Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛилия Хильченко
1 ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
2 СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Вузы (Гос. и негосударственные) - около 1300 Филиалы вузов - около 2 тыс. УСПО- около 2,7 тыс. УНПО - около 4 тыс. Общеобразовательные - около 65 тыс.
3 Демографические тенденции и образование 1. Общее образование: сокращение числа обучаемых к 2010 г. составит 23% 2.НПО: к 2010 г. - 36% 3.СПО: к 2010 г. - 26% 4.ВПО: до 2006 г. – рост, а после – сокращение к 2010 на 16%
4 Характеристика ситуации 1. Изолированность от мирового образовательного рынка 2. Недостаточное участие общества в проводимых изменениях 3. Неадекватность содержания подготовки специалистов требованиям рынка труда 4. Неудовлетворительная интеграция с наукой и экономикой 5. Снижение качества при росте массовости высшего образования
5 Качество и востребованность профессионального образования Качество образования определяется уровнем востребованности: государства %; государства %; профессионального сообщества (отраслевых предприятий, объединений) %; профессионального сообщества (отраслевых предприятий, объединений) %; общества %; общества %; физических лиц (абитуриентов, их родителей, обучающихся), семей % физических лиц (абитуриентов, их родителей, обучающихся), семей %
6 Структура высших учебныеых заведений Вид Государственн ые Негосударствен ные Вузы ФилиалыВузы Филиалы Институт Академия Университет классический профильный технический
7 Приоритетные направления развития образования 1. Развитие современной системы непрерывного профессионального образования 2. Повышение качества профессионального образования 3. Обеспечение инвестиционной привлекательности сферы образования 4. Повышение доступности качественного общего образования
8 Совершенствование системы образования Необходимость в установлении связи между образованием и рынком труда Развитие структуры квалификаций, основанной на компетентности образование, основанное на содержании образование, основанное на компетентности Разработка гибких образовательных маршрутов (по заказу)
9 9 Механизм взаимодействия рынка труда и сферы образования Рынок труда (виды экономической деятельности) Профессии Система профессионального образования и обучения Классификация профессий Классификация в образовании Образовательные стандарты Оценка квалификации Сертификация, аттестация Профессиональные стандарты
10 Механизм взаимодействия рынка труда и сферы образования в отрасли Отраслевой совет (орган консолидированных работодателей по ВЭД) Национальное агентство развития профессиональных квалификаций Разработка ПС Актуализация перечня профессий Внедрение системы сертификации персонала Анализ потребности отраслевого рынка труда Система образования в РФ Разработка ОС на основе ПС Актуализация перечня специальностей Подготовка кадров в соответствии с потребностями рынка труда
11 О направлениях совершенствования оценки деятельности вузов О направлениях совершенствования оценки деятельности вузов
12 12 ПОНИМAНИE КAЧEСТВA ОБРAЗОВAНИЯ в Европе В соответствии со структурой модели Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании выделяют слeдующиe блоки показателей качества: В соответствии со структурой модели Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании выделяют слeдующиe блоки показателей качества: Кaчeство преподавательского состава Кaчeство преподавательского состава Нaучно–исслeдовaтeльскaя и инновационная деятельность унивeрситeтa Нaучно–исслeдовaтeльскaя и инновационная деятельность унивeрситeтa Состояние материально-технической базы учебныеого заведения Состояние материально-технической базы учебныеого заведения Качество учебныеых программ Качество учебныеых программ Качество студентов Качество студентов Качество знаний Качество знаний Востребованность выпускников на рынке труда Востребованность выпускников на рынке труда Достижения выпускников Достижения выпускников Обрaзовaниe формирует интeллeктуaльноe и духовное состояние общeствa
13 Инновации в образовании. Болонский процесс. Два цикла ВО (бакалавр, магистр) и специалист Система четких и сопоставимых степеней (приложение к диплому) Мобильность студентов и преподавателей Гарантии качества инновации в ВО, (учебные. планы, меж институциональное сотрудничество,…) Система кредитов по типу ECTS
14 О направлениях формирования требований по оптимизации сети образовательных учреждений 1. совершенствовать подходы к аккредитации образовательных учреждений, 2. формировать институты общественного участия в управлении образованием на всех его уровнях, 3. внедрять систему публичной отчетности образовательных учреждений, развивать механизмы общественных рейтингов образовательных программ.
15 Основная задача государственной аккредитации Оценка возможностей системы профессионального образования в деле подготовки высококвалифицированного работника конкурентоспособного на рынке труда, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, компетентного, ответственного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, свободно владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях деятельности, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности
16 16 Лепестковая диаграмма аккредитационных показателей университета
17 Группы показателей: 1. Положение и продвижение выпускников вуза на рынке труда 2. Оплата труда выпускников вуза 3. Востребованность выпускников вуза у работодателей 4. Оценка результатов подготовки 5. Усилия вуза по обеспечению качества подготовки Карьеры выпускников
18 1. Модель контроля за соблюдением вузами и филиалами вузов условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией (постоянно действующие комиссии) 2. Модель контроля качества деятельности ОУ в рамках гос аккредитации 3. Привлечение работодателей и студентов к оценке качества подготовки выпускников образовательных учреждений 4. Модели общественно-профессиональной аккредитации - 1. Модели управления качеством образования в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования 2. Типовая модель системы качества образовательного учреждения Модели внешней экспертизы качества образования - Модели внутренней экспертизы качества образования
19 Ключевые факторы качества образования. п/п Ключевые факторы качества образования Они определяют 1 Качество содержания образования, т.е. качество ГОС ВПО и качество конкретных образовательных программ [i] *, построенных на их основе Чему мы учим? 2 Качество абитуриентов и студентов Кого мы учим? 3 Положительная мотивация обучающихся Хотят ли они учиться? 4 Качество методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Как обеспечено обучение? 5 Качество профессорско-преподавательского состава Кто учит? 6 Положительная мотивация персонала Хотят ли они хорошо учить? 7 Качество технологий обучения Как учат? 8 Качество технологий тестирования и проверки знаний и навыков студентов Как проверяются полученные знания и навыки? 9 Качество общего менеджмента вуза Как управляют вузом?
20 Совершенствование перечня аккредитационных показателей деятельности образовательных учреждений и их критериев учитывание государственных приоритетов, связанных с: повышением инновационной составляющей образования, повышением инновационной составляющей образования, изменениями экономической политики в образовании, изменениями экономической политики в образовании, интеграцией российского образования в европейское и мировое образовательное пространство, интеграцией российского образования в европейское и мировое образовательное пространство, переносом акцента с оценки качества условий и процесса на оценивание эффективности и результатов деятельности образовательного учреждения, переносом акцента с оценки качества условий и процесса на оценивание эффективности и результатов деятельности образовательного учреждения, увеличение роли работодателей в системе гарантии качества образования увеличение роли работодателей в системе гарантии качества образования
21 Как изменить ситуацию? В процессе разработки (совершенствования) лицензионных условий и аккредитационных показателей: Учесть перечень специальностей, востребованных рынком труда в конкретных регионах. Дать «зеленый свет» образовательным учреждениям, имеющим собственную материальную базу, оснащенную современным оборудованием, и способным ее развивать. Повысить требования к качеству проведения образовательного процесса, к преподавателю и к руководителю учебныеого заведения
22 САМООБСЛЕДОВАНИЕ
23 САМООБСЛЕДОВАНИЕ И САМООЦЕНКА Самообследование – более глубокая процедура. Это – систематическое изучение, самооценка и анализ состояния ОУ с целью повышения эффективности функционирования, самоорганизации и развития. Самооценка –
24 СХЕМА ПРОЦЕДУРЫ САМООБСЛЕДОВАНИЯ аналитическая группа Ученый совет 2 этап планирование 3 этап организация Управление качества и аккредитации группа технического обеспечения подкомиссии оценка результатов; подготовка отчета; утверждение отчета; корректировка программы развития и стратегии деятельности сбор данных; проведение тестирования, опроса, встреч; обработка полученной информации, систематизация; анализ информации; широкое обсуждение формирование рабочих групп; техническое обеспечение; финансовое обеспечение; обеспечение рабочих групп 1 этап принятие решения определение цели, основных направлений деятельности, сроков проведения; принятие решений о самообследовании Ректор Ученый совет 4 этап подготовка и утверждение отчета
25 1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности 2. Система управления образовательным учреждением Соответствие организации управления образовательным учреждением уставным требованиям. Соответствие собственной нормативной и организационно-распорядительной документации действующему законодательству и уставу. Организация взаимодействия структурных подразделений образовательного учреждения (филиалов, представительств, факультетов, кафедр, подразделений, коммерческих структур). 3. Структура подготовки специалистов Изменение структуры подготовки специалистов за последние пять лет и ее ориентация на региональные потребности. Динамика приема по всем уровням и формам подготовки. Соотношение между государственным планом приема и приемом на договорных условиях с частичным или полным возмещением затрат. Анализ выпусков специалистов за последние три года. 4. Содержание подготовки выпускников 4.1. Устанавливается соответствие разработанных ПрОП и учебныео-методической документации требованиям ГОС. 5. Качество подготовки специалистов 5.1. Качество знаний оценивается: По уровню требований при конкурсном отборе абитуриентов на основе анализа вступительных экзаменационных испытаний и их результатов. По востребованности выпускников, их профессиональному продвижению. По отзывам потребителей специалистов. Наличию рекламаций на подготовку выпускников и информации регионального отделения службы занятости о наличии выпускников образовательного учреждения, состоящих на учете Условия, определяющие качество подготовки специалистов (потенциал) Кадры Научно-исследовательская деятельность Международное сотрудничество Материально-техническая база Социально-бытовые условия Финансовое обеспечение образовательного учреждения: Дается общая оценка условий проведения образовательного процесса. 6. Информация по устранению недостатков, отмеченных в ходе предыдущей аттестации. СТРУКТУРА ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ
26 ЛЕПЕСТКОВАЯ ДИАГРАММА (ЭПЮРА) ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА НА ФОНЕ СТАТИСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
27 Свидетельство о государственной аккредитации ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
28 Европейские стандарты и рекомендации по ВНУТРЕННЕЙ ГАРАНТИИ качества в вузах 1.1. Политика и процедуры оценки качества 1.2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций 1.3. Оценка студентов 1.4. Гарантии качества преподавательского состава 1.5. Ресурсы обучения и поддержка студентов 1.6. Информационные системы 1.7. Информирование общественности
29 Европейские стандарты и рекомендации для ВНЕШНЕЙ ГАРАНТИИ качества высшего образования 2.1. Использование процедур внутривузовской системы гарантии (обеспечения) качества 2.2. Разработка процессов внешней оценки качества 2.3. Критерии принятия решений 2.4. Целесообразность процедур 2.5. Отчетность 2.6. Процедуры последействия 2.7. Периодическая оценка 2.8. Анализ в масштабе всей системы
30 Европейские стандарты и рекомендации для аккредитационных агентств (должны гарантировать, что профессионализм и честность агентств видны и прозрачны для заинтересованных сторон) 3.1. Использование процедур внешней оценки качества высшего образования 3.2. Официальный статус 3.3. Деятельность 3.4. Ресурсы 3.5. Формулировка целей 3.6. Независимость 3.7. Критерии и процессы внешней оценки качества, используемые агентствами 3.8. Отчетность
31 Предлагаемая система показателей 1. Эффективность системы гарантии качества ОУ (политика и процедуры оценки качества) 1.1. Наличие разработанной и утвержденной политики гарантии качества в вузе (экспертная оценка) 1.2. Эффективность процессов и процедур оценки качества образования, в т.ч. материальное стимулирование за качество работы (экспертная оценка) 1.3. Эффективность организационной инфраструктуры системы гарантии качества вуза (управление (отдел) качества, проректор, деканаты, кафедры) (экспертная оценка) 1.4. Степень влияния на систему гарантии качества требований рынка труда в регионе (отрасли) (экспертная оценка) 1.5. Степень участия студентов, выпускников, работодателей в разработке системы гарантии качества (экспертная оценка) 1.6. Результативность системы гарантии качества (экспертная оценка) 2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций 2.1. Соответствие содержания и уровня подготовки выпускников по основным образовательным программам (экспертная оценка) 2.2. Спектр основных реализуемых программ, обеспеченных подготовкой кадров высшей квалификации 2.3. Реализация образовательных программ профессиональной подготовки и (или) повышения квалификации (экспертная оценка) 2.4. Единство требований к качеству программ, реализуемых в различных формах (дневное, заочное, дистанционное) (экспертная оценка) 2.5. Степень вовлеченности студентов, выпускников, работодателей в разработку учебныеого плана и рабочих учебныеых программ (экспертная оценка) 2.6. Наличие разработанных и утвержденных требований к результатам обучения (с учетом требований рынка труда в регионе (отрасли)) (экспертная оценка)
32 продолжение 3. Оценка качества подготовки студентов 3.1. Соответствие качества подготовки выпускников по основным образовательным программам требованиям ФГОС (экспертная оценка) 3.2. Число аспирантов на 100 студентов приведенного контингента к очной форме обучения 3.3. Процент аспирантов, защитивших диссертации в срок (по направлениям подготовки) 3.4. Среднегодовой контингент слушателей профессиональной подготовки и (или) повышения квалификации 3.5. Результаты внутренних и внешних независимых педагогических измерений (процент первокурсников, имеющих результаты ЕГЭ выше средних по региону; процент студентов, имеющих результаты выше критериальных по ФЭПО (информационный) 3.6. Востребованность и успешность выпускников (процент трудоустройства, удовлетворенность качеством образования) (информационный) 4. Гарантия качества преподавательского состава 4.1. Эффективность системы обратной связи по поводу качества преподавания (экспертная оценка) 4.2. Эффективность системы повышения квалификации преподавательского состава (экспертная оценка) 4.3. Процент преподавателей с учеными степенями и (или) званиями 4.4. Процент докторов наук и (или) профессоров 4.5. Процент преподавателей, работающих в вузе на штатной основе 4.6. Среднегодовое число защит на 100 человек научно- педагогического персонала за 5 лет
33 5. Ресурсы обучения и поддержка студентов 5.1. Методическое обеспечение: Обеспечение учебныеых дисциплин основных образовательных программ учебныео-методическими комплексами Использование инновационных методов в образовательном процессе, в том числе обеспечение образовательного процесса доступом к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями учебныеой и учебныео-методической литературы, методических пособий 5.2. Информационное обеспечение: Наличие и использование современных средств информационно-коммуникационных технологий Наличие и использование терминалов, с которых возможен доступ обучающихся к национальным библиотекам цифровых образовательных ресурсов Выполнение учебныеой нагрузки с использованием информационно-коммуникационных технологий Наличие собственной библиотеки 5.3. Учебно-лабораторная база: Наличие и современность лабораторного оборудования, специализированных аудиторий, спортивных залов и т.д. (на балансе образовательного учреждения) 5.4. Финансовое обеспечение: Наличие внебюджетных средств в общем объеме финансирования образовательного учреждения Наличие средств, направленных на развитие образовательных ресурсов (ремонт учебныеых помещений, приобретение оборудования, использование ИКТ и т.д.) в среднем за 5 лет Устойчивость финансовой обеспеченности деятельности образовательного учреждения 5.5. Воспитательная деятельность и социальная поддержка обучающихся: Условия, созданные в образовательном учреждении для внеучебныеой работы с обучающимися Организация воспитательной работы с обучающимися Спортивно-массовая работа с обучающимися Комфортность условий обучения и проживания обучающихся Система стипендиальной поддержки студентов продолжение
34 6. Информационные системы 6.1. Наличие внутривузовской информационной системы (ее доступность и эффективность) (экспертная оценка) 6.2. Процессы и процедуры сбора внутривузовской информации, регулярность и периодичность обновления (экспертная оценка) 6.3. Наличие внутренних технологий сбора количественной и качественной (социологической) информации и влияние результатов на повышение качества образования (экспертная оценка) 7. Информирование общественности 7.1. Наличие средств массовой информации (сайт, газета, журнал и т.д.) о деятельности вуза и качестве подготовки (в т.ч. научной деятельности, например, наличие журнала, входящего в перечень ВАК) (экспертная оценка) 7.2. Качество представляемой информации (полнота, доступность, объективность, регулярность и периодичность обновления) (экспертная оценка) 7.3. Основные достижения вуза за последние 5 лет (в т.ч. упоминание в международных рейтингах, признание образовательных программ зарубежными аккредитационными агентствами) (экспертная оценка) продолжение
35 8. (Дополнительно) Инновационная, научная, научно-техническая деятельность и ее результативность 8.1. Среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет (млн. руб.) на 1 УГС, обеспеченную подготовкой кадров высшей квалификации 8.2. Среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за пять лет (тыс. руб.) 8.3. Среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и (или) учеными званиями, изданных за пять лет) 8.4. Организация научно-исследовательской работы студентов (экспертная оценка) 8.5. Участие в международных инновационных процессах (Болонском процессе: мобильность, ECTS, приложения к дипломам и др.) (экспертная оценка) продолжение
36 Особенности модели 2 + Полностью соответствует требованиям Болонского процесса - Более «дорогая» модель с точки зрения внедрения: требуется существенная переработка существующей технологии (программного обеспечения, Баз данных, методик выставления экспертных оценок); более долгая процедура внедрения
37 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.