Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюбовь Недачина
1 1 Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов
2 2 Федеральные нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения и иные вопросы антикоррупционной экспертизы: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г ФЗ «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 17 июля 2009 г. 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
3 3 Цель антикоррупционной экспертизы предупреждение появления в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов.
4 4 Коррупциогенные факторы положения нормативных правовых актов и их проектов, которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, которые содержат неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создают условия для проявления коррупции.
5 5 Задачи антикоррупционной экспертизы выявление коррупциогенных факторов в положениях нормативных правовых актов и их проектов; выявление в нормативных правовых актах и их проектах положений, которые необходимы для предупреждения коррупции; выработка предложений о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
6 6 Принципы антикоррупционной экспертизы обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с действующими нормативными правовыми актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
7 7 Принципы антикоррупционной экспертизы компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу; сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
8 8 Антикоррупционная экспертиза специальное исследование, проводимое органами, организациями, должностными лицами, гражданами и направленное на выявление в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов и положений, необходимых для предупреждения коррупции, а также на выработку предложений о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
9 9 Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится: прокуратурой Российской Федерации; федеральным органом исполнительной власти в области юстиции; органами, организациями, их должностными лицами. (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»)
10 10 Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»)
11 11 Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. (ч. 4 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»)
12 12 Мониторинг правоприменения в Российской Федерации комплексная и плановая деятельность, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) …
13 13 Заключение антикоррупционной экспертизы письменный документ, содержащий обоснованные выводы о наличии или отсутствии в нормативном правовом акте или его проекте коррупциогенных факторов, а также предложения о способе устранения коррупциогенных факторов в случае их наличия.
14 14 Методика проведения антикоррупционной экспертизы 1. Решение вопроса о том, является ли муниципальный правовой акт нормативным или будет ли являться таковым, если на экспертизе находится проект. 2. Изучение текста муниципального правового акта или его проекта (оценка соблюдения полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления; оценка предмета и цели правового регулирования муниципального правового акта или его проекта; оценка соблюдения порядка принятия и опубликования муниципального правового акта (если действующий акт), либо порядка внесения (если проект); решение вопроса о том, входит ли в сферу действия муниципального правового акта регламентация отношений между органами или должностными лицами местного самоуправления, с одной стороны, и гражданами или организациями, с другой).
15 15 Методика проведения антикоррупционной экспертизы 3. Проверка муниципального правового акта или его проекта на предмет наличия в нем коррупциогенных факторов (следует провести анализ каждого положения на предмет наличия или отсутствия всех коррупциогенных факторов; положения следует рассматривать как в отдельности, так и в их совокупности, а также в совокупности с действующими нормами других актов; следует выявить возможность появления пробелов правового регулирования, коллизий между действующими актами). 4. Подготовка заключения антикоррупционной экспертизы.
16 16 Группы коррупциогенных факторов: 1. Положения нормативных правовых актов и их проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил; 2. Положения нормативных правовых актов и их проектов, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
17 17 1 группа коррупциогенных факторов 1) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
18 18 Пример 82. В исключительных случаях руководитель Росархива вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения пользователя, направившего жалобу.
19 19 1 группа коррупциогенных факторов 2) определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
20 20 Пример (когда в тексте содержится слово «вправе», однако КФ отсутствует) Кредиторы по текущим платежам вправе обжаловать действия или бездействие арбитражного управляющего в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, если такие действия или бездействие нарушают их права и законные интересы.
21 21 Пример В ходе проведения совместной сверки лесничеством, лесопарком могут быть затребованы документы, подтверждающие факт оплаты.
22 22 1 группа коррупциогенных факторов 3) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
23 23 Пример Лицами, осуществляющими плату за использование лесов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, могут быть: 1) лица, использующие леса для осуществления предпринимательской деятельности, зарегистрированные в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; 2) граждане, при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд; 3) лица, заинтересованные в получении выписок из государственного лесного реестра; 4) лица, причинившие вред лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
24 24 Пример 35. Исполнение тематического запроса организации или гражданина организуется архивом в порядке оказания платных услуг (в том числе на основе договора) или безвозмездно.
25 25 Пример 70. Глава загранучреждения вправе понижать ставки консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов или освобождать от уплаты таких сборов отдельных лиц по их заявлениям, если указанные ими причины будут установлены и признаны уважительными.
26 26 1 группа коррупциогенных факторов 4) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
27 27 1 группа коррупциогенных факторов 5) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
28 28 1 группа коррупциогенных факторов 6) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
29 29 1 группа коррупциогенных факторов 7) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
30 30 1 группа коррупциогенных факторов 8) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
31 31 2 группа коррупциогенных факторов 1) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
32 32 Пример При исполнении Рослесхозом государственной функции от заявителей требуется представление следующих документов: 1) доверенность на получение расчетов (уведомлений) по начислению платы за использование лесов, оформленная в соответствии с образцом, приведенным в приложении 3 к Административному регламенту, доставляемая заявителем лично в лесничество, лесопарк; 2) заявление об уточнении вида и принадлежности платежа, оформленное в соответствии с образцом, приведенным в приложении 4 к Административному регламенту, направляемое заявителем по почте или доставляемое им лично в лесничество, лесопарк; 3) заявление о возврате из бюджета излишне (ошибочно) уплаченной платы за использование лесов, оформленное в соответствии с приложением 5 к Административному регламенту, направляемое заявителем по почте или доставляемое им лично в территориальный орган Рослесхоза по субъекту Российской Федерации.
33 33 2 группа коррупциогенных факторов 2) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
34 34 Пример 2. При предоставлении Министерством государственной услуги заявителями могут быть граждане и юридические лица, указанные в статье 1518 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также физические и юридические лица, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочиями выступать от имени граждан и юридических лиц (далее – заявитель).
35 35 Пример 37. Если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявитель передает заявление и необходимые документы через другое лицо либо направляет их по почте.
36 36 2 группа коррупциогенных факторов 3) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
37 37 Основные требования к стилю изложения положений нормативных правовых актов и их проектов логическая последовательность изложения мысли, ее ясность, краткость, емкость и смысловая завершенность; единообразие способов формулирования предписаний; внутренняя согласованность положений нормативного правового акта или его проекта; использование однозначных терминов с четким смыслом, употребление слов и выражений в прямом их значении.
38 38 Пример 11. Министерство иностранных дел Российской Федерации принимает решение об отказе в предварительном согласовании совершения крупной сделки в случаях, если установлено: а) выявление в представленном обращении или прилагаемых к нему документах неполных, необоснованных или недостоверных сведений; б) совершение крупной сделки приведет к невозможности осуществления учреждением деятельности, цели, предмет и виды которой определены его уставом.
39 39 Пример 13. Лучшие деревья отбираются преимущественно из деревьев главной породы и должны быть здоровыми, иметь прямые, полнодревесные, достаточно очищенные от сучьев стволы, хорошо сформированные кроны, хорошее укоренение и предпочтительно семенное происхождение.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.