Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЗоя Чкалова
1 Педагогический процесс, особенности педагогического процесса, принципы его организации
2 Педагогический процесс – это понятие включает в себя метод и способ организации воспитательных отношеений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения. Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.
3 Понятие «процесс» произошло от латинского слова processus и означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом определяется постоянное взаимодействие субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых. Педагогический процесс нацелен на решеение данной задачи и приводит к изменениям, заранее намеченным, к преобразованию свойств и качеств учащихся. Иначе говоря, педагогический процесс – это процесс, где опыт превращается в качество личности. Основная особенность педагогического процесса представляет собой наличие единства обучения, воспитания и развития на основе сохранения цельности и общности системы. Понятия «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» однозначны.
4 Педагогический процесс – это система. Система состоит из различных процессов, в том числе формирования, развития, воспитания и обучения, неразрывно связанных со всеми условиями, формами и методами. Структура педагогического процесса включает в себя: 1. Цель – выявление итогового результата. 2. Принципы – это основные направления в достижении цели. 3. Содержание – получение практического дидактического методического материала, необходимого для решеения педагогических задач. 4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения. 5. Средства – способы «работы» с содержанием. 6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса. Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.
5 Нормативные документы России представляют следующее понимание целей. 1. Система целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине). 2. Система диагностических целей в определенных программах, где все цели разделены на этапы и уровни обучения и представляют собой отображение содержания определенных учебных курсов. В системе образования такой диагностической целью может выступать обучение профессиональным навыкам, тем самым ученик готовится к будущему профессиональному образованию. Определение таких профессиональных целей образования в России – это итог важных процессов в системе образования, где обращается внимание, в первую очередь, на интересы подрастающего поколения в педагогическом процессе.
6 Метод (от греч. шее Шоскж) педагогического процесса – это способы взаимоотношеений учителя и ученика, это практические действия обучающего и обучающихся, способствующие усвоению знаний и использованию содержания обучения в качестве опыта. Методом является определенный обозначенный путь достижения заданной цели, способ решеения задач, приводящих в результате к разрешеению поставленной проблемы. Различные виды классификации методов педагогического процесса могут определяться следующим образом: по источнику познания: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировки, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала), на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование), методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.), методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т. д.).
7 Компонентами системы являются педагоги, учащиеся и условия обучения. Являясь системой, педагогический процесс состоит из определенных компонентов : Целевой компонент процесса представляет собой единство всех разнообразных целей и задач образовательной деятельности. Содержательный компонент выражает значение каждой общей цели и каждой определенной задачи. Деятельностный компонент – это взаимоотношеения учителя и ученика, их взаимодействие, сотрудничество, организация, планирование, контроль, без чего невозможно прийти к итоговому результату. Результативный компонент процесса показывает, насколько был эффективен процесс, определяет успехи и достижения в зависимости от поставленных целей и задач. Педагогический процесс – это обязательно трудовой процесс, который связан с достижением и решеением общественно значимых целей и задач. Педагогический процесс являет собой не столько механическое объединение процессов воспитания, обучения, развития, сколько совершеенно новую качественную систему, которая может подчинить объекты и участников своим законам. Все составляющие компоненты подчинены единой цели – сохранению целостности, общности, единства всех составляющих. Особенность педагогических процессов проявляется при определении влиятельных функций педагогического действия. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие.
8 Объективные, необходимые, существенные связи, характеризующие педагогический процесс, отражаются в его закономерностях. Закономерностями педагогического процесса являются следующие. 1. Динамика педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает поступательный характер развития – общие достижения учащегося растут вместе с его промежуточными результатами, что указывает как раз на развивающий характер отношеений между педагогом и детьми. 2. Развитие личности в педагогическом процессе. Уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса определяются следующими факторами: 1) генетический фактор – наследственность; 2) педагогический фактор – уровень воспитательной и образовательной сферы; участие в учебно-воспитательной работе; средства и методы педагогического влияния.
9 3. Управление учебно-воспитательным процессом. В управлении учебно- воспитательным процессом имеет большое значение уровень эффективности педагогического воздействия на учащегося. Данная категория существенно зависит от: 1) наличия систематической и ценностной обратной связи между учителем и учеником; 2) наличия определенного уровня влияния и корректирующих воздействий на ученика. 4. Стимулирование. Эффективность педагогического процесса в большинстве случаев определяется следующими элементами: 1) степень стимулирования и мотивации педагогического процесса учащимися; 2) соответствующий уровень внешнего стимулирования со стороны учителя, который выражается в интенсивности и своевременности.
10 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.