной ступени Многоуровневое профессиональное обучение Разделение общеобразовательного и профессионального образования. Обучающийся сначала получает широкое общее образование по одному из принятых в настоящее время профилей (естественно-научному, гуманитарному, социально-экономическому и пр.), а затем на его основе получает профессию и спец-сть различного уровня (начального, среднего, высшего или послевузовского). Послевузовское проф. образ-ние Высшее проф. образ-ние Среднее проф. образ-ние Начальное проф. образ-ние Общее профильное образ-ние Подготовка специалистов по сокращенным срокам обучения. Интеграция общего и профессионального образования Интеграция средних специальных учебных заведений в систему высшего образования позволила восстановить единый подход к формир- нию профессионально-квалификационной стр-ры подготовки специалистов, удовлетворяющей как потребности населения в образовании, так и потребности общ-ва в кадрах, и на деле реализовать принцип диверсификации образовательных структур ВУЗ Проф. Колледжи, Технические Лицеи Техникумы, Училища, Школы Проф. Лицеи Проф. училища
9 § 6. Современные требования к профессионалу Предпосылки Переход к постиндустриальному обществу, значительное расширение масштабов международного взаимодействия Возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в рамках международного сотрудничества Динамическое разв-е экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости Разв-е предпринимательства, индивид-ной частной деят-ти, создание рынка труда, влияние спроса и предложения на подготовку кадров Необходимость принимать самост-ные решения в быстро изменяющихся, динамичных производственно-технологических условиях, анализировать себя и результаты проф. деят-ти Современные требования Коммуникабельность, толерантность, социальная мобильность, информационно-технологическая культура, гибкость мышления Глобальное, системное, планетарное, информационно- технологическое, проективное мировоззрение и мышление Проф. компетентность и мобильность, постоянная потребность в повышении проф. квалификации и переподготовке, конкурентоспособность Предприимчивость, способность к предпринимательству, конкурентоспособность, спос-сть к проф. самосохранению, индивид- ный стиль профессиональной деят-ти, оксидентальные способности Проф. самостоятельность, ответственность, креативность, рефлексия, адекватная самооценка Профессионально обусловленные компоненты личности Подструктуры проф. Компоненты лич-ти качеств Проф. Направл-сть Склонности, интересы отношения, ожидания установки, мотивы Проф. Компет-сть Проф. Знания, умения навыки, квалиф-ция Проф. важные кач-ва Внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль и др. Проф-но значимые Энергетизм, нейротизм психофизиологич-е экстравертированность Свойства зрит-ная координация реактивность и др. Профес-ные и ключевые компетенции: Социальная Коммуникативная Информационная Специальная Когнитивная Специалист работник, обладающий необходимыми для данной квалификации знаниями, умениями и навыка-ми Профессионал это соц-но и профес-но компетентный работник с хорошо выраженными профес-но важными кач- ми и компетенцией, отличающийся индивид-ным стилем деят-ти. Проф. квалификация это степень и вид проф. подготовленности работника, наличие у него ЗУНов, необходимых для выполнения определенной работы. Ключевые квалификации общепроф-ные ЗУНы, а также спос-сти и кач-ва лич-ти, необходимые для выполнения работы по опред-ной группе профессий. Ключевые компетенции это межкульт-е и межотраслевые знания, умения и спос-ти, необходимые для адаптации и продуктивной деят-ти в различных проф. сообществах Профессионал Ключевые Квалификации и компетентности Специалист Проф. Компетентность и квалификации Мастер Проф. творч-во, Индивид-ный стиль Проф. Деят-сти Проф. развитие
10 § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире Современные компетенции образования: 1)Политические и социальные компетенции 2)Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе 3)Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением 4)Компетенции, связанные с возникновением общества информации 5)Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь Цель и задачи модернизации российского образования. Цель – создание механизмов устойчивого развития системы образования. Задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение современ-го кач-ва дошкольного, общего и проф. образ-ния; Формир-ние в системе образ-ния нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение соц-го статуса и профессионализма работников образ- ния, усиление их госуд-ной и обществ-ной поддержки; Разв-е образ-ния как открытой госуд-но-общественной системы на основе распределения ответственности м/у субъектами образ-ной политики и повышения роли всех участников образ-ного процесса Основные компоненты проф. образования Общие направления развития проф. образования Базовое (начальное и среднее) профессиональное образование Высшее профессиональное образование
11 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.