Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемБорис Пономарев
1 «Индивидуальные особенности защитно-совладающего стиля личности как фактор психического здоровья и адаптации». Метельская Юлия Сергеевна зам.директора МОУ центр «Развитие»
2 Актуальная проблема - проблема адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, профилактики стресса и поддержания необходимого для успешной деятельности уровня психического и физического здоровья.
3 Цель психической адаптации Конечная цель адаптации– оптимальный уровень приспособления индивида к реальным условиям жизнедеятельности с сохранением здоровья в его субъективной ценности. Адаптацию нельзя считать эффективной, по мнению Ф.Б. Березина, если чрезмерное напряжение адаптационных механизмов приводит к нарушению нормального функционирования организма, к нарушению физического (или психического) здоровья.
4 Социально-психологическая адаптация Уровень адаптации, обеспечивающий организацию социального взаимодействия, формирование адекватных межличностных отношений, учет ожиданий окружения и достижение социально значимых целей, относится к социально-психологической адаптации.
5 Проблема адаптации и стресс Исследование психической адаптации тесно связано с проблемой стресса. Человек способен использовать социальную поддержку, механизмы интрапсихической защиты и внешние механизмы совладания и тем самым снизить возбуждение до непатогенного уровня.
6 Факторы адаптированности Адаптированность личности среди прочих условий тесно связана с: устойчивостью к фрустрирующим ситуациям, способностью к преодолению стрессогенных воздействий на основе личностных ресурсов и социального опыта способностью интериоризировать опыт других и социальную поддержку. Копинг-поведение – это динамическая характеристика, которая в совокупности с внутренними индивидуально-личностными ресурсами отражает адаптационный потенциал личности
7 Концепция копинга: определение, функция и виды Процессы, направленные на преодоление стрессовых состояний - копинг-поведение (от англ. Coping совладание, преодоление) Относительно постоянная предрасположенность индивидуума, устойчивый стиль реагирования на стрессовые события определенным образом R. Lazarus и S. Foklman (1984, 1987), coping понимают как динамический процесс и рассматривают его как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса (транзакциональный подход, или ситуационный)
8 Концепция Р.Лазаруса Основные положения концепции копинг-процессов были разработаны R.S. Lazarus в книге «Psychological Stress and the Coping Process» (1966). С выходом в свет этой книги началась постепенная смена модели стресса, разработанной H. Selye (1956), в сторону рассмотрения копинга в качестве центрального звена стресса, а именно – как стабилизирующего фактора, который может помочь личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса. Копинг или преодоление стресса рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами личности.
9 Исследование особенностей адаптации учащихся ОСОШ Предмет исследования: взаимосвязь показателей адаптации, копинг-стратегий, особенностей эмоциональной сферы и типом реагирования в конфликтной ситуации подростков. Выборка: В исследовании приняли участие учащиеся СОШ и ОСОШ в возрасте от 15 до 17 лет. Общий объем выборки составил 120 человек: 60 учащихся СОШ 55, 73 и 60 учащихся ОСОШ 96,22,97,95.
10 Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей: "Адаптация" "Приятие других" "Интернальность" "Самовосприятие" "Эмоциональная комфортность" "Стремление к доминированию"
11 Опросник копинг-стратегий Лазаруса Конфронтация. Дистанцирование Самоконтроль Поиск социальной поддержки Принятие ответственности Бегство-избегание Планирование решения проблемы Положительная переоценка
12 Методика «Диагностика ведущего типа реагирования» М.М. Кашапова, Т.Г. Киселевой Выделяются 3 типа реагирования: Агрессия Уход Разрешение
13 Методика «Домики» О.А.Ореховой- диагностика дифференцированности эмоциональной сферы Эмоции: Счастье Горе Справедливость Обида Дружба Ссора Доброта Злоба Скука Восхищение Показатели дифференцированности эмоциональной сферы: Дифференцированность Инвертированность амбивалентность
14 Интегральные показатели адаптации методики К. Роджерса и Р. Даймонда
15 Кластерные связи интегральных показателей адаптивности по методике К. Роджерса и Р. Даймонда в группе учащихся открытых сменных общеобразовательных школ
16 Кластерные связи интегральных показателей адаптивности по методике К. Роджерса и Р. Даймонда в группе учащихся средних общеобразовательных школ
17 Показатели копинг-стратегий в группах учащихся средних общеобразовательных и открытых сменных общеобразовательных школ
18 Показатели типа реагирования в конфликте в группах учащихся открытых сменных и средних общеобразовательных школ, выявленные при помощи методики «Диагностика ведущего типа реагирования» М.М. Кашапова, Т.Г. Киселевой
19 Показатели особенностей эмоциональной сферы учащихся открытых сменных общеобразовательных и средних общеобразовательных школ по методике «Домики» О.А.Ореховой
20 Кластерные связи эмоций в группе учащихся открытых сменных общеобразовательных школ по методике О.А.Ореховой домики
21 Кластерные связи эмоций в группе учащихся средних общеобразовательных школ по методике О.А.Ореховой домики
22 Выводы У учащихся открытых сменных общеобразовательных школ статистически значимо ниже показатели адаптации, самопринятия, интернальности и доминирования по сравнению с группой учащихся средних общеобразовательных школ. Это может говорить о том, что у учащихся открытых сменных общеобразовательных школ недостаточно сформированы механизмы психологической адаптации, позволяющие принимать социальную среду, которая их окружает, контролировать свое поведение в ней и свою эмоциональную сферу. Выявлены существенные различия качественно-количественного характера, касающиеся структуры адаптации в группах обследуемых. В группе учащихся открытых сменных общеобразовательных школ показатели адаптивности менее интегрированы между собой. В группе учащихся средних общеобразовательных школ интегральные показатели представляют собой высоко интегрированную, иерархически организованную систему элементов адаптации, совпадающих с критериями личностной зрелости. В группе учащихся открытых сменных общеобразовательных школ аспекты адаптивности и дезадаптивности слабо дифференцированы между собой, в то время как в группе учащихся средних общеобразовательных школ аспекты адаптивности и дезадаптивности хорошо дифференцированы. Такого рода дифференцированность адаптивного и дезадаптивного поведения позволяет субъекту иметь четкие ориентиры при выборе стратегий адаптации. То есть, учащиеся средних общеобразовательных школ имеют довольно ясное разделение на «хорошее», приводящее к адаптации поведение и «плохое», приводящее скорее к дезадаптации. У учащихся открытых сменных общеобразовательных школ такого расщепления не существует. Это приводит их к недостаточной прогнозируемости и непоследовательности поведения.
23 Выводы У учащихся открытых сменных общеобразовательных школ статистически значимо ниже показатели по копинг-стратегиям: самоконтроль, принятие ответственности, положительная переоценка, конфронтационный копинг, поиск социальной поддержки, планирование решения проблем, бегство-избегание. На основании полученных данных мы делаем вывод о более активном использовании учащимися средних общеобразовательных школ сознательных способов регулирования эмоционального напряжения, вызванного стрессом или, как минимум, лучшем понимании необходимости использования такого рода сознательной регуляции. У учащихся средних общеобразовательных школ наблюдается большая напряженность кемпингов по сравнению с группой учащихся открытых сменных общеобразовательных школ. Это можно объяснить тем, что на данном этапе возрастного развития стратегии совладания находятся в стадии формирования, освоения, а это требует большего сознательного контроля, и, следовательно, большей напряженности регуляторных функций. У учащихся обеих групп наблюдается преобладание эмоционально-фокусированных кемпингов, что можно объяснить особенностями возраста, где недостаток опыта по реальному преодолению проблем компенсируется большим акцентом на интрапсихических формах преодоления стресса.
24 Выводы Выявлены различия эмоциональной сферы учащихся открытых сменных и средних общеобразовательных школ по показателям дифференцированности, инвертированности и амбивалентности.
25 Спасибо за внимание! Адрес центра: пр-кт Ленина, д.26 Телефон: Адрес сайта: razv.edu.yar.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.