Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОксана Рамзина
1 «Мой край! Якутия моя! Тебя люблю и славлю я!» Л.Попов. (Якутская литература – прославление родного края).
2 Актуальность. Цель нашего общества – счастье людей, воспитание будущих граждан России, которые своим трудом сумеют сделать нашу жизнь еще лучше. А писателям и поэтам по праву в этом отводится главная роль. Нам знакомы с детства имена талантливых писателей и поэтов России: Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Носова и других. Изучая их творчество на уроках литературы, мы оцениваем поступки героев, анализируем описываемые события, погружаемся в историю нашей страны.
3 Актуальность. Но мы живем на якутской земле, поэтому нам особенно дороги должны быть произведения якутских писателей и поэтов. Ведь в них описывается история родного края, выражается любовь и гордость за свою родную землю. Мир якутской литературы богат и увлекателен. Поэтому мы считаем важным познакомить наших сверстников с творчеством якутских писателей.
4 В начале нашего исследования мы определили цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателей республики, приобщить к культуре коренных народов. Задачи мы поставили следующие: 1. Прочитать и проанализировать произведения якутских писателей. 2. Выбрать произведения для коллективного чтения в классе. 3. Разработать и провести мероприятия для приобщения ровесников к чтению произведений писателей Якутии. Объектом нашего исследования будет являться якутская литература. Предметом -произведения якутских писателей. Наша работа имеет прикладную значимость, так как полученные знания и умения помогают возродить интерес к нашему родному краю, его богатому культурному наследию.
5 Якутская литература создается в неповторимых и своеобразных условиях: на Крайнем Севере, в зоне вечной мерзлоты, в краю непроходимой тайги. Тем не менее, произведения якутских писателей и поэтов оптимистичные и жизнеутверждающие. Нежная преданность суровой, до боли близкой родной земле – отличительная черта современной якутской литературы.
6 Анкета «Культура родного края». Знаете ли вы традиции якутских народов? На наш взгляд, учащиеся прекрасно справились с этим вопросом. Почти все ответили, что знают национальные праздник Ысыах, его значение, а некоторые даже назвали традиционные элементы праздника (национальные костюмы, песни-алгыс, спортивные состязания).
7 Анкета «Культура родного края». Какое прикладное искусство развивается в Якутии? Многие ответили, что в нашем родном краю живут талантливые люди. Среди занятий прикладным искусством учащиеся отметили резьбу по дереву (среди деревянных изделий называли чорны, ковши для разлива кумыса, мебель), бисероплетение, ювелирное дело.
8 Анкета «Культура родного края». Произведения каких авторов вы любите читать? На этот вопрос учащиеся отвечали по-разному, называя произведения Пушкина, Тургенева, Погорельского, Маршака, Чуковского, Чехова, Носова, Волкова. Среди перечисленных учащимися произведений мы не увидели ни одного якутского писателя.
9 Анкета «Культура родного края». Знакомы ли вы с творчеством писателей республики Саха? Большинство учащихся на этот вопрос ответили, что не знакомы, а некоторые указали, что читали сказки народов севера. Проведенное нами исследование еще раз подтвердило актуальность выбранной темы.
10 На втором этапе нашего исследования мы обратились в библиотеки нашего города с целью осведомиться о наличии книг якутских писателей в их фондах и о частоте чтения этих книг. Школьная библиотека Городские библиотеки Наличие книг Произведения якутских писателей в сборниках и журнале «Колокольчик» Около 10 книг якутских писателей, сборники и журналы. Частота чтения книг Не читают Судя по формулярам за последние 3 года 1 читатель.
11 читательский дневник: На третьем этапе мы познакомились с произведениями якутских писателей и поэтов. По ходу чтения мы заполняли читательский дневник: Писатель, поэт. Краткая биография Название произведения, краткое содержание. Впечатления о прочитанных произведениях. Дмитрий Конович Сивцев. Народный писатель Якутии, известный драматург много внимания в своем творчестве уделяет детской литературе. В числе первых якутских писателей собрал и обработал якутские народные сказки. «Зайчишка-трусишка». О трусливом зайце, который хотел умереть, чем всю жизнь прятаться от страха под кустом. Но лягушка, испугавшись зайца, когда он хотел утопиться, вселила в него уверенность. «Оказывается, и меня кое- кто боится!». «Ласка-шалунья». Повествует, почему у ласки короткий хвост. Оказывается, из-а шалости. Озорничала ласка да и села хвостом на капкан. Так поплатилась ласка за свои глупые игры. Сказки Сивцева схожи с русскими народными сказками. Они поучительны и интересны, с забавным эмоциональным сюжетом.
12 Читательский дневник: Николай Якутский «Как осень-молодец лето красное гонит». О мальчике, который не до конца понимал смысл высказываний своей бабушки: «осень-молодец лето красное гонит» и «лето дарит нам последнюю улыбку». Рассказы Якутского бесхитростны и просты. В этом произведении чувствуется большая связь с народным творчеством, а картины природы изображены тонко и поэтично. Удивляет умение писателя наблюдать за тайными переходами из одного времени года в другое. Н.Е.Мординов. Народный писатель Якутии, известный талантливый мастер прозы. В рассказах выступает как исследователь нравственных проблем, ненавязчиво рассказывает о простых жизненных эпизодах и дает пищу для размышления. «Обида». О мальчике, который не захотел помочь бабушке нести тяжелую корзину ягод, придумывая разные отговорки. В конце рассказа мальчик недоумевает, из-за чего могла обидеться бабушка. Рассказ поучительный. На примере мальчика маленькие читатели раскрывают для себя нормы поведения, приобщаясь к культуре общения.
13 Читательский дневник: Софрон Данилов «За охапкой сена» (из книги «Василий Манчары»). Манчары – мальчик из бедной деревни. Когда совсем не осталось сена, чтобы накормить телят, мать отправляет его к богатому якуту Чочо, у которого снега зимой не выпросишь. Получив отказ, Манчары на обратном пути собирает в свои унты остатки разбросанного сена. Принесенных пучков так было, что телята за минуту опустошили обувь мальчика. Мальчик рассуждает о несправедливости жизни. Интересный поучительный рассказ о жизни мальчика, восприимчивого, впечатлительного и справедливого. Анна Ленская. «Три совета», «Елка для мамы», «Если разбудить деревья». Сказочные истории, в которых героями становятся неодушевленные предметы (игрушки, деревья). А в произведении «Три совета» охотник благодаря своей отзывчивости и доброте получает важные советы на всю жизнь. Произведения Ленской просты и интересны для понимания. Учат доброте, бережному отношению к природе.
14 Читательский дневник: Семен Данилов. Народный поэт Якутии. В своих стихах воспевает родной край. Многое. Что написано Даниловым, возникло во время походов по тайге. «Зима Якутии моей», в этом стихотворении прославляет зимнюю стужу. При изображении образа любимой Родины поэт широко и многогранно использует богатые краски северной земли, легенды и предания родного народа, которые придают его произведениям национальную конкретность и неповторимость. Моисей Ефимов. Известный якутский поэт. Его стихотворения посвящены истории Якутии, датам, именам, ставшим частью прошлого и настоящего нашей республики. «Хомус», стихотворение посвящено дивному музыкальному инструменту – хомусу. Удивляет многообразие художественных средств, с помощью которых Ефимов описывает хомус. Каждый звук музыкального инструмента ассоциирует поэт с тем или иным явлением природы. Звуки эти несут в себе память прошлого.
15 Читательский дневник: Элляй – С.Р.Кулачиков Якутский поэт. Певец неповторимой якутской природы. «Любимая Якутия», стихотворение посвящено нашей родной республике, таежному краю. Впечатляет умение поэта с помощью красок, художественных средств передать неповторимую красоту Якутии. Этот образ живет не только в душе поэта, но и в песнях, преданиях. А.Кривошапкин.Книга «Ангелы снежных гор», рассказ «Нет земли лучше, чем мой север». О любви к родной Якутии, ее красоте, суровой природе. При изображении образа любимой Родины поэт широко и многогранно использует богатые краски северной земли, легенды и предания родного народа, которые придают его произведениям национальную неповторимость.
16 Прочитав произведения якутских писателей, мы познакомились с характерными особенностями народов, проживающих в Якутии. В простых жизненных эпизодах и размышлениях раскрываются особенности коренного населения. Писатели и поэты рассказывают о родном крае, обычаях якутов, обрядах, каждый из которых связан с выживанием в суровых условиях республики. Авторы якутских произведений воспевают трудовой народ, красоту родной природы.
17 Чтобы приобщить учащихся к чтению книг якутских поэтов и писателей, мы на заключительном, четвертом этапе провели ряд мероприятий. 1. Читательскую конференцию «Мой край! Якутия моя! Тебя люблю и славлю я!», на которой делились впечатлениями о прочитанных рассказах и стихотворениях, читали наизусть отрывки из произведений, смотрели презентации по творчеству якутских писателей и поэтов, подготовленные учащимися 5-6 классов.
18 Конкурс рисунков «Сюжет любимой книги якутского писателя».
19 В конце нашей работы мы составили рекомендуемый список книг для чтения якутских писателей и поэтов. 1-4 классы. 1.Д.К.Сивцев – Суорун Омоллон. Зайчишка-трусишка. Ласка-шалунья. О чем повздорили бык с лошадью. 2.С.Данилов. Круглый дом. Плакса-резвушка. Грязнуля. Зима Якутии моей. Цветы. 3.Н.Якутский. Как осень-молодец лето красное гонит. Отчего заяц остался без хвоста. 4.П.Тобуроков. Почему? Мы играем с солнцем. 5.А.Аччыгыйа. Рассказы «Девять раз Почему?» 6.К. Туйарский. Хвастунишка. Шалунишки. Правая- левая. 5 класс. 1. Суороун Омоллоон. Удюргай – батыр. Старуха Бяйбярикян с пятью коровами. 2.Элляй. Чурумчуку. 3.И.Федосеев. Кустук.
20 В конце нашей работы мы составили рекомендуемый список книг для чтения якутских писателей и поэтов. 6 класс. 1.П.Тобуроков. Снег. 2. Софрон Данилов. Манчары. 3.М.Ефимов. Семен Дежнев. Хомус. Золотые волны. 4.Т.Сметанин. Егор Чэрин. 5.Н.Лугинов. Роща Нуоралджыма. 7 класс. 1.П.Ойунский. Крым. Прощай. 2.Далан. Сирота. 3.Н.Габышев. Олень пропал. 4.В. Гаврильева. Анна и Айта.
21 На заключительном этапе мы провели анкетирование с целью выявить, повысился ли у наших сверстников читательский интерес к творчеству якутских писателей. Произведения каких писателей и поэтов произвели на вас наибольшее впечатление? Среди писателей отметили учащиеся Анну Ленскую, Н.Якутского и Софрона Данилова.
22 На заключительном этапе мы провели анкетирование с целью выявить, повысился ли у наших сверстников читательский интерес к творчеству якутских писателей. Что воспевают якутские писатели и поэты в своих произведениях? Многие учащиеся прониклись образной системой произведений якутских писателей и поэтов. Каждый отметил, что авторы произведений хоть и жили в разное время, но всех их объединяет любовь к Родине, родному краю, природе, ее богатствам.
23 Заключение. Ежедневно мы погружаемся в необычайно прекрасный мир русской классической литературы. С детства мы любим и помним сказки, рассказы русских писателей, заучиваем наизусть строки из стихотворений поэтов, воспевающих мощь и красоту нашей родной земли. Но, проживая на территории Республики Саха (Якутия), почему-то совсем не знаем якутских писателей и поэтов. Наша исследовательская работа помогла нам погрузиться в необычный мир северной земли, прочувствовать ее красоту, познакомиться с традициями, бытом, культурой якутского народа. Нам особенно дороги стали произведения писателей и поэтов Якутии. Ведь в них описывается история таежного края, выражается любовь и гордость за свою родную республику.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.