Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВаря Чернова
1 Культура России в XVII веке Выполнила Ученица 7 А класса Средней школы 5 Г. Новочебоксарск Чернова Варвара
2 Краткая аннотация проекта В истории России в XVII в. завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной. В XVII в. русская культура сохраняла все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Однако новые тенденции четко обозначились лишь к концу века. Начинается формирование русской нации. Расширяется территория Русского государства. Это время важных географических открытий. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Рост связей между отдельными областями России через торговлю, отходный промысел, переселение, участие в войнах и т. п. способствуют взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык, в основе которого диалект Москвы и примыкавших к ней с юга земель. Создание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации.
3 О культуре Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода. Быстрый рост научного самосознания и бурное развитие искусства послужили прекрасной основой для строительства новой структуры общества, смещения акцента интересов многих слоев населения, выделения многих ремесел церковного искусства в отдельные светские виды деятельности, развитием духовного отражения и освоения действительности, т. е. Искусства, появлением в нем стремления к описательности и декоративности. « Век перелома » - так часто называют данный период. Меняется не только светское, происходит смещение всей духовной сферы жизни российского общества. Вершиной кризиса средневековой идеологии становится реформа патриарха Никона и, как следствие, возникновение старообрядчества. Активно прививаются прозападные идеи, дополняющие нюансы самобытной культуры России.
4 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас, благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен, пронизанных чувством глубокого патриотизма. Были популярны различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.
5 СКУЛЬПТУРА И РЕЗЬБА Общее для русского искусства XVII в. стремление к нарядности и декоративности проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву, камню, а также скульптуры. Высоким образом искусства по дереву является многочисленные разные иконостасы, " царские врата " и другие детали церквей. Богатейшей резьбой украшен Коломенский дворец. Резьба по дереву, украшавшая дворцы и храмы, была ярким воплощением этого глубокого народного искусства. Деревянной резьбой украшались дома простых людей. Разные наличники и карнизы, обработка резьбой крылец и других частей здания, своеобразие приемов этой обработки и ее рисунков в разных местах составляют одну из характерных особенностей русской национальной культуры. Искусство резьбы, веками развивавшееся в народе, было использовано феодальной знатью для украшения воздвигавшихся по ее заказу строений. Резчиков собирали в Оружейной палате для выполнения государственных заказов. Дальнейшее развитие получила и скульптура, хотя в ней сохранилось много архаических черт. Скульптуры были обычно раскрашены и по большей части выполнялись в плоскостной манере, как горельефы. Скульптурные детали помещались на многих предметах, в т. ч. и на оружии. В целом развитие скульптуры шло в направлении придания изображению более округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица становились более индивидуализированными. Реалистические тенденции определились и в этой области искусства.
6 ЖИВОПИСЬ Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедовала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее строго религиозной догматике. Церковь особенно гневно преследовала распространение в селах и городах произведений народных мастеров - иконописцев, которые далеко отходили от установленных канонов. Среди этих мастеров было немало живописцев, наделенных большим талантом. Реалистические тенденции в живописи XVII в. развивались еще очень медленно. Большое место занимала унаследованная от XVI в. традиция отвлеченно - догматического и аллегорического изображения. Хорошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изображения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. Помимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир человека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отступала перед описанием.
7 МУЗЫКА И ТЕАТР XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями " распевов ". Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой, передающей самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой. Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями. Новым явлением было возникновение первого придворного театра. Инициатором его создания был широко образованный по тому времени боярин А. С. Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по - новому отпраздновать рождение царевича Петра в 1672 году. Труппа театра (60 человек ) была первоначально набрана из жителей Немецкой слободы, где под руководством пастора И. Г. Грегори ставились иноземцами любительские спектакли. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году под влиянием патриарха Иоакима, враждебно относившегося ко всему иноземному, театр прекратил существование. Оторванный от народного искусства и предназначенный для узкого круга феодальной знати, театр пастора Грегори не оставил серьезных следов в истории русской театральной культуры.
8 АРХИТЕКТУРА 17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы. В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе. начатое в 16 веке строительство Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе
9 ОБРАЗОВАНИЕ Ценный материал для изучения школьного образования в России в XVII веке содержат исследованные Д. Л. Мордовцевым азбуковники ( рукописный 1660 года и печатный 1679 года ). Эти азбуковники представляют собой руководства к чтению для детей, уже получивших основы грамотности, а также руководства для самих учителей. В них излагается методика обучения, даются правила для учащихся, наставления, как вести себя в школе, в церкви, дома и на улице. Из содержания азбуковников видно, что русские школы XVII века были частными учебными заведениями, а учителя, которыми были духовные лица, вознаграждались за свою работу, главным образом, натуральными продуктами. Ученики не жили при школах, они посещали их утром, а затем снова после обеда ; остальное время они находились дома. Учились дети людей « всякого чина... и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев ». Большую роль в жизни школы играли старосты. Они выдавали книги, назначали дежурных по отоплению школы и уборке помещения, следили за дисциплиной. Иногда старосты замещали учителей, что имело важное значение, для подготовки учительских кадров. Эта особенность принятой у нас в то время формы обучения оказалась настолько устойчивой, что вошла в практику созданной позднее высшей школы Славяно - греко - латинской Академии.
10 НАУКА Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники. Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. « Устав ратных, пушечных и других дел » Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии. Активно развивается географическая наука. В гг. состоялись экспедиции В. Пояркова, С. Дежнева и Е. Хабарова по освоению новых территорий.
11 СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.