Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЮрий Росчупкин
1 МОТИВЫ, ПЕРСОНАЖИ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОППОЗИЦИИ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ А. В. Рафаева, к.ф.н., н.с. ЛАЛС НИВЦ МГУ.
2 Формула сказки В.Я. Проппа Функции определяются относительно сюжета сказки как целого по результатам действия Число функций постоянно, персонажи задаются достаточно произвольно Последовательность функций не случайна. В частности, ход, содержащий функции Б-П, всегда предшествует ходу с функциями З-Р
3 Компьютерные исследования Порождение сказок Использование теории графов для изучения частых и редких функций, путей порождения сказок Разметка сказочного текста по функциям Проппа
4 Мотивы Понятие мотива, введенное А.Н. Веселовским, широко используется. Общепринятого определения термина до сих пор не существует. – Мотив существует в одной модификации, и всякое изменение дает новый мотив (указатели АТ, Березкина и др.) – Мотив может быть представлен на двух уровнях: уровень семантического обобщения и уровень конкретной реализации (алломотив и мотивема по А. Дандесу, архетипические мотивы Е.М. Мелетинского) Мотив независим от лексического выражения Один и тот же мотив (например, победа над драконом) может выполнять различные функции
5 Архетипический мотив ЧС и сюжет сказки (сказка Царевна-Лягушка) Мотив чудесной супруги предполагает два события: – Герой женится на чудесной (тотемной) девушке, она живет с ним и приносит материальные блага людям; – Герой или его родственники нарушают брачные табу, чудесная жена возвращается в свой мир. Попадая в волшебную сказку с ее обязательным счастливым финалом, мотив приобретает третье действие – восстановление нарушенного брака.
6 Мотив в компьютерной фольклористике Указатели мотивов, в том числе в виде гипертекста Представление мотивов в виде графов Разметка текста Автоматическое выделение мотивов: – Статистическими методами – С помощью заданных вручную ключевых слов
7 Персонажи То, как персонаж действует, определяется тем, что он из себя представляет (Е.С. Новик) Персонаж может быть представлен как пучок типовых функций, скрепленных именем (Е.Е. Левкиевская, о БД славянских мифологических персонажей)
8 Царевна в волшебной сказке Невеста Пассивная царевна Активная Лягушка Птица Богатырка Дочь Водяного
9 Кот в волшебной сказке Персонаж по Проппу: – Даритель (даритель-испытатель, кот в доме бабы-яги) – Помощник – Вредитель (кот-Баюн) Семантическая роль: – Служить диковинкой Семантическая оппозиция: домашний (в доме бабы-яги или героя) – дикий (три года под кустом жил) Частая характеристика: – Связь с морем или заморской страной, в том числе способность далеко плавать и служить «транспортным средством»
10 Компьютерные исследования БД славянских мифологических персонажей Возможный способ исследования (в системе СКАЗКА-2): – Поиск по имени, выделение типовых функций, ролей, семантических оппозиций и частых характеристик – Поиск набора функций и других признаков (персонаж без имени, например, «стар-мудёр человек»)
11 Выводы Волшебная сказка представляет собой исторически сложившуюся систему со своими закономерностями и рядом частично независимых подсистем Наиболее продуктивным представляется использование различных моделей, например, функции Проппа и мотивы Компьютерный анализ сказочного текста позволяет учитывать большое количество факторов одновременно и, соответственно, дает возможность применять различные модели
12 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.