Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИван Нечаев
1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ВВЕДЕНИЕ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2 Урок - это А. Форма организации образовательного процесса в условиях массового общего среднего образования Б. Временной отрезок образовательного процесса, необходимый для освоения определенного фрагмента содержания образования В. Образовательная ситуация взаимодействия педагога и обучающихся, возникающая по поводу границы компетентности последних
3 В уроке для Вас главным является: А. Точное воспроизведение обучающимися демонстрируемых учителем знаний и образцов способов деятельности Б. Приращение индивидуального опыта каждого обучающегося В. Возникновение со-бытия, встречи участников образовательного процесса, полилог
4 При посещении урока, ориентированного на формирование проектных компетенций Вы обратите прежде всего внимание на: А. Качество использования учителем средств обучения и ИКТ Б. Поведение обучающихся, проявления их активности, взаимодействие с педагогом и между собой В. Применяемые учителем способы организации содержания урока, формы и методы обучения
5 Учебная деятельность 1. Познавательная потребность 2. Учебно-познавательный мотив 3. Учебная задача 4. Учебные действия 5. Результат учебной деятельности: внутренний (личностный, метапредметный и предметный) внешний (образовательный продукт)
6 Учебная задача Ориентирована на нахождение принципа (способа) построение знания (учебно-познавательная задача) или его применения (учебно-практическая задача) Направлена на усвоение общих способов решения конкретно-практических задач определенного класса Обеспечивает возможность переноса способа деятельности, открытого в ходе решения на новый объект
7 Учебные действия Учебные действия - это специфические акты взаимодействия обучающегося с действительностью, которые заключаются в ее умственном отражении и практическом преобразовании с целью нахождения неизвестного отношения, его моделирования и открытия новых способов деятельности в данной области. Последовательное выполнение системы учебных действий позволяет учащимся получить способ решения учебной задачи Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность (Гальперин П.Я., 2002).
8 1. Постановка учебной задачи Рефлексия: оценка результатов предшествующего мышления - Что мы уже знаем, умеем? Какой путь познания прошли? Целеполагание - Что же мы будем изучать? Планирование решения учебной задачи - Какова последовательность наших действий по решению учебной задачи?
9 2. Преобразование условий учебной задачи Обнаружение всеобщего отношения изучаемого объекта, которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности). Поиск такого отношения составляет содержание диалектико-логической операции анализа.
10 3. Моделирование Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними 4. Преобразование модели Синтез всего ранее открытого через формулировку построенного знания, открытого общего способа деятельности; осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем
11 5. 5. Построение системы конкретно- практических задач (отработка открытого способа деятельности) Происходит конкретизация ранее найденного общего способа деятельности через его применение в различных ситуациях; в психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности
12 6. Действие контроля за выполнением учебных действий Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи 7. Действие оценки усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения
13 Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
14 Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
15 1. Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: знакаво-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическую или знакаво-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение
16 Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признакав (существенных, несущественных) синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
17 Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
18 Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний 1. в том числе: первичному ознакамлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур: выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем: выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами
19 Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний - использование знака-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, -установление аналогий и причинно-следственных связей, - построение рассуждений, -соотнесение с известным, требующее от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, - создание или исследование новой информации, преобразование известной информации, представление её в новой форме, перенос в иной контекст и т. п.
20 Учебно-практические задачи формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуац Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т. п. Учебно-практические задачи формирование и оценку навыка сотрудничества Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат. Учебно-практические задач формирование и оценку навыка коммуникации Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом
21 Учебно-практические и учебно- познавательные задачи,на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции Учебно-практические и учебно- познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы Учебно-практические и учебно- познавательные задачи формирование и оценку навыка рефлексии Учебно-практические и учебно- познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач.
22 Учебно-практические и учебно-познавательные задачиформирование ценностно-смысловых установок Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно- этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки; Учебно-практические и учебно-познавательные задачиформирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно- смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.
23 Вариант типологии уроков в логике системно - деятельностного подхода 1. Постановочный урок 2. Учебно-теоретическое занятие 3. Учебно-практическое занятие 4. Урок контроля и оценки 5. Рефлексивно - обобщающий урок
24 1. Постановочный урок 2. Учебно-теоретическое занятие 3. Учебно-практическое занятие 4. Урок контроля и оценки 5. Рефлексивно - обобщающий урок ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
25 1. Этап постановки познавательной цели: - оценка результатов предшествующей деятельности - мотивационная ситуация - определение цели урока и планирование системы действий по ее достижению 2. Информационно аналитический этап: - введение учебной информации - анализ учебной информации (выявление наиболее существенных свойств и отношений объекта урока) 3. Моделирующий этап: - построение модели, где выделены существенные характеристики объекта урока - преобразование модели с выделением способов действий, связанных с данным объектом (способы познания и способы применения) 4. Контрольно-оценочный этап: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с определенным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона - оценка качества и уровня усвоения учащимися материала урока и осознание того, что еще подлежит усвоению Ориентировочная основа проектирования учебно теоретического урока
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.