Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГригорий Сливерсткин
1 1 ГВУЗ УКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХИМИКО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, ВУЗ ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ГУМАНИТАРНИЙ УНИВЕРСИТЕТ Г.В. Охромий, доктор медицинских наук, профессор кафедры физкультуры, спорта и здоровья, профессор кафедры общей психологии Тел: г. Днепропетровск, 2014 «Инновационные способы оценки толерантности к умственным и физическим нагрузкам у студентов высших учебных заведений»
2 2 Актуальность проблемы: По данным официальной статистики, как за рубежом, так и в Украине отмечается: низкий уровень физического развития и здоровья, подрастающего поколения; рост острых и хронических неинфекционных заболеваний (нервной, эндокринной, сердечно сосудистой систем, органов пищеварения, аллергических заболеваний, наследственной патологии). За последнее десятилетие в Украине всего 20% детей, в школах - практически здоровы. И лишь 10% подростков заканчивают школу без острых или хронических болезней. По данным официальной статистики, как за рубежом, так и в Украине отмечается: низкий уровень физического развития и здоровья, подрастающего поколения; рост острых и хронических неинфекционных заболеваний (нервной, эндокринной, сердечно сосудистой систем, органов пищеварения, аллергических заболеваний, наследственной патологии). За последнее десятилетие в Украине всего 20% детей, в школах - практически здоровы. И лишь 10% подростков заканчивают школу без острых или хронических болезней.
3 3 Выявлена тенденция к росту инвалидизации среди студентов и школьников. Наличие случаев смерти на занятиях физкультуры. Дефицит двигательной активности молодежи составляет 60-80% от необходимого уровня. Существующие программы по физическому воспитанию для многих школьников и студентов трудно выполнимы. Воздействие неблагоприятных факторов внешней среды. Нерешённые социальные проблемы учащихся: наличие вредных привычек в группах риска, неумелая самоорганизация труда и отдыха у студентов и школьников. Выявлена тенденция к росту инвалидизации среди студентов и школьников. Наличие случаев смерти на занятиях физкультуры. Дефицит двигательной активности молодежи составляет 60-80% от необходимого уровня. Существующие программы по физическому воспитанию для многих школьников и студентов трудно выполнимы. Воздействие неблагоприятных факторов внешней среды. Нерешённые социальные проблемы учащихся: наличие вредных привычек в группах риска, неумелая самоорганизация труда и отдыха у студентов и школьников. Актуальность проблемы: ( продолжение) Актуальность проблемы: ( продолжение)
4 4 Около 70% взрослого населения имеют низкий и ниже среднего уровень физического здоровья. Доля по возрастным группам: лет - 61 % лет - 67,2% лет – 66% лет - 81,5% лет – 81% 60 лет и старше - 98,1% соответственно Около 70% взрослого населения имеют низкий и ниже среднего уровень физического здоровья. Доля по возрастным группам: лет - 61 % лет - 67,2% лет – 66% лет - 81,5% лет – 81% 60 лет и старше - 98,1% соответственно Актуальность проблемы: ( продолжение) Актуальность проблемы: ( продолжение)
5 5 Оценивался биологический возраст (БВ). Формула расчета БВ для мужчин (м) и женщин (ж) по методу В. П. Войтенко. Оценивался биологический возраст (БВ). Формула расчета БВ для мужчин (м) и женщин (ж) по методу В. П. Войтенко. БВ (ж) = 1, ,415 АДП - 0,140 СБ + 0,248 МТ + 0,694 СОЗ Где: АДС АДС - систолическое артериальное давление, ЗДВ ЗДВ - продолжительность задержки дыхания на вдохе, проба Штанге (сек); СБ СБ - статистическая балансировка, проба Ромберга (сек); СОЗ СОЗ - субъективная оценка здоровья; АДП АДП - артериальное давление пульсовое; МТ МТ - масса тела (кг). Где: АДС АДС - систолическое артериальное давление, ЗДВ ЗДВ - продолжительность задержки дыхания на вдохе, проба Штанге (сек); СБ СБ - статистическая балансировка, проба Ромберга (сек); СОЗ СОЗ - субъективная оценка здоровья; АДП АДП - артериальное давление пульсовое; МТ МТ - масса тела (кг). БВ (м) = 26, ,215 АДС - 0,149 ЗДВ - 0,151 СБ + 0,723 СОЗ
6 6 Средний паспортный возраст у девушек 18(±1) лет соответствовал БВ - 38(±1) годам. У юношей паспортный возраст 18(±1) лет, соответствовал 46(±1) годам. БВ может предшествовать календарному и степень расхождения между ними свидетельствует о раннем преждевременном старении. Средний паспортный возраст у девушек 18(±1) лет соответствовал БВ - 38(±1) годам. У юношей паспортный возраст 18(±1) лет, соответствовал 46(±1) годам. БВ может предшествовать календарному и степень расхождения между ними свидетельствует о раннем преждевременном старении. Соотношение биологического и паспортного возраста у респондентов Пол Паспортный возраст (лет) Биологический возраст (лет) Девушки 18(±1)38(±1) Юноши 18(±1)46(±1)
7 7 на 50% – образом жизни человека на 20% – экологическими факторами на 20% – наследственными особенностями на 10% – уровнем медицинского обслуживания и другими факторами «Вклад денег в медицину не дает ожидаемого эффекта – заболеваемость людей от этого практически не уменьшается; здоровье зависит от образа жизни». Министр здравоохранения Канады Марк Лалонд. на 50% – образом жизни человека на 20% – экологическими факторами на 20% – наследственными особенностями на 10% – уровнем медицинского обслуживания и другими факторами «Вклад денег в медицину не дает ожидаемого эффекта – заболеваемость людей от этого практически не уменьшается; здоровье зависит от образа жизни». Министр здравоохранения Канады Марк Лалонд. Уровень здоровья (по концепции ВОЗ) зависит:
8 8 Научное обоснование и разработка оптимизированных медико- психологических,педагогических методологий и критериев определения толерантности к дозированных физическим нагрузкам с учетом индивидуального подхода, у школьников, студентов и людей разных категорий. Научное обоснование и разработка оптимизированных медико- психологических,педагогических методологий и критериев определения толерантности к дозированных физическим нагрузкам с учетом индивидуального подхода, у школьников, студентов и людей разных категорий. Направление научно- исследовательской работы :
9 9 диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина, модифицированные Г.В. Охромий. Основа методики - определение свойств НС: лабильности - скорости реакции на нагрузку силы нервной системы - способности удерживать заданный темп работы. диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина, модифицированные Г.В. Охромий. Основа методики - определение свойств НС: лабильности - скорости реакции на нагрузку силы нервной системы - способности удерживать заданный темп работы. При разработки критериев использовались методики:
10 10 учет психофизиологического статуса на момент исследования; легкость выполнения; безопасность; стандартизация условий проведения и обработки данных для сравнения результатов при повторных исследованиях; простота и кратковременность измерений; доступность исследования; массовость и частота применения. Характеристика метода «экспресс диагностики» свойств НС :
11 11
12 12 Оценка лабильности (по Е.П.Ильину) и силы НС (модификация Г.В.Охромий) в баллах Количество точек 210 Баллы Лабильност ь и сила НС Низкая СредняяВысокая Очень высокая где S 1,S 2,S 3,S 4,S 5,S 6 – это количество точек в квадратах 1-6 соответственно, S общее количество точек.
13 МОДЕЛЬ КФН «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗах при ВСД» 13
14 Пояснения к модели «КФН»: - низкая (36-50%) толерантность к физической нагрузке (в ватах) по свойствам НС - средняя (51-75%) толерантность к физической нагрузке (в ватах) по свойствам НС - высокая (>75%); толерантность к физической нагрузке (в ватах) по свойствам НС - очень высокая (100%) толерантность к физической нагрузке (в ватах) по свойствам НС 14
15 15 Оценка функционального состояния НС при нагрузочном тестировании Оценка толерантности к физической нагрузке по лабильности НС: РЛ > 1 - толерантность снижена (36-50%); РЛ 1 - толерантность умеренно снижена (51-70%); РЛ 75%); РЛ < 0 - толерантность высокая (100%), где РЛ – разность измеренной и должной (расчетной) лабильностей.
16 16 Модель «Способ определения толерантности человека к умственным нагрузкам (для студентов)»
17 17 Модель «Способ определения физической выносливости человека»
18 18 Количество точек: Левая рука Правая рука Среднее значение 0 12 Бланк метода «экспресс диагностики» толерантности к физическим и умственным нагрузкам у школьников Бланк метода «экспресс диагностики» толерантности к физическим и умственным нагрузкам у школьников
19 19 ВОЗРАСТ, ПОЛ ЛНС ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ ( % ) 6-7 л 7-8 л 9-10 л л л л 17 л ЖМЖМЖМЖМ УРОВЕНЬБАЛЛ Кол-во символов в 1 квадрате за 5 с (двумя руками) (n) 75>88>86>94>102>91> 95> 88>95>79>92> ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ 10 36%42%48%54%60%66%72%78%84%90%< 70> 77>78>81>90>81>88>81>89>77>88> ВЫСОКАЯ 9 59%62%66%69%72%74%78%81%84% 66>70>68>78>71>80>73>83>75>83> 8 57%59%62%66%69%72%74%78%81%78% 63>68>64>75>68>77>70>81>72>80> 7 54%57%59%62%66%69%72%74%78%72% 50> 59>66>60>71>64>74>67>78>69>76> СРЕДНИЙ 6 51%54%57%59%62%66%69%72%74%66% 57>61>58>66>61>72>64>76>64>74> 5 48%51%54%57%60%62%66%69%72%60% 55>56>55>61>57>69>60>73>59>72> 4 45%48%51%54%57%59%62%66%69%54% 25> 43> 45>56>53>55>59>57> 56> НИЗКИЙ 3 42%45%48%51%54%57%59%62%66%48% 37> 39>54>51>48>55>49>56>48> 2 39%42%45%48%51%54%57%59%62%42% 30> 34>51>48>41>49>41>55>40> 1 36%39%42%45%48%51%54%57%59%36% Коррекционный коэффициент по полу и возрасту (кол-во символов) (k) Балл ± Уровень ЛНС НИЗКИЙСРЕДНИЙВЫСОКИЙ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ 86-90%толерантность высокая ЛНС-лабильность нервной системы 71-85%толерантность сохранена n - кол-вл точек в квадрате 51-70%толерантность умеренно снижена k - коррекционный коэффициент 36-50%толерантность снижена МОДЕЛЬ ЭКСПРЕСС ОЦЕНКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
20 практически здоровые; группа риска; донозологические проявления болезни; хронические заболевания по нозологиям в стадии ремиссии 20 НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ
21 КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 1. Если полученные показатели остаются на том же уровне, то назначенный объем двигательного режима не соответствует критериям пороговой нагрузки студента. Такая ФН нагрузка, на наш взгляд, несколько завышена 2. Рост показателей лабильности и силы нервной системы при повторном измерении свидетельствует о правильном и адекватном подборе режима ФН. 21
22 КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (ПРОДОЛЖЕНИЕ): 3. Рост показателей лабильности НС и снижение силы НС при повторном измерении свидетельствует о правильном подборе режима физической нагрузки. Однако резервные возможности организма очень низкие. Такие лица должны быть в спец.группах. 4. При неизменённой или сниженной лабильности НС и росте показателя силы НС при повторном измерении свидетельствует о правильном проведении физической реабилитации и хороших резервных возможностях организма. 22
23 Предложение: Считаем необходимым на занятиях физической культуры у студентов вузов проводить подбор индивидуальных дозированных нагрузок по разработанным нами моделям. В данный момент модели находятся на стадии разработки и подготовки к технологическому использованию на сенсорных мобильных устройствах, что повысит эффективность и доступность использования. 23
24 Благодарю за внимание! 24 ЗА КОНСУЛЬТАЦИЕЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ОБРАЩАЙТЕСЬ НА Тел:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.