Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИнесса Лозбинева
1 Выступление на педагогическом совете «Формы проявлений одаренности в детском возрасте » Скирневской Ирины Николаевны, воспитателя МДОУ Оболенский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка» г.
2 Проблема одаренности в целом и проблема детской одаренности в частности издавна вызывала большой интерес среди представителей различных слоев общества и на протяжении продолжительного времени была окутана ореолом таинственности. Подтверждением тому служит и этимология слова «одаренный». В русском языке, как и во многих других языках, оно происходит от слова «дар», что указывает на представление наших предков о сверхспособностях и таланте человека как о божественном явлении, которым наделены только избранные представители общества.
3 Одаренные дети главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. Многие страны вкладывают немалые средства в национальные и региональные программы работы с ними. Данные программы призваны обеспечить оптимальный поиск и выявление юных талантов, оказание им специальной социальной, психологической и педагогической помощи, отбор и подготовку учителей и воспитателей
4 В нашей стране в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. С этой целью к работе была привлечена большая группа авторитетных ученых. Созданную ими концепцию видимо, следует рассматривать как первичную, подлежащую дальнейшей разработке, на что указывает само название «Рабочая концепция одаренности» (под ред. Д.Б.Богоявленской и В.Д.Шадрикова 1998 г.)
5 По определению авторов концепции: «Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов, в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
6 Мотивационный компонент Инструментальный компонент Ядро одаренности
7 Инструментальный компонент одаренности 1. Наличие специфических стратегий деятельности, а именно: быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом. 2. Сформированность качественного своеобразного стиля деятельности, в котором четко прорисовываются такие характеристики как самодостаточность и склонность всё делать по-своему. 3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе. 4. Особый тип обучаемости, который не зависит от лёгкости, скорости, темпа обучения, но позволяющий в последующем резко изменять структуру знаний, представлений и умений.
8 Мотивационный компонент одаренности. 1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; 2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; 3. Повышенная познавательная потребность; 4. Предпочтение парадоксальной противоречивой и неопределенной информации; 5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
9 Критерии определения видов одаренности. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики Степень сформулированности Форма проявлений Широта проявлений Особенности возрастного развития
10 Личные особенности, присущие одаренным детям - ранняя речь и большой словарный запас - необычно развитое внимание - ненасытная любознательность и отличная память - раннее овладение знаниями в избранной сфере - проявление высокого интеллекта - увлечение своим делом, энергичность - демонстрация ярко выраженной независимости, стремления работать в одиночку, индивидуализм - умение контролировать себя - стремление контактировать с одаренными юношами, взрослыми - умение извлекать пользу и быстрое приобретение художественного и интеллектуального опыта.
11 Отечественные и зарубежные исследователи чаще всего одаренными называют тех детей, которые делают все немного раньше, немного лучше, немного быстрее и часто немного не так, как большинство их сверстников, а также демонстрируют высокий уровень способностей в одной или нескольких областях.
12 сферы одаренности Интеллектуальные способности Способность к обучению Творческое мышление (креативность) Художественные способности Лидерские способности Психомоторные способности
13 Спортивный талант Если… он энергичен и все время хочет двигаться он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре; не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками; лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно; предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню; кажется, что он всерьез никогда не устает; неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
14 Технические способности Если… ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами; любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру; сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки; может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек; любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов; интересуется специальной технической литературой.
15 Литературное дарование Если… рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль; любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное; выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета; изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными; любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
16 Музыкальный талант Если… ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку; очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает; если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение; сочиняет свои собственные мелодии; научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
17 Художественные способности вашего ребенка могут проявиться Если ребенок… не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение; в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации; серьезно относится к произведениям искусства; когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды; не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях
18 Способности к научной работе Если ребенок… обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям; умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение; любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги; часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий; с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкций; не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
19 Артистический талант Если ребенок… часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями; стремится вызвать эмоциональные реакции у других, меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; с большим желанием выступает перед аудиторией; с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения; пластичен и открыт всему; любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
20 Незаурядный интеллект Если ребенок… хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей; обладает хорошей памятью; легко и быстро схватывает новый школьный материал; задает очень много продуманных вопросов; любит читать книги, причем по своей собственной программе; обгоняет сверстников по учебе, гораздо лучше и шире информирован, чем сверстники; обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла; очень восприимчив и наблюдателен
21 Понятие одаренность многогранно, требует широкого осмысления и разностороннего подхода, формы проявления одаренности очень разнообразны. Именно перед специалистами дошкольной педагогики и психологии, родителями стоит решающая задача развития природных возможностей детей и как можно более раннего выявления у них особого потенциала, свидетельствующего о наличии бесценного дара природы - одаренности.
22 Спасибо за внимание.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.