Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалерий Недогадов
1 Патентная охрана лекарственных средств и механизмы ограничения патентной монополии ЧЕБАН Аурелия Начальник отдела по рассмотрению возражений, жалоб и контролю качества EAPO 2014 Евразийская патентная организация Евразийское патентное ведомство
2 Евразийская патентная система предусматривает предоставление патентной охраны изобретениям, относящимся к лекарственным средствам (правило 3 Патентной инструкции к Евразийской патентной конвенции, далее – Инструкция). В то же время евразийские нормативные правовые акты предусматривают ряд ограничений исключительного права патентовладельца, касающихся действий с использованием запатентованного изобретения, в том числе касающихся изготовления лекарственных средств и в целях проведения научных исследований и экспериментов (правило 19 Инструкции). Предусмотрена также возможность выдачи принудительных лицензий на использование евразийского патента (статья 12 Евразийской патентной конвенции, далее – Конвенция). EAPO 2014
3 1. Исключение лекарственных средств из системы патентования. В настоящее время осталось незначительное количество стран (из наименее развитых стран), не предоставляющих патентную охрану лекарственным средствам, но и те, в соответствии с переходным положением Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), до 2016 г. должны предусмотреть патентование лекарственных средств. (Справка: Исключение лекарственных средств из системы охраны патентом на изобретение было предусмотрено и в законодательстве СССР. Все страны-участницы Конвенции предоставляют патентную охрану лекарственным средствам). EAPO 2014
4 2. Ограничение патентной монополии. Большинство государств в мире идут по пути предоставления патентной охраны лекарственным средствам, но при этом более широко используют механизмы, ограничивающие исключительное право патентовладельца. Механизмы ограничений, с одной стороны, позволяют не исключать из сферы патентной охраны целые области научно-технической деятельности, а с другой стороны, дают больше самостоятельности странам в применении патентной системы соответственно их нуждам. EAPO 2014
5 2.1. Необходимость предоставления патентной охраны лекарственным средствам. - стоимость разработки одного лекарственного средства составляет в среднем 1 млрд. USD и постоянно увеличивается (от 800 млн. в 2000 г. до 1,506 млрд. в 2011 г.); - из изначально синтезированных химических соединений только одно становится апробированным лекарственным средством; - срок, необходимый для поставки на рынок лекарственного средства, начиная от исследовательских работ и заканчивая последней стадией клинических испытаний и регистрацией лекарства, постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 13-15,5 лет (в 80-х годах этот срок составлял 9 лет). П роизводство лекарств– генериков также играет важную роль в развитии инновационной фармацевтической промышленности и в обеспечении доступности лекарственных средств, поскольку создает конкуренцию на фармацевтических рынках, которая, в свою очередь, стимулирует инновационную деятельность и повышает возможности доступа населения к системе здравоохранения за счет снижения цен на лекарственные средства. EAPO 2014
6 П роизводство лекарств– генериков также играет важную роль в развитии инновационной фармацевтической промышленности и в обеспечении доступности лекарственных средств, поскольку создает конкуренцию на фармацевтических рынках, которая, в свою очередь, стимулирует инновационную деятельность и повышает возможности доступа населения к системе здравоохранения за счет снижения цен на лекарственные средства. EAPO 2014
7 2.2. Современный рынок фармацевтической промышленности и патенты. Современная индустрия лекарственных средств является одной из самых рентабельных отраслей экономики. Рентабельность (соотношение доходов и объема продаж) для фармацевтических фирм составляет в среднем 15%, в то время как вся химическая промышленность достигает лишь 5%. Рынок резко биполярен: с одной стороны, это крупные производители из Северной Америки, Европы и Японии, составляющие около 86,9% глобального рынка и являющиеся производителями и экспортерами дорогостоящих запатентованных лекарственных средств, с другой стороны – это развивающиеся страны, импортирующие эти продукты и задействованные в производстве недорогостоящих генериков или альтернативных лекарственных средств. EAPO 2014
8 Статистика патентования лекарственных средств подтверждает рыночную тенденцию. Так, например, из международных заявок, подданных по процедуре РСТ в 2012 г. 7,8% составляют заявки в области лекарственных средств; заявители, подавшие наибольшее количество заявок в этой области, происходят из стран, которые являются основными производителями и экспортерами лекарственных средств на мировом фармацевтическом рынке. EAPO 2014
9 2.3. Доступность новых необходимых лекарств и патенты Приведенная выше статистика подтверждает прямую связь между патентами, развитием инновационной фармацевтической промышленности и ростом доходов фирм-разработчиков и производителей лекарственных средств. Следует отметить, что из всех лекарственных средств, указанных в Списке жизненно необходимых лекарственных средств ВОЗ как обязательные для каждой страны в целях обеспечения здоровья населения, только 4% покрыты патентной охраной. EAPO 2014
10 3. Механизмы регулирования патентной монополии в области охраны лекарственных средств 3.1. TRIPS и патентная охрана лекарственных средств ТРИПС устанавливает следующие механизмы: 1) право государств самостоятельно устанавливать законодательные меры, необходимые для охраны общественного здоровья (ст. 8); 2) расширяет возможности предоставления принудительных лицензий: а) возможность выдачи принудительных лицензий без обязательства предварительных переговоров с патентовладельцем; б) при чрезвычайных ситуациях в стране или других обстоятельствах крайней необходимости; в) в целях некоммерческого использования государством; г) в целях исправления антиконкурентной практики (ст. 31); 3) исчерпание прав патентовладельца (ст. 6). EAPO 2014
11 3.2. Развитие регулирующих механизмов ТРИПС - Декларация Доха «Относительно Соглашения TRIPS и общественного здоровья» Декларация интерпретирует применение механизмов TRIPS для решения проблемы охраны общественного здоровья и обеспечения доступа к лекарственным средствам («гибкие подходы TRIPS») EAPO 2014
12 Возможны следующие условия для выдачи принудительной лицензии: - кризисная ситуация, связанная со здоровьем населения страны; - в целях исправления антиконкурентной практики между фармацевтическими фирмами или для проведения антимонопольной политики; - необходимость создания или развития какой-либо фармацевтической отрасли; - высокие цены на лекарства. ( Справка: Во всех странах-участницах Конвенции предусмотрена возможность выдачи принудительных лицензий, однако в большинстве стран только в условиях неиспользования изобретения в установленные законом сроке, в целях национальной безопасности и при чрезвычайных обстоятельствах, которые ограничены стихийными бедствиями, катастрофами и крупными авариями). EAPO 2014
13 «Гибкий подход TRIPS» по исчерпанию прав Параграф 5(d) Декларации Доха предоставляет каждой стране право устанавливать собственный режим исчерпания прав согласно ст. 6 ТРИПС. уществуют принципы национального, регионального и международного исчерпания прав. Принцип международного исчерпания прав позволяет применить механизм параллельного импорта лекарств. Параллельный импорт открывает свободный доступ к запатентованным лекарственным средствам, законно продаваемым в зарубежной стране по более низким ценам, без получения согласия патентовладельца. (Справка: В странах-участницах Конвенции предусмотрен принцип национального исчерпания прав). EAPO 2014
14 3.3. Механизм ограничения исключительного права патентовладельца («исключение Bolar») Этот механизм предусматривает возможность осуществления третьими лицами, до истечения срока действия патента и не нарушая его при этом, исследований и тестирований, необходимых для регистрации этими лицами лекарственных средств сразу после окончания срока действия патента (для производства генериков). (Справка: В странах-участницах Конвенции подобное положение не предусмотрено в законах о патентах, однако в некоторых странах, в частности, в Российской Федерации, содержится в законе о лекарственных средствах). EAPO 2014
15 3.4. Лицензии из ведомства (ex officio). Патентный закон Франции предусматривает выдачу лицензии патентным ведомством (ex officio) в интересах охраны общественного здоровья в случаях, когда лекарственное средство, охраняемое патентом на продукт или способ его получения, поставляется на рынок в недостаточном количестве или качестве, либо по непомерно высоким ценам (Art. L ). Лицензия выдается патентным ведомством по приказу министра, ответственного за промышленную собственность, на основании ходатайства министра здравоохранения. EAPO 2014
16 4. Практика использования механизмов ограничения патентной монополии С 2001 г. до конца 2007 г. по итогам договоренностей Доха принудительные лицензии были выданы в 52 развивающихся и наименее развитых странах посредством либо положений о государственном заказе, либо заявлений о неиспользовании патентов; в нескольких случаях мотивом послужило условие чрезвычайной ситуации; лицензии касались в основном производства по госзаказу либо импорта генериков для лечения СПИД. Положительный эффект очевиден. Например, выдача принудительной лицензии правительством Малайзии в 2003 г. для импорта антиретровирального лекарства-генерика из Индии позволило снизить стоимость препарата от 363 $ в месяц до 115 $ в месяц, а выдача принудительной лицензии правительством Индии в 2012 г. на запатентованный противораковый препарат Nexovar фирмы Bayer позволило снизить стоимость препарата на 97%. EAPO 2014
17 Заключение: В рамках современной мировой патентной системы существует ряд действенных рычагов, позволяющих регулировать национальную политику в области охраны общественного здоровья путем обеспечения рынка необходимыми и доступными лекарственными средствами. Однако, следует также отметить, что механизмы ограничения патентной монополии не работают сами по себе, для этого необходимо их внедрение на уровне национального законодательства. EAPO 2014
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.