Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлина Крус
1 Презентация по Математике. Выполнил ученик 4 класса санаторной школы – интернат г. Вязники Рыбаков Алексей.
3 « КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ ». Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем : в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так : пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься ! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как пять или семь, он мог показать числа на пальцах рук.
4 Кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20. Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней. Часто говорят : Знаю, как свои пять пальцев. Не с этого ли далекого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать ?
5 Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Когда люди еще не знали, что такое цифры, в ход при счете шли и камешки, и палочки. В старину, если крестьянин - бедняк брал в долг у богатого соседа несколько мешков зерна, он выдавал вместо расписки палочку с зарубками – бирку. На палочке делали столько зарубок, сколько было взято мешков. Эту палочку раскалывали : одну половинку должник отдавал богатому соседу, а другую оставлял себе, чтобы тот потом не требовал вместо трех мешков пять. Если давали деньги друг другу в долг, тоже отмечали это на палочке. Словом, в старину бирка служила чем - то вроде записной книжки.
6 « КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ЗАПИСЫВАТЬ ЦИФРЫ ». Проходили многие - многие годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, на земле появились первые скотоводы, а затем и земледельцы. Постепенно росли знания людей, и чем дальше, тем больше увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счет мог идти уже сотнями и тысячами. Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять, чтобы прокормить себя до следующего урожая. А время посева ? Ведь, если посеять не во время, урожая не получишь !
7 Счет времени по лунным месяцам уже не годился. Нужен был точный календарь. К тому же людям все чаще приходилось сталкиваться с большими числами, запомнить которые трудно или даже невозможно. Нужно было придумать, как их записывать. В разных странах и в разные времена это делалось по - разному. Очень разные и порою даже забавные эти цифры у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры 3 – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.
8 У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах : А - это один, Б - два, В – три и т. д.
9 У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец ; два – два пальца ; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем ; шесть – это пятерня да еще один палец.
10 Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек Так выглядели древние китайские цифры
11 Все - таки, откуда же взялись те десять цифр, которыми мы пользуемся сегодня ? Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в угловатой форме.
12 Эти цифры произошли от счета по пальцам. Цифру 1 писали так же, как и сейчас, палочкой, цифру 2 – двумя палочками, только не стоячими, а лежачими. Когда эти две палочки быстро писали одну под другой, их соединяли косой черточкой, как мы соединяем буквы в слова. Вот и получился значок, напоминающий нашу теперешнюю двойку. Тройка получалась при скорописи из трех палочек, лежащих одна под другой. В пятерке можно узнать кулак с отставленным пальцем, даже само слово пять происходит от слова пясть – кисть руки. От арабов к нам пришло и слово цифра от слова цифр. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся : 0, 1, 2, 3, 4, 5, ……. Современное слово нуль появилось гораздо позже, чем цифра. Оно происходит от латинского слово нулла – никакая. Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от нее. позиции, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.
13 « МАГИЯ ЧИСЕЛ ». Какую цифру вы любите больше всего ? Семерку ? Пятерку ? А может, единицу ? Вас удивляет такой вопрос : как можно любить, или не любить какие - то цифры, числа ? Однако не все так думают. У некоторых есть числа плохие и хорошие, например, число 7 – хорошее, а 13 – плохое и т. д. Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад, а в середине века широко распространилось по всей Европе. Была даже целая наука – нумерология, в которой каждое имя имело свое число, получаемое при переводе букв имени в цифры. Детей заинтересовало значение числа 7. Ведь очень многое в жизни связано с этой цифрой. Дети - дошкольники, когда им исполняется 7 лет, идут в школу ; 7 цветов радуги ; 7 дней в неделе ; 7 звезд в созвездии Большой медведицы ; 7 нот нотной грамоты. Цифру 7 всегда связывали с понятием везения ( удачи ). Иногда эту цифру называют знаком ангела. Семь считали магическим, священным числом. Это объяснялось еще и тем, что человек воспринимает окружающий мир ( свет, запахи, вкус, звуки ) через семь отверстий в голове ( два глаза, два уха, две ноздри, рот ). Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи разных травах, и советовали пить семь дней.
14 Это волшебное число 7 широко использовалось в сказках Белоснежка и семь гномов, Волк и семеро козлят, Цветик - семицветик ; в мифах древнего мира. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда в речи употребляются пословицы и поговорки типа : - Семь раз отмерь, один раз отрежь. - Семеро одного не ждут. - Лук – от семи недуг. - Семь бед – один ответ. - Семь пядей во лбу. - Семь пятниц на неделе. Много еще можно узнать о значении числа 7, однако каждое число имеет свое магическое значение. А сколько звезд на небе ? Сколько животных в зоопарке ? А сколько ходит детей в детский сад ? Дети скоро пойдут в школу и научатся считать и записывать большое количество предметов с помощью этих простых, но нужных десяти цифр.
15 ВИКТОРИНА : « Умеете ли вы считать ?» 1. Сотня лун бы появилась - И тогда бы осветилась Ночь как день ! Но, жаль, луна Светит нам всегда … 1 2. Людям всем дано от Бога По одной лишь голове ! Ну, а руки что, а ноги ? Их у каждого по … 2 3. Вот так чудо ! Ну - ка, ну - ка, Ты получше посмотри - Это вроде бы и буква, Но еще и цифра … 3
16 4. Я у бабушки была, - У нее во всей квартире Три огромные стола,- Ног у каждого … 4 5. На руке малышка Лена Любит пальчики считать ! У нее, на удивленье, Каждый раз выходит … 5 6. А моей подруге Тоне Довелось на пони сесть, И у Тони вместе с пони Стало ножек сразу … 6
17 7. Есть пословица у нас И она известна всем - Отрезаешь только раз, А отмерить надо … Сколько ты имеешь ножек ? - Осьминога тихо спросим. Тот ответить нам не сможет, Но и так мы знаем … 8 9. Вот так циферка, взгляни, У нее и фокус есть - Ты её переверни, И получишь цифру шесть ! Сколько вместе будут весить Две гантели с цифрой пять ? Да, не надо и гадать - Не кило, а целых … 10
18 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.