Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИнесса Шульженкова
1 Российский университет дружбы народов Кафедра экономико-математического моделирования В. И. Дихтяр МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ Раздел 1. Принятие решений в социологических и прикладных исследованиях Тема 1.2.Свойства, классификация и источники информации. Этапы и процесс исследования. Измерение характеристик объектов, шкалы. Виды, назначение и архитектура вопросов. Композиция анкеты.
2 Управление указание: где, когда, что и с помощью чего сделать, требования к качеству, принятие мер.. Управлять направлять к намеченной цели для достижения желаемого результата !! Качество управления непрерывность, требования определенной свободы действий, устойчивости и гибкости, оптимальности.. 2
3 Основные функции процесса управления непрерывное получение, сбор, изучение, анализ и обобщение данных об обстановке принятие решений по проведению экономических операций постановка задач подчиненным организация взаимодействия дружественных фирм проведение мероприятий по улучшению системы управления контроль за выполнением задач (оказание помощи) 3
4 Методология, метод, методика исследования Методология учение о принципах построения, формах и методах научного знания и преобразования действительности Метод способ построения и обоснования системы знаний Методика сумма частных приемов, позволяющих применить метод к предметной отрасли с целью накопления и систематизации эмпирического материала 4
5 11 этапов исследования /1/ 1. обоснование целесообразности исследования 2. постановка задач 3. определение цели 4. разработка плана (составление программы) 5 Постановка задачи
6 Сбор и анализ данных 5. идентификация вида информации и источников 6. выбор методов сбора информации 7. выбор способов представления собранной информации 8. определение содержания и размера выборки (объектов и единиц наблюдения) 9. сбор данных (материала) 10. анализ данных и его обобщение 6 11 этапов исследования /2/
7 Представление результатов 11. подготовка и презентация заключительного отчета Исследования редко выполняются по порядку: собрав данные – уточняют цель; забегают вперед, уточняя перспективы; возвращаются назад и уточняют предыдущие этапы 7 11 этапов исследования /3/
8 Модель Реальный мир сложен познание требует усилий и времени Разработка решений: знать существенные свойства, особенности объектов, важные для решения проблемы Моделирование ЛПР отбрасывает детали объектов, оставляет существенные черты + экономия активных ресурсов времени Важно: по результатам изучения делать правильные выводы для принятия решения 8
9 Цели моделирования изучить элемент реальной действительности исследовательские модели отработка действий тренировочные и игровые оптимизировать процессы оптимизационные делегировать полномочия модель предпочтений в соответствии с целью выбирается наиболее удобная форма построения и представления 9
10 Формы представления моделей описательно (словами) вербальные: высокая информационная емкость ( сложности) с помощью символов семиотические: решение задач на ЭВМ игры модель поведения в реальности рисунки, схемы, карты упрощенные образы разработка решений вербальные и графические увеличение доказательности математические и игровые 10
11 Графическая модель процесса управления 11
12 Идентификация проблем и анализ внешней среды Внешняя среда: мониторинг, «сканирование» и интерпретация собранной информации Анализ всех факторов, относящихся к исследуемой области (кто, степень централизации..) Идентификация особенностей культуры фирмы, процесса принятия решений (кто, степень централизации..) 12
13 Понимание проблемы Внешние факторы, порождающие проблемы Все заинтересованные в решении стороны должны иметь одинаковый уровень понимания Проблема в конечном счете должна быть представлена в виде той или иной модели, иначе моделирование не поможет при принятии решений 13
14 Прогнозирование существенно для построения и использования в моделирование: решение реализуется обычно в будущем анализ «что-если» (чувствительность моделирования) DSS: «что будет» MIS: «что есть» или «что было» DSS: «что будет» MIS: «что есть» или «что было» 14
15 Информация (лат.) «осведомлять, давать сведения»; ресурс фирмы ИС: преимущество фирмы адаптировать процессы под потребности клиента: характер и состав показателей степень детализации форма представления периодичность обновления информации Маркетинговая информация {сообщения, знания, сведения о состоянии рынка, внешней среды и характерные процессы} 15
16 Свойства информации Достоверность отражение состояния без искажений Актуальность степень современности информации по отношению к проблемам Полнота необходимые + достаточные условия для решения (системность и комплексность) Релевантность соответствие проблемам Сопоставимость возможность сравнения данных (единство предмета исследования, показателей, методологии проведения и методик измерения) Доступность понятность для клиента Экономичность издержки результат использования 16
17 Рабочие документы Анкета: Анкета: последовательное изучение + удобный формат для анализа Бланк Бланк наблюдений.. фиксирование сведений и решение проблем идентификации и измерения состояния 17
18 Проблемы измерения характеристик объекта просто просто: определить величины, связанные с однозначно трактуемыми понятиями доход, возраст.. сложнее сложнее: измерить характеристики, не имеющие связи и не поддающиеся наблюдению мнение, имидж, воздействие рекламы.. операционализация понятий 18
19 Основные понятия процедуры измерения Идентичность Идентичность одинаковые проявления признака одинаковое числовое значение Порядок Порядок отношения между числами на шкале те же отношения между характеристиками Интервал Интервал отношения разностей между числовыми значениями между реальными характеристиками признака Число ноль Число ноль полное отсутствие признака 19
20 Шкалы для измерения Шкала Шкала отображение системы чисел на совокупность характеристик элементов эмпирической системы Шкалирование Шкалирование процесс построения шкалы алгоритм: каждый объект обозначается числом соотношения между числами («>», «
21 Виды шкал Номинальная (классификационная) объекты {классы, непересекающиеся} ? наличие / отсутствие признака Порядковая (ранговая) + порядок между группами: по уровням интенсивности признака, без указания, насколько > / / < размер интервала (в совокупности охватывают все поле значений) Отношений (метрическая, ратио) +++ нулевая точка отсчета величина размерности (эталон) 21
22 Вопросы анкеты высказывание, рассчитанное на получение информации, позволяющей идентифицировать характеристики изучаемого предмета Назначение вопросов паспорт характеризующие человека (паспорт) (пол, возраст, положение, уровень доходов..) результативные результативные (задачи исследования) функциональные функциональные (коммуникации с респондентом) 22
23 Виды вопросов по классификационным признакам Признак Вид вопросов Содержание Факты, поведение, знания, отношение, мотивы, намерения Функции Психологические (контактные, буферные, поддерживающие, провоцирующие..), контрольные, фильтрующие, уточняющие Форма ответа Открытые, закрытые, полузакрытые Форма вопроса В прямой или косвенной форме Форма представления Текстовые, графические, табличные, анимационные, мнемонические 23
24 Архитектура вопроса композиция варианта: формулировки (в личной или безличной форме) ответа (структурированного или нет) представления (изображения) 24
25 Прямые и косвенные вопросы Прямая Прямая непосредственно мнение человека Что Вы думаете о...? Не рекомендуется: «Знаете ли Вы о...?» косвенная Неприятные чувства, желание приукрасить действительность косвенная форма 25
26 Закрытые и открытые вопросы Закрытые Закрытые: варианты ответов-подсказок. Иначе – Открытые Открытые: НЕТ информации о вариантах ответов ЕСТЬ четкое представление о проблеме (эксперты) ДЛЯ перегруппировки ответов (углубленный анализ) 26
27 Представление вопроса текстовые вопросы графические шкалы – луч с нанесенными вариантами ответов табличные вопросы анимационные вопросы мнемонические шкалы 27
28 Вопросы для измерения отношения 1. компонента (познавательная / эмоциональная) 2. свойство отношений 28 Свойство Содержание свойства Направленность Положительное, отрицательное, безразличное Интенсивность Степень благосклонности Уверенность Вера в «правильность» отношения к объекту исследования Постоянство Изменчивость направленности, интенсивности, уверенности во времени
29 Шкала самооценки симметричное распределение оценок отношения к объектам: равное число положительных и отрицательных позиций недостаток: трудно обосновать равенство интервалов Шкала ранжирования в порядке убывания/возрастания предпочтений завуалировать цель опроса «фиктивные» объекты 29
30 Метод постоянной суммы Распределить сумму баллов между объектами с учетом значимости более глубоко оценить значимость параметра !! респонденты склонны к упрощению: указывают одинаковую значимость параметров учитывают меньшее их количество допускают арифметические ошибки 30
31 Распределите 100 баллов между названными странами, насколько они вам нравятся (максимальный балл – наиболее предпочтительная страна) Сумма баллов Страны Испания ФранцияТурция ЕгипетТунис Пример
32 Сравнительная шкала Параметры задаются парой хорошо известных объектов указать на шкале место третьего объекта Полезность для здоровья продукт в сравнении с продуктом-1 и продуктом-2 32 Продукт-1Продукт-2
33 Шкала Лайкерта (суммарных оценок или согласия) на основании оценки ряда параметров эмоциональные индикаторы указать степень согласия/несогласия в соответствие с личным отношением к объекту оценка: суммирование по всем пунктам 33
34 Пример Варианты ДизайнЦена - качество………. Полностью согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Полностью не согласен 34
35 Шкала Терстоуна измерение намерений, т. е. поведенческого компонента 11 позиций для характеристики вероятности покупки 10 несомненно (шанс 99 из 100); 5 довольно хорошая возможность (5 из 10); 9 почти уверен (9 из 10); 4 достаточная возможность (4 из 10); 8 очень вероятно (8 из 10); 3 некоторая возможность (3 из 10); 7 вероятно (7 из 10); 2 очень слабая возможность (2 из 10); 6 высокая возможность (6 из 10); 1 почти без шансов (1 из 10); 0 нет шансов (0 из 100). 35
36 Анкета состав и характер информации определяется целью и задачами неструктурированная неструктурированная (все вопросы открытые) полностьюструктурированная полностью структурированная (только закрытые): спектр ответов известен полуструктурированная полуструктурированная (сочетание) 36
37 Последовательность вопросов 1. принцип последовательности вопросов в анкете тоннельный тоннельный: от общих вопросов к частным секционный секционный: группировка по темам 2. функционально-целевое назначение 3. приемлемая для респондента форма 4. способ связи с респондентом 37
38 Структура анкеты Введение(преамбула) Введение (преамбула): цель, важность участия (гарантии анонимности), разъяснения по заполнению Основнаячасть: Основная часть: вопросы по теме раздел идентификации личности («паспортичка») сегмент рынка (пол, возраст) Завершение Завершение: предложить выразить отношение 38
39 Рекомендации Последовательность вопросов: соответствие логике + облегчение общения Исключить влияние одних вопросов на другие Вопросы: основные (в середине) на осведомленность (перед вопросами с информацией по теме) личного характера (в конце) контролирующие правильность, искренность.. (распределить по анкете) 39
40 Контроль формулировок соответствие теме и задачам возможность точного ответа ориентация на язык среды одинаковая вероятность ответов в закрытых вопросах возможность выбрать хотя бы один ответ изменение последовательности вариантов ответов для разных респондентов нейтральное отношение исследователя к теме отсутствие вложенности вопросов 40
41 Проверка на точность, корректность и уместность Все ли варианты ответов? («не знаю», «другое») Вопрос-фильтр: ко всем или к части респондентов? Объяснена ли техника заполнения? Все ли термины понятны? Не превышены ли компетенции и возможности респондентов? Не слишком ли много вариантов ответов? Не вызывают ли вопросы психологический дискомфорт? 41
42 Апробация (пилотное исследование) Цель: реакция на тему опроса доступность для понимания формулировок вопросов затруднения в технике заполнения 42
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.