Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСергей Балябин
1 Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа 10 г. Волжска Республики Марий Эл Республиканская научно – практическая конференция «Моя страна – моя Россия» Круглый стол «Актуальные проблемы духовно-нравственного образования и воспитания в современной школе» Влияние народной культуры на духовно-нравственное становление личности духовно-нравственное становление личности
2 «Духовное единство народа – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков». Дмитрий Медведев
3 Цель: Формирование духовно – нравственных качеств личности в процессе усвоения основ традиционной и современной культуры народов Марий Эл. Задачи: Формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры Возрождение национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения и духовностью культуры Воспитание уважения к народным праздникам и традициям, душевной потребности в историко-духовной памяти своего народа. Формирование культуры взаимоотношений.
4 Актуальность работы: Противоречие между потребностью общества в духовно развитой личности и отсутствием системы, программы духовно – нравственного развития личности Потребность общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий нравственного оздоровления человека Понимание необходимости духовно – нравственного развития личности, способности ее к самосовершенствованию, к поиску смысла жизни, стремлению к истине, правде, добру, красоте
5 Культурологическая часть курса «История и культура народов Марий Эл» Этапыобучения Народная философия Народноебытие НародныйкалендарьНароднаяпедагогика НародноеискусствоНародныеверования 5 классы Общие представления о сущности и явлениях в народной культуре 6-7 классы Расширение понятий. Основные признаки понятий. Финно-угроведение 8 классы Углубление содержания, его философское осмысление
6 БЛОКИ-ТЕМЫ ПО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Блок «Мифы, легенды, предания» Учащиеся знакомятся с основами финно-угорской и славянской мифологии, сочиняют сказки на заданную тему, разыгрывают их ролям, изображают на бумаге героев народных сказок, делают аппликации к сказкам. Блок «Народный календарь» Учащиеся изучают годовой цикл календарных праздников народов Марий Эл, сходство их и различия, соединение семейных и брачных обрядов в летних славянских православных праздниках, смешение языческих и христианских обрядов в марийских народных праздниках.
7 БЛОКИ-ТЕМЫ ПО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Блок «Мир славянского и марийского язычества» Выполняют творческие работы по описанию обряда или ритуала, вышивают простейшие знаки и символы солнца, дерева, плицы, коня, делают аппликации. Блок «Народное музыкальное творчество» Учащиеся учатся определять жанры народных песен марийского и русского народов, знакомятся с происхождением и назначением народных музыкальных инструментов народов Марий Эл, поэтикой народного танца, фольклорными ансамблями республики, мастерами исполнителями на народных инструментах.
8 БЛОКИ-ТЕМЫ ПО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Блок «Жилище как Космос» Учащиеся знакомятся пословицами, поговорками и загадками о доме, делают зарисовки символов-оберегов жилища, образцы-макеты бытовой утвари, презентации к урокам. Блок «Традиционная вышивка» Учащиеся учатся «читать» мировидение народа по образцам традиционной вышивки, элементарным навыкам марийской вышивки, делают аппликации, закладки для книг, готовят презентации к урокам.
9 БЛОКИ-ТЕМЫ ПО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Блок «Народное бытие» Учащиеся знакомятся с духовной культурой народов Марий Эл и финно-угров, свадебными обрядами, народными праздниками, системой воспитания, народной медициной и знаниями, приметами, семейными обычаями, разыгрывают обряды по ролям, готовят маски персонажей праздников, презентации к урокам. Блок «Финно-угроведение» Учащиеся изучают древо финно-угорских народов, какой вклад внесли финно-угорские народы в мировую культуру, выполняют поисково-исследовательскую работу по финно-угроведению с использованием презентации.
10 БЛОКИ-ТЕМЫ ПО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Блок «Народный костюм» Учащиеся знакомятся с национальными костюмами финно- угорских народов и народов Марий Эл, характерными особенностями костюма различных этнографических групп мари, учатся находить сходство и различия в костюмах, составляют на бумаге эскиз костюма с размещением орнамента традиционной вышивки, изготавливают национальные костюмы на куклы детали украшений, выполняют презентации к урокам. Блок «Одежда как Космос» Учащиеся изучают основные этапы процесса изготовления традиционной одежды народов Марий Эл, отражение мировоззрения предков в костюме, народно-художественные ремесла, связанные с созданием национального костюма, учатся определять социальное положение человека по элементам одежды, выполняют презентации к урокам.
11 БЛОКИ-ТЕМЫ ПО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Блок «Народная этика» Учащиеся знакомятся с этическими нормами традиционного общества на примере народов Марий Эл, последовательностью семейно – бытовых обрядов: родины, крестины, именины, свадьба, а также степенями родства, пословицами, поговорками, колыбельными песнями, разыгрывают обрядовые эпизоды, представляют свое родословное дерево, выполняют презентации к урокам. Блок «Знаки и символы языка как явление народной культуры» Учащиеся изучают вехи развития письменности народов Марий Эл, числовой символизм, житие святых Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, выполняют презентации.
12 БЛОКИ-ТЕМЫ ПО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Блок «Культура традиционная и современная» Учащиеся знакомятся с устройством и назначением храма (на примере православных храмов и мечетей на территории Республики Марий Эл) и его субститута – кусото, с известными архитектурными строениями республики, современными направлениями в культуре народов, выполняют презентации к урокам. Блок «Народная педагогика и психология» Учащиеся готовят кулинарные изделия, показывают и рассказывают о приготовлении марийских, русских и татарских блюд. Учащиеся видят многообразие кулинарных изделий разных народов, знакомятся с особенностями национальной кухни.
13 «От крестин до поминок. Тайны русских суеверий». Тема Кол-во часов 1. Таинство брака и свадебный обряд Родили, крестили, именем нарекли Малые детки – малые бедки Русский человек без родни не живет Дом вести не рукавом вести Двум смертям не бывать, а одной не миновать Не век жить, а век поминать В сорочке родился Старый веник в новом доме Соль рассыпалась. Как быть? Почему не везет черному коту? Как белены объелся «Свет мой, зеркальце, скажи…» Пустое ведро – пустые хлопоты В ухе звенит, ладонь чешется Поверья о камнях. Растения и люди. 1
14 « Русские праздники» Тема Кол-во часов 1. Новый год. Святки (Колядки) Рождество Христово. Крещение Господне и Богоявление Масленица Посты. Великий Пост. Пасха (Светлое Христово Воскресение) Радоница – Красная горка. Семик День Святой Троицы (Пятидесятница). Духов день День Ивана Купала Спасовки и Оспожинки День Покрова Пресвятой Богородицы Народный календарь древних славян. Погребальный обычай. 1
15 « Огонь языческой веры. Тайны марийского языческого целительства » Тема Кол-во часов 1. Энциклопедия языческих богов.1 2. Маленькая роща – «божий остров».1 3. Родили, крестили, именем нарекли.1 4. Сглаз. Заговоры и привороты.1 5. Целебная сила трав и минеральных веществ против болезней Марийские языческие праздники: Шорыкйол, Уярня, Агавайрем, Кугече, Семык, Сурем. 3
16 Информация через творчество
17 Творческая деятельность учащихся
20 Дни марийской литературы
21 День национального героя
22 Проектная деятельность учащихся на уроках ИКН
23 Конкурс творческих работ «Блаженная Ксения Петербургская»
24 Элективный курс как средство повышения интереса к изучению основ народной культуры
25 Использование элементов народной культуры во внеурочной деятельности
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.