Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнатолий Панкрушин
1 ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 1
2 ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПСИХИКА – ЭТО СВОЙСТВО ГОЛОВНОГО МОЗГА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ЧЕЛОВЕКУ И ЖИВОТНЫМ СПОСОБНОСТЬ ОТРАЖАТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ РЕАЛЬНОГО МИРА. СОЗНАНИЕ – ВЫСШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ И ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННО – ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА.
3 ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ АДАПТАЦИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ДР. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ НАПРАВЛЕННОСТЬ И МОТИВЫ ТЕМПЕРАМЕНТ ХАРАКТЕР СПОСОБНОСТИ
4 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ( ПО Б. Г. АНАНЬЕВУ ) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ («поперечных срезов») ЛОНГИТЮДНЫЙ (длительный, много методик) КОМПЛЕКСНЫЙ I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Наблюдение и самонаблюдение Эксперимен- тальные Психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа) Анализ процессов и продуктов дея тельности Биографические КОЛИЧЕСТВЕННЫЙКАЧЕСТВЕННЫЙ Статистика Дифференциация материала по группам, вариантам. Описание случаев III. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ГЕНЕТИЧЕСКИЙСТРУКТУРНЫЙ Интерпретация собранного материала в характеристиках развития. «Вертикальные» связи между уровнями развития «Горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками IV. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
5 ПСИХОЛОГИЯ ЖИТЕЙСКАЯ КОНКРЕТНАИНТУИТИВНА ЗНАНИЯ ОГРАНИЧЕНЫ ОСНОВАНА НА НАБЛЮДЕНИИ ОГРАНИЧЕНА В МАТЕРИАЛЕ НАУЧНАЯ ОБОБЩЕНАРАЦИОНАЛЬНА ЗНАНИЯ НЕОГРАНИЧЕНЫ ОСНОВАНА НА ЭКСПЕРИМЕНТЕ НЕОГРАНИЧЕНА В МАТЕРИАЛЕ
8 Возрастная психология это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека. Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.
9 ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ Развитие это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность. Необратимость способность к накапливанию изменений, « надстраиванию » новых изменений над предшествующими. Направленность способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Закономерность способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
10 Созревание это процесс, течение которого « зависит от унаследованных особенностей индивидуума », писал К. Коффка. Этой точки зрения придерживаются и современные психологи. В частности, Г. Крайг дает следующее определение : « Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции ». Рост это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. « Если не удается обнаружить качественных изменений это рост », уточняет Д. Б. Эльконин. Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом : созревание и рост изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений.
11 Возрастные изменения К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Они обусловлены следующими факторами : а ) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка ; б ) его местом в системе социальных отношений ; в ) уровнем интеллектуального и личностного развития.
12 Возрастные изменения Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.
13 Возрастные изменения Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания. Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.
14 ФОРМЫ И ОБЛАСТИ ( СФЕРЫ ) РАЗВИТИЯ Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Области развития : - психофизическая, которая включает в себя внешние ( рост и вес ) и внутренние ( кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро - и психодинамика, психомоторика ) изменения тела человека ; - психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я - концепции и самосознания личности ; - когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.
15 ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ Человек это целостное и цельное образование. Целостность обеспечивается на структурном уровне, а цельность на функциональном Человек как целостное образование носитель сложной внутренней структуры ( индивид, личность, субъект деятельности ), обладающей внутренней активностью. Человек как целостное образование характеризуется интегрированностью, самодостаточностью и автономностью. Человек как цельное образование это проявление функционального в отношении структурного целого ; цельность есть результат внутреннего единства и согласованности во взаимодействии всех структурных компонентов целого.
16 Рождение ребенка, когда он физически отделяется от организма матери, но все еще привязан к ней физиологически и психологически, по сути своей есть выход его из лона природы и резкое противопоставление себя ей это первый акт выделения себя. Следующий связан с началом ходьбы, делающей ребенка более независимым существом. Моменты первого открытия « Я », приходящиеся на период раннего детства и формирования внутренней позиции в старшем дошкольном возрасте, обеспечивающие ему фундамент для произвольного поведения, демонстрируют нам следующие акты выделения ребенка из окружающей среды и установления с ней связей, уже более или менее осознанных. Детство и отрочество завершаются вторым открытием « Я » в подростковом возрасте, в рамках которого решается главная задача отрочества формирование идентичности, создание целостного « Я ». Жизнь человека от рождения к своему финалу процесс последовательного осознания человеком своей отдельности и переживание этой отдельности. В этом и заключается главная цель жизни человека. Только максимально осознав себя, свое собственное « Я », человек способен проявить свою неповторимость, индивидуальность ; он при этом действительно свободен и счастлив оттого, что « нашел ответ на проблему человеческого существования » ( Фромм Э.)
17 ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Наследственность свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Среда окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Активность деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя.
18 ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ I. Принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы. II. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению ( наследственности изменчивости ) как условие развития системы Ш. Принцип дифференциации интеграции, выступающий в качестве критерия развития структуры. IV. Принцип цельности как критерий развития функции.
19 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неустойчивость развития. Сенситивность развития. Кумулятивность психического развития. Дивергентность конвергентность хода развития.
20 Механизмы психического развития СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИС РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ
21 Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина 0-1 младенчество 1-3 раннее детство 3-7 дошкольное детство 7-11 младший школьник подросток юность Непосредственно - эмоциональное общение Предметно - манипулятивная деятельность Игровая деятельность Учебная деятельность Интимно - личностное общение Учебно - профессиональная деятельность
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.