Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИльнур Шайхутдинов
1 Тема 7. Социальные институты, общности и группы.
2 Вопросы: 1. Социальные институты: понятие, признаки, основные виды. 2. Развитие социальных институтов, их дезинтеграция и преступная деятельность.
3 Термин «социальный институт» впервые предложил английский социолог XIX века Герберт Спенсер. Он изучил и описал 6 типов социальных институтов: промышленный, профессиональный, политический, обрядовый, церковный, домашний.
4 Социология уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Социальные институты – это сложившиеся устойчивые формы связей, отношений и организаций совместной деятельности людей, направленные на удовлетворение потребностей индивидов, социальных групп и общества в целом. Это организованная система связей, социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения основных потребностей общества.
5 Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты: экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
6 политический - институт власти;
7 семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;
8 военный – институт, организующий законное наследие;
9 религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
10 Пять основных потребностей и институтов: потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство); потребность в средствах существования (экономические институты, производство); потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру); потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
11 Функционально социальные институты обеспечивают взаимосвязь индивидов в обществе, духовное и материальное производство, передачу социального опыта поколений. В рамках социальных институтов индивиды выполняют определенные социальные роли; деятельности людей здесь реализовываются в пределах определенных установленных норм и правил; символы и санкции в значительной степени определяют специфику поведения в рамках этих институтов.
12 Социальные институты выполняют следующие функции: 1) создают возможность их членам удовлетворять различные потребности; 2) регулируют действия членов в рамках социальных отношений с помощью норм, санкций; 3) обеспечивают устойчивость общественной жизни и воспроизводство общественных отношений; 4) интегрируют действия индивидов, обеспечивая внутреннюю сплоченность общности.
13 Дисфункция Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. Она выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.
14 Институционализация – это процесс становления того или иного социального института, содержащий ряд важных моментов: предпосылкой формирования определенного социального института является появление соответствующих общественных потребностей, удовлетворение которых требует целенаправленной деятельности людей, формирование общих целей и мотивов, отбор наиболее рациональных действий в качестве общих правил, формирование устойчивых традиций, социальных норм и обычаев, формирование соответствующих правовых систем, поддерживаемых государством, на основе чего появляются учреждения как механизмы реализации функций, закрепленных за данным социальным институтом
15 Этапы институционализации Возникновение общественно значимой потребности, формирование задач для ее удовлетворения. Стихийно складываются социальные номы и правила. Практическое применение, утверждение данных норм и правил в обществе. Установление санкций для поддержания норм и правил, создание систему статусов и ролей для всех членов института.
16 Институты Основные роли Физические черты Символические черты Семейно- брачные ОТЕЦ, МАТЬ, РЕБЕНОК Дом, обстановкаКОЛЬЦА, ОБРУЧЕНИЕ, КОНТРАКТ Экономические Работодатель, наемный работник, покупатель, продавец Фабрика, офис, магазин Деньги, торговля, марка, реклама Политические ЗАКОНОДАТЕЛЬ, СУБЪЕКТ ПРАВА Общественные здания и места Флаг, герб, конституция, законы Религиозные Священник, прихожанин Храм, церковьСВЯЩЕННИК, ПРИХОЖАНИНХРАМ, ЦЕРКОВЬКРЕСТ, АЛТАРЬ, БИБЛИЯ Образование Учитель, ученик Школа, учебникДИПЛОМ, СТЕПЕНЬ
17 Развиваясь,социальные институты меняют свою форму. Источники развития по факторам подразделяются на: Эндогенные(внутренние) Экзогенные(внешние)
18 Развитие социальных институтов проявляется в двух направлениях: 1) Возникновении новых институтов. 2) Совершенствование сложившихся социальных институтов
20 В настоящее время относительно семьи в обществе складывается парадоксальная картина. С одой стороны, результаты многочисленных исследований говорят о том, что семья - одна из важнейших жизненных ценностей современных россиян, намного более значимая чем, например, интересная работа, материальное благополучие, успехи в профессиональной деятельности. С другой стороны, семья - одна из наиболее неблагополучных, кризисных сфер жизни современных россиян. Это проявляется в неустойчивости браков, дезорганизации общения в семье и социализации детей, денуклеаризации и малодетности. Постоянно увеличивается численность мужчин и женщин средних возрастов, которые могли бы вступить в брак, но не имеют возможности найти себе спутника жизни согласно своим ожиданиям. По данным социологического исследования, приблизительно пятая часть современных подростков и юношей практически находится в постоянном конфликте со своими родителями, причем количество конфликтов увеличивается по мере продвижения от младшего подросткового к юношескому возрасту.
21 Суть происходящего в настоящее время на социальном пространстве российского общества состоит в изменении соотношения групп и слоев, их иерархии и ролевых функций, а также в углублении социального неравенства между ними. Формирующаяся новая социальная стратификационная модель общества становится не просто объективной реальностью, что в перспективе может способствовать смягчению социального неравенства на рациональных началах интеграции, либо же дезинтеграции на конфликтной основе. Одним из самых негативных последствий радикальных реформ 90-х годов является образование значительного по своим размерам слоя социально обездоленного населения. Профессиональные нищие снова, как и в дореволюционные времена, стали составлять ядро нынешнего контингента нищих.Проведя довольно обширное изучение современного положения дел в России, ученые пришли к выводу, что социальная структура российского общества приобретает черты буржуазного общества раннего капитализма, для которого характерна аморфность классовой структуры, интенсивный процесс люмпенизации трудящихся, криминализация общественных отношений. В формировании социальной структуры общества все большее значение приобретают субъективные статусные, идеологии-политические, социально-психологические, социально-духовные признаки. Особую значимость в условиях нарушения динамического равновесия общества обретают асоциальные группы населения. Социальная дезинтеграция способствует развитию социальных конфликтов.
22 Социальный институт представляет собой: ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы; совокупность обычаев, традиций и правил поведения; формальную и неформальную организацию; совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; обособленный комплекс социальных действий.
23 Все социальные институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом. Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т.к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.
24 Все социальные институты имеют общие черты и различия. Если деятельность социального института направлена на стабилизацию, интеграцию и процветание общества, то она функциональна, если же деятельность социального института приносит вред обществу, то оно может быть расценено как дисфункциональное. Институты выступают опорными точками общественного порядка, теми китами, на которых держится социальный мир.
25 Следовательно, институты представляют собой социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в формах интеракции ради удовлетворения той или иной социальной потребности. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей путем сведения ее к более или менее предсказуемым образцам социальных ролей.
26 Список использованной литературы 1. Комлев Ю.Ю. Основы социологии для юристов. - Казань: КЮИ МВД России, Касьянов В.В. Социология для юристов. Серия Высшее образование. -Ростов на Дону: Феникс, Общая социология: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Эфендиева -М.:ИНФРА-М, Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, Кравченко А.И Социология: Учебник. -М:Изд-во Проспект, 2008.
27 Тест на проверку остаточных знаний 1. Термин «социальный институт» впервые предложил : 1) Т. Парсонс 2) Р. Мертон 3) Г. Спенсер 4) Т. Веблен 2. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах: 1) М.Вебер 2) Г. Спенсер 3) Т. Веблен 4) Р. Миллс
28 3. Социальный институт - это: 1) искусственно-целевое образование 2) культурно-историческое образование 3) локально-случайное образование 4) профессионально-ориентированное образование 4. В своем главном назначении социальные институты общества призваны: 1) способствовать реализации важнейших национальных программ и проектов 2) удовлетворять важнейшие общественные потребности людей.
29 5. Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни удовлетворяет социальный институт 1) образования 2) семьи 3) религии 4) производства 6. Процесс и результат появления в обществе социального института называется 1) институционализация 2) дисфункция 3) стабилизация 4) глоболизация
30 7. Дисфункция социального института проявляется в следующем 1) институт полноценно удовлетворяет важные общественные потребности 2) институт неэффективен, его престиж в обществе падает 3) институт является престижным, авторитетным в обществе 8. Потребность в безопасности и социальном порядке удовлетворяет социальный институт 1) экономики 2) религии 3) политики 4) семьи
31 9. Снижение рождаемости, детская беспризорность, подростковая преступность являются проявлением дисфункции института 1) политики 2) экономики 3) религии 4) семьи 10. Завод, ферма, нефтепровод, железная дорога - физические черты (материальные воплощения) института 1) экономики 2) религии 3) семьи 4) политики
33 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.