Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТатьяна Пнина
1 Знакомство с языком Паскаль Основные положения
2 После того как построен алгоритм решения задачи, составляется программа на определенном языке программирования. Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль швейцарский профессор Никлаус Вирт.
3 Паскаль это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации. Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором. Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на алгоритмическом языке.
4 Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которым следует произвольное имя, придуманное программистом. Program.
5 Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables переменные), за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существуют два числовых типа данных: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип (является идентификатором целого типа). Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким: Var a, b : integer; с, d : real.
6 Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква. Раздел операторов основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка. begin end.
7 Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read читать) или readln (read line читать строку). Read ( ) или геаd line ( ) При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша или.
8 Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит.
9 Вывод результатов происходит по оператору write (write писать) или writeln (write line писать в строку). Write ( ) или writeln ( ) Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.
10 Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.
11 Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат: = Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того, в арифметических выражениях могут присутствовать функции.
12 Знаки основных арифметических операций записываются так: + сложение, вычитание, * умножение, / деление.
13 Запись арифметических выражений на Паскале похожа на обычную математическую запись. В отличие от математики, где часто пропускается знак умножения (например, пишут 2 а), в Паскале этот знак пишется обязательно: 2*а. Например, математическое выражение а 2 + в с. на Паскале записывается так: А*А + В*В-12*С.
14 Это же выражение можно записать иначе: SQR(A) + SQR(B) - 12*С. Здесь использована функция возведения в квадрат SQR. Аргументы функций всегда пишутся в круглых скобках. Вычисление корня квадратного записывается следующим образом; SGRT (A).
15 Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам (старшинству). К старшим операциям относятся умножение (*), деление (/). Операции сложения и вычитания младшие. В первую очередь выполняются старшие операции. Несколько операций одинакового старшинства, записанные подряд, выполняются в порядке их записи слева направо.
16 Приведенное выше арифметическое выражение будет вычисляться в следующем порядке (порядок вычислений указан цифрами сверху): А*А + В*В-12*С. Круглые скобки в арифметических выражениях влияют на порядок выполнения операций. Как и в математике, в первую очередь выполняются операции в скобках. Если имеются несколько пар вложенных скобок, то сначала выполняются операции в самых внутренних скобках. Скобки раскрываются изнутри наружу.
17 Например: А + ((С -D) / (2+К) - 1)*В. Необходимо строгое соблюдение правописания (синтаксиса) программы. В частности, в Паскале однозначно определено назначение знаков пунктуации.
18 Точка с запятой (;) ставится в конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, является разделителем операторов. Запятая (,) является разделителем элементов во всевозможных списках: список переменных в разделе описания, список вводимых и выводимых величин.
19 Строгий синтаксис в языке программирования необходим потому, что компьютер является формальным исполнителем программы. Если, допустим, разделителем в списке переменных должна быть запятая, то любой другой знак будет восприниматься как ошибка. Если точка с запятой является разделителем операторов, то в качестве оператора компьютер воспринимает всю часть текста программы от одной точки с запятой до другой. Если программист забыл поставить «;» между какими-то двумя операторами, то компьютер будет принимать их за один с неизбежной ошибкой.
20 В программу на Паскале можно вставлять комментарии. Комментарий это пояснение к программе, которое записывается в апострофы. В комментариях можно использовать русские буквы. На исполнение программы комментарий никак не влияет.
21 Заметим, что в Паскале нет различия между строчными и прописными буквами. Разница только внешняя. Например, для Паскаля тождественны следующие варианты записи слова: begin, Begin, BEGIN, BeGiN. Использование строчных или прописных букв дело вкуса программиста.
22 Основа структурного программирования: Декомпозиция (разбиение на части) сложных систем с целью их последующей реализации в виде отдельных небольших программ. Сначала определяется общая структура программы в виде одного из трех вариантов:
23 I вариант: последовательность подзадач (линейный алгоритм) Подзадача 1
24 II вариант: Альтернатива подзадач (ветвление) Подзадача 1Подзадача 2 Условие
25 III вариант: Повторение подзадач (цикл) Условие Подзадача
26 Процесс повторяется до тех пор, пока на очередном уровне не получится подзадача, которая достаточно просто реализуется (решается) средствами используемого языка.
27 Язык Паскаля Program – программа Begin – начало End –конец Var – переменная Write, writeln – запись данных в файл Read, readln – чтение данных Real – реальное, дробное (число) Integer- целое (число)
28 Команды в программе Паскаль Alt – Enter – развернуть во весь экран File – New – новая, начало Run – Run – запустить программу Alt +F5 – увидеть результат Error – ошибка File - Exit – выход из программы Compile - Compile – компиляция, т.е. перевод ее текста на язык машины или Alt+F9 – компиляция программы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.