Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлексей Дягилев
1 Любите слово! И оно – природа. Цветенье Плодоносящих садов. Как из окна, Глядит душа народа Из коренных, Видавших виды слов. В.Боков.
2 Вопросы для повторения. 1. Что такое обращение? 1. Что такое обращение? 2. Чем выражаются обращения? 2. Чем выражаются обращения? 3. Какова основная интонация обращения? 3. Какова основная интонация обращения? 4. Какова синтаксическая функция обращения? 4. Какова синтаксическая функция обращения? 5. Какие знаки препинания ставятся при обращении? 5. Какие знаки препинания ставятся при обращении?
3 Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье: Писать тебе посланье мне было недосуг. Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье: Писать тебе посланье мне было недосуг. А ты, глупец и трус, что делаешь ты с нами? Где должно б умствовать, ты хлопаешь глазами… А ты, глупец и трус, что делаешь ты с нами? Где должно б умствовать, ты хлопаешь глазами… Молю тебя, мой добрый домовой, Храни селенье, лес, и дикий садик мой, И скромную семьи моей обитель. Молю тебя, мой добрый домовой, Храни селенье, лес, и дикий садик мой, И скромную семьи моей обитель. Балдушка, погоди ты морщить море, Оброк сполна ты получишь вскоре. Балдушка, погоди ты морщить море, Оброк сполна ты получишь вскоре.
4 «Царь ты наш, отец народа! – Возглашает воевода. – Государь, проснись, беда!» «Царь ты наш, отец народа! – Возглашает воевода. – Государь, проснись, беда!» Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
5 Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали 1 ряд – фамилия, имя отчество, наименование лица по роду занятий, возрасту, полу; 1 ряд – фамилия, имя отчество, наименование лица по роду занятий, возрасту, полу; 2 ряд – занимаемая должность, место жительства, национальная принадлежность; 2 ряд – занимаемая должность, место жительства, национальная принадлежность; 3 ряд – родственные или иные отношения; клички животных, неодушевлённые предметы. 3 ряд – родственные или иные отношения; клички животных, неодушевлённые предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.
6 Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. Сыплет черёмуха снегом, зелень в цвету и росе. Сыплет черёмуха снегом, зелень в цвету и росе. Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей. Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Прощай, письмо любви! Прощай: она велела… Прощай, письмо любви! Прощай: она велела… Татьяна то вздохнёт, то охнет; Письмо дрожит в её руке. Татьяна то вздохнёт, то охнет; Письмо дрожит в её руке. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч… Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч… Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума. Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.
7 Признаки обращений: Оно называет лицо, к которому обращаются с речью; Оно называет лицо, к которому обращаются с речью; Адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным или иным отношениям; кличка животного; неодушевлённые предметы; Адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным или иным отношениям; кличка животного; неодушевлённые предметы; Обращение произносится чаще всего со звательной интонацией, но может быть и восклицательная интонация, а также интонация, помогающая передать различные чувства и настроения говорящего; Обращение произносится чаще всего со звательной интонацией, но может быть и восклицательная интонация, а также интонация, помогающая передать различные чувства и настроения говорящего; Обращения не являются членом предложения; Обращения не являются членом предложения; Чаще всего обращения употребляются в форме именительного падежа, однако могут встречаться и другие формы. Чаще всего обращения употребляются в форме именительного падежа, однако могут встречаться и другие формы.
8 Какому литературному герою принадлежат следующие слова? - О нет, о юный мой повелитель, - высокопарно ответствовал старичок, - я не из неведомой мне страны Самодеятельность! Я вот из этого трижды проклятого сосуда. - О нет, о юный мой повелитель, - высокопарно ответствовал старичок, - я не из неведомой мне страны Самодеятельность! Я вот из этого трижды проклятого сосуда. - Не веришь, презренный?! – свирепо вскричал старичок, но тут же взял себя в руки… - Прости меня, о юный мой спаситель, но я не привык, чтобы мои слова брались под сомнение…Знай же, благословеннейший из отроков, что я не кто иной, как как могучий джинн Гассан Абдурахман ибн Хоттаб, то есть сын Хоттаба. - Не веришь, презренный?! – свирепо вскричал старичок, но тут же взял себя в руки… - Прости меня, о юный мой спаситель, но я не привык, чтобы мои слова брались под сомнение…Знай же, благословеннейший из отроков, что я не кто иной, как как могучий джинн Гассан Абдурахман ибн Хоттаб, то есть сын Хоттаба.
9 Обращения со знаком «плюс»: О пытливый отрок, прелестнейший из отроков, о превосходнейший из отроков, звезда моего сердца, о драгоценнеёший Волька ибн Алёша, о изумительный из изумительных, достойнеший из спасителей джиннов, о прекраснейший из учащихся средней школы, о драгоценнейший зрачок моего глаза О пытливый отрок, прелестнейший из отроков, о превосходнейший из отроков, звезда моего сердца, о драгоценнеёший Волька ибн Алёша, о изумительный из изумительных, достойнеший из спасителей джиннов, о прекраснейший из учащихся средней школы, о драгоценнейший зрачок моего глаза Обращения со знаком «минус»: презреннейший из пешеходов, недостойная прислужница, о не в меру многословный брадобрей, о презреннейший из банщиков. Обращения со знаком «минус»: презреннейший из пешеходов, недостойная прислужница, о не в меру многословный брадобрей, о презреннейший из банщиков.
10 Обращения из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». - Эх, батюшка Пётр Андреевич, отвечал он с глубоким вздохом./ - Барин, не прикажешь ли воротиться?/ - Его благородие жалует мне шубу со своего плеча, его на то барская воля, а ты, холоп, не спорь и слушайся./ - Эй, ямщик! – закричал я. – Что там такое чернеется?/ - Эй, старинушка, не твоя печаль, - сказал мой бродяга./ - Стыдно тебе, старый пёс, что ты, невзирая на мои строгие приказания мне не донёс о сыне моём./ - Государь Андрей Петрович! Отец наш милостивый!/ - Что, ваше благородие? – сказал он мне./ - Господин прапорщик! – продолжал он, обращаясь ко мне./ - Эх, батюшка Пётр Андреевич, отвечал он с глубоким вздохом./ - Барин, не прикажешь ли воротиться?/ - Его благородие жалует мне шубу со своего плеча, его на то барская воля, а ты, холоп, не спорь и слушайся./ - Эй, ямщик! – закричал я. – Что там такое чернеется?/ - Эй, старинушка, не твоя печаль, - сказал мой бродяга./ - Стыдно тебе, старый пёс, что ты, невзирая на мои строгие приказания мне не донёс о сыне моём./ - Государь Андрей Петрович! Отец наш милостивый!/ - Что, ваше благородие? – сказал он мне./ - Господин прапорщик! – продолжал он, обращаясь ко мне./
11 - Как же так, господин коллежский советник? – возразил изумлённый генерал./ - Господа, подайте голоса ваши по законному порядку./ -Что ты, сударь? Как же я тебя-то покину?/ -А, старый хрыч! – сказал ему Пугачёв. – Опять Бог дал свидеться. - Слушай, фельдмаршал! Мы сего благородием старые приятели, - сказал он, обращаясь к Белобородову. - Как же так, господин коллежский советник? – возразил изумлённый генерал./ - Господа, подайте голоса ваши по законному порядку./ -Что ты, сударь? Как же я тебя-то покину?/ -А, старый хрыч! – сказал ему Пугачёв. – Опять Бог дал свидеться. - Слушай, фельдмаршал! Мы сего благородием старые приятели, - сказал он, обращаясь к Белобородову.
12 Какова роль обращений в этом тексте? Из какого это произведения? В продолжении рассказа Остап несколько раз вскакивал и, обращаясь к железной печке, восторженно вскрикивал: - Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! В продолжении рассказа Остап несколько раз вскакивал и, обращаясь к железной печке, восторженно вскрикивал: - Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! Слушайте, господин из Парижа, а знаете ли вы, что ваши бриллианты почти что у меня в кармане! И вы меня интересуете постольку, поскольку я хочу обеспечить вашу старость. Слушайте, господин из Парижа, а знаете ли вы, что ваши бриллианты почти что у меня в кармане! И вы меня интересуете постольку, поскольку я хочу обеспечить вашу старость. - Ну, по рукам, уездный предводитель команчей! - Ну, по рукам, уездный предводитель команчей! Вот что, дорогой патрон. Вам придётся побыть часок гигантом мысли и особой, приближённой к императору. Вот что, дорогой патрон. Вам придётся побыть часок гигантом мысли и особой, приближённой к императору.
13 - Вы – стяжатель,- ответил Остап, - ждите меня в гостинице. Никуда не уходите. Я могу прийти каждую минуту. Уплатите в гостинице по счёту. Чтоб всё было готово. Адье, фельдмаршал! Пожелайте мне спокойной ночи. - Вы – стяжатель,- ответил Остап, - ждите меня в гостинице. Никуда не уходите. Я могу прийти каждую минуту. Уплатите в гостинице по счёту. Чтоб всё было готово. Адье, фельдмаршал! Пожелайте мне спокойной ночи. - Вот что, дорогуша, я вижу полную бесцельность нашей совместной работы. Во всяком случае работать с таким малокультурным компаньоном, как вы, из сорока процентов представляется мне абсурдным. - Вот что, дорогуша, я вижу полную бесцельность нашей совместной работы. Во всяком случае работать с таким малокультурным компаньоном, как вы, из сорока процентов представляется мне абсурдным. - Да, мой старый друг, вы больны организационным бессильем и бледной немочью. - Да, мой старый друг, вы больны организационным бессильем и бледной немочью. - Ну и произношение у вас, Киса! Впрочем, что от нищего требовать. Ну, Кисуля, а в каких пределах вы знаете немецкий язык? - Ну и произношение у вас, Киса! Впрочем, что от нищего требовать. Ну, Кисуля, а в каких пределах вы знаете немецкий язык?
14 Обращения в художественной речи помогают : - создать образ героя, увидеть уровень его развития; - создать образ героя, увидеть уровень его развития; - Используются с целью создания комического эффекта; - Используются с целью создания комического эффекта; - Вводят в обстановку повествования, создают исторический фон; - Вводят в обстановку повествования, создают исторический фон; - Помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, их место на общественной «лестнице»; - Помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, их место на общественной «лестнице»; - Помогают увидеть отношение друг к другу. - Помогают увидеть отношение друг к другу.
15 «Только людям примитивного склада мышления, плохо знающим историю своего народа, равнодушным к богатствам родного языка, кажется, что чем проще, чем однообразнее обращение, тем «демократичнее» общество. Ничего подобного!» В.Я. Канторович «…при обращении к знакомому мы выбираем такое языковое средство, которое в наибольшей степени соответствует потребностям общения в данный момент в связи с признаками как говорящего, так и его собеседника…» Н.И.Формановская
16 Итак, подводя итоги нашей дискуссии, мы можем согласиться с мнением Н.И.Формановской, которая в книге «Вы сказали: «Здравствуйте!» пишет: «Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям, родственникам, сослуживцам, прохожим. Мы включаем тот или иной регистр общения, выбираем ту или иную тональность в многообразных условиях сложных речевых взаимодействий. И это богатство нюансов обеспечивает разнообразные обращения, формы изменяющегося русского имени, среди них и такие неповторимые, как имя-отчество. Поистине неисчерпаемы богатства русского языка!». «Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям, родственникам, сослуживцам, прохожим. Мы включаем тот или иной регистр общения, выбираем ту или иную тональность в многообразных условиях сложных речевых взаимодействий. И это богатство нюансов обеспечивает разнообразные обращения, формы изменяющегося русского имени, среди них и такие неповторимые, как имя-отчество. Поистине неисчерпаемы богатства русского языка!».
17 Творческие задания: решение задачи. 1) Мальчика зовут Сергей Иванов. Ему 8 лет. Он учится в школе во 2-м классе. Занимается спортом. Любит играть в шахматы. Как его называют мама, старший брат, друзья, одноклассники, близкие родственники, соседи, ребята из секции шахматного кружка? 1) Мальчика зовут Сергей Иванов. Ему 8 лет. Он учится в школе во 2-м классе. Занимается спортом. Любит играть в шахматы. Как его называют мама, старший брат, друзья, одноклассники, близкие родственники, соседи, ребята из секции шахматного кружка? 2) Человека зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, милиционер, врач, старик Хоттабыч и т.д.? 2) Человека зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, милиционер, врач, старик Хоттабыч и т.д.?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.