Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАндрей Устинов
1 Тема 4. Контрактные отношения Институциональная экономика (факультет менеджмента 2009)
2 Контракт: юридический и экономический подходы Контракт в юридическом смысле – соглашение, устанавливающее права и обязанности сторон с определенными сроками действия Контракт в экономической теории – отношения (явные и неявные) между сторонами по поводу передачи или защиты прав собственности Многообразие контрактных форм связано со стремлением экономических агентов экономить трансакционные издержки
3 Почему контракты всегда остаются неполными? Ограниченность предвидения человека, невозможность предусмотреть все обстоятельства Высокие издержки расчетов и переговоров при учете маловероятных событий Неточность и сложность языка, необходимость в дополнительной трактовке Важная информация, ненаблюдаемая третьей стороной
4 Плюсы и минусы неполных контрактов + Возможность гибко реагировать на непредвиденные обстоятельства - Опасность постконтрактного оппортунизма
5 Асимметрия информации и оппортунизм Асимметрия информации – ситуация, при которой сторонам известно разное количество информации, имеющей отношение к сделке В результате асимметрии информации у стороны, обладающей большим объемом информации, появляются возможности для оппортунизма Оппортунистическое поведение – преследование личной выгоды с использованием коварства, обмана, сокрытия информации (Уильямсон, 1996)
6 Виды оппортунистического поведения Неблагоприятный отбор (adverse selection) – одной из сторон неизвестны качественные характеристики блага, т.е. имеют место «скрытые характеристики» (hidden characteristics) Моральный риск (moral hazard) – одна из сторон не имеет возможности контролировать действия другой, т.е. имеют место «скрытые действия» (hidden actions) Вымогательство (hold-up) – одна из сторон получает возможность ущемлять интересы другой стороны, осуществившей специфические инвестиции, т.е. имеют место «скрытые намерения» (hidden intensions)
7 Неблагоприятный отбор и рынок «лимонов» Akerlof (1970 ) На рынке два типа автомобилей: хорошие («сливы») и плохие («лимоны»). С равной вероятностью автомобиль может оказаться «сливой» или «лимоном». Проблема может быть настолько серьезной, что способна разрушить рынок Цена на автомобили установится как средняя от цен «сливы» и «лимона». Поэтому на рынке остануться только продавцы «лимонов». Плохие автомобили вытеснят хорошие
8 Способы предотвращения неблагоприятного отбора 1. Сигнализирование (Signaling) Сигнал – наблюдаемая характеристика индивида или блага, которая может быть изменена Сигнал подает сторона, располагающая информацией Качество сигнала зависит от затрат на его осуществление. Чем больше затраты информированной стороны, тем надежнее сигнал Примеры: диплом о высшем образовании, гарантии от продавцов, рекламная компания, оформление офиса банка
9 Способы предотвращения неблагоприятного отбора 2. Просеивание (Screening) Просеивание осуществляет сторона, не обладающая информацией Принцип просеивания – стимулировать другую сторону раскрыть свою частную информацию Примеры: собеседование и тестирование при приеме на работу, повышение оплаты труда с увеличением стажа работника
10 Моральный риск (moral hazard) Интересы исполнителя и заказчика не совпадают Исполнители застрахованы от неблагоприятных последствий своих действий Заказчик не в состоянии осуществить полный контроль и совершенное принуждение Моральный риск – использование одной стороной «скрытой информации» с целью максимизации собственной полезности в ущерб другой стороне. Возможен в тех случаях, когда:
11 Моральный риск (moral hazard): проблема принципала и агента Деятельность агента не поддается непосредственному наблюдению принципала Об эффективности действий агента можно судить только по конечным результатам Агент действует по поручению и от имени принципала. Асимметрия информации ведет к тому, что: Примеры: акционеры и топ-менеджеры компании; избиратели и политики; избранные политики и назначенные чиновники.
12 Способы предотвращения морального риска Контроль за действиями агента Заключение стимулирующего контракта (участие агента в результатах деятельности) Добровольное принятие агентом более жестких условий (bonding) Принцип «сделай сам»
13 Специфичность активов Специфичность местоположения (site specificity) Специфичность физических активов (physical asset specificity) Специфичность человеческого капитала (human capital specificity) Специфичность целевых активов (dedicated asset specificity) Временная специфичность (temporal specificity) Специфичность репутации (brand name specificity) Специфический актив не может быть использован альтернативным образом без существенной потери своей ценности. Типы специфичности:
14 Вымогательство (hold-up) Вымогательство – вид оппортунистического поведения ex post, цель которого состоит в перераспределении квазиренты, т.е. ущемлении интересов стороны, осуществившей специфические инвестиции Квазирента – доход, возникающий в результате инвестиций в специфические активы; излишек по сравнению со средними переменными издержками Фундаментальная трансформация – переход от изначально конкурентной ситуации ex ante к отношениям двусторонней зависимости ex post как результат инвестиций в специфические активы
15 Типы контрактов Классический – договор, основанный на действующих юридических правилах. Четко фиксирует условия сделки и санкции в случае нарушения, не признает устных договоренностей Неоклассический – договор о принципах сотрудничества в условиях неопределенности. Личные отношения играют важную роль, предусмотрена возможность обращения к третьим лицам Отношенческий (имплицитный) – договор, в котором неформальные отношения преобладают над формальными. Заключается при высокой степени специфичности активов
16 Выбор между типами контрактов Регулярность и длительность сделок Степень неопределенности и сложности сделки Измеримость характеристик сделки Взаимозависимость сделок Специфичность ресурсов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.