Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЮрий Ундаков
1 Буддизм
2 Содержание Введение. Развитие Буддизма. Развитие Буддизма. Литература Буддизма. Литература Буддизма. Учение Буддизма. Учение Буддизма. Страдание в Буддизме. Страдание в Буддизме. Бытие в Буддизме. Бытие в Буддизме. Идеология Буддизма. Идеология Буддизма. Значение божества в Буддизме. Значение божества в Буддизме. Учение школ Буддизма. Учение школ Буддизма. Появление культа. Появление культа. Влияние на жизнь. Влияние на жизнь. Социальная роль. Социальная роль. Структура буддизма. Структура буддизма. Буддизма и его последователи в мире. Буддизма и его последователи в мире. Буддизма и искусство. Буддизма и искусство. Изображение Будды. Изображение Будды. Галерея.
3 Введение Буддизм возник в древней Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем буддизма считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т. е. пробужденного, просветлённого. В ходе своего развития разделился на ряд религиозно - философских школ.
4 Развитие буддизма Буддизм появился в период, когда Индия, представлявшая собой конгломерат мелких монархических государств ( деспотий ) и родоплеменных союзов, переживала процесс формирования единого государства, закончившийся образованием в 4 в. до н. э. империи Маурьев Буддизм появился в период, когда Индия, представлявшая собой конгломерат мелких монархических государств ( деспотий ) и родоплеменных союзов, переживала процесс формирования единого государства, закончившийся образованием в 4 в. до н. э. империи Маурьев
5 В обществе происходило крушение сложившихся жизненных устоев, обострение противоречий между социальными группами, кастами. Кризисное состояние вызывало стремление к выходу из него, хотя бы в сфере нереального. Буддизм был ответом на эти искания. Буддизм как реакция на брахманистскую религию провозгласил равенство всех вне зависимости от касты, сословия и предложил универсальный путь к «спасению». Своей социальной пассивностью, отрешенностью от конкретно - исторической ситуации буддизм оказался приемлемым для господствующих в обществе сил.
6 Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект. Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект. В начале н. э. в буддизме сформировалось 2 религиозно - философских направления : хинаяна («малая колесница» или «узкий путь») и махаяна («большая колесница», или «великий путь»)
7 Время расцвета буддизма в Индии середина 1- го тыс. до н. э. начало 1- го тыс. н. э. Конец этого периода ознаменовался сближением буддизма с индуизмом. Время расцвета буддизма в Индии середина 1- го тыс. до н. э. начало 1- го тыс. н. э. Конец этого периода ознаменовался сближением буддизма с индуизмом. Затем буддизм распространился по всей Юго - Восточной и Центральной Азии, захватив отчасти Среднюю Азию и Сибирь. В юго - восточных странах утвердилась хинаяна, получившая название южный буддизм ; в северных махаяна, ставшая известной под именем северного буддизма.
8 Литература Буддизма Религиозно - философская литература буддизма обширна и включает сочинения на пали, санскрите, тибетском, бирманском, кхмерском, китайском, японском и др. языках. Религиозно - философская литература буддизма обширна и включает сочинения на пали, санскрите, тибетском, бирманском, кхмерском, китайском, японском и др. языках. Большая часть хинаянской литературы входит в т. н. палийский канон «Типитаку» ( букв. «Три корзины» ). Из неканонических сочинений наибольшее значение имеют «Милиндапаньха», «Абхидхармакоша» Васубандху. К махаянскои литературе, включавшей большую часть хинаянского канона, относятся, наряду с т. н. основными махаянскими сутрами, такие источники, как «Махавасту», «Дивьявадана» ( «Собрание божественных авадон» ), «Лалитавистара», сочинения Ашвагхоши ( наиболее важное «Буддхачарита» ), Арьяшуры ( «Джатакамала», или «Гирлянда джатак» ), Шантидевы и др.
9 Философия махаяны представлена множеством сочинений, из которых наиболее значительны сочинения Нагарджуны («Мадхьямика-карика») и Асанги. Все произведения махаянского и большая часть хинаянского канонов переведены на китайский и тибетский языки. В Тибете эти переводы составили два многотомных собрания «Ганджур» и «Данджур».
10 Учение буддизма Особенностью буддийского учения является его практическая направленность. Буддизм выступил против особого значения внешних форм религиозной жизни. Центральная проблема бытие личности. Основное содержание буддийских книг практическая доктрина «спасения», или «освобождения». Она изложена в учении о «четырёх благородных истинах» : существует страдание, существует причина страдания, существует причина страдания, существует освобождения от страдания, и путь, ведущий к освобождению от страдания. и путь, ведущий к освобождению от страдания.
11 Страдание в буддизме Страдание выступает как состояние бесконечного беспокойства, напряжённости, неудовлетворённости. Оно эквивалентно желанию, которое считается психологической причиной страдания. Буддизм принимает концепцию бесконечности перерождений ( сансара ). Смерть - не кара и не освобождение, а переход к новой жизни и к новым страданиям.
12 В основе интерпретации страдания как космической реальности лежит представление о жизнедеятельности личности в связи с внешним миром, в частности о психофизических элементах этой жизнедеятельности, называемых дхармами. В основе интерпретации страдания как космической реальности лежит представление о жизнедеятельности личности в связи с внешним миром, в частности о психофизических элементах этой жизнедеятельности, называемых дхармами. Дхармы вспыхивают, исчезают и появляются вновь, т. е. находятся в постоянном волнении, вызывая своей неустойчивостью ощущение страдания. Это вечное вспыхивание и исчезновение уподобляется горению пламени светильника. Следствием признания существования дхарм является отрицание души как неизменной духовной сущности.
13 Бытие в буддизме Цель неотделима от средства её осуществления, поэтому освобождение выражено в категориях пути, и предстаёт как «правильное поведение» и «правильное знание». Нет жёсткого канона поведения. Признание разнообразия и относительности нравственных норм. Главной чертой буддийской нравственности в её внешнем выражении является терпимость, «текучесть».
14 Удовольствие и добро не только равно необходимые, но и равно не необходимые ( это выражено в доктрине т. н. среднего пути, отвергающего погружение в чувственные удовольствия и умерщвление плоти ). Идеал - человек, занятый изменением своего внутреннего бытия и устраняющийся от обычных жизненных целей. Одно из основных средств преобразования личности на пути к самоуглублению выступает практика буддийской йоги ( дхьяны ). Состояние совершенной не связанности с внешним и самоуглублённости есть освобождение, или нирвана.
15 НИРВАНА состояние прекращения жизнедеятельности личности, остановка волнения дхарм, переход их из состояния бытия проявленного в состояние непроявленного, истинного бытия. Нирвана есть определённое психическое состояние субъекта. Она выступает как своеобразный абсолют. В философском аспекте абсолют описывается как шуньята ( букв. пустота ), в религиозном как дхармакая ( органическая общность всего существующего ), понимаемая как космическое тело Будды.
16 Идеология Буддизма Не существует противопоставления «я» и мира, духа и материи. Творческое начало, конечная причина бытия - волевое решение «я», понимаемое как некая духовно-телесная целостность. Философская позиция буддизма субъективно-идеалистическая. Внешний мир включен в субъект не только как факт сознания, но и как нечто реально существующее, хотя и не отчленённое от субъекта. Философская позиция буддизма субъективно-идеалистическая. Внешний мир включен в субъект не только как факт сознания, но и как нечто реально существующее, хотя и не отчленённое от субъекта.
17 Значение божества в буддизме Нет надобности в боге как творце, спасителе, как в безусловно верховном существе. Нет дуализма божественного и небожественного, бога и творения, бога и мира. Бог как высшее существо имманентен ( внутренне присущ ) достигшему освобождения человеку, что означает тождественность человека богу.
18 Учения школ буддизма Направления и школы подчёркивают те или иные его отдельные тенденции. Направления и школы подчёркивают те или иные его отдельные тенденции. В хинаяне учение о личном спасении принимает форму проповеди преимущественно личного совершенствования ( идеал архата, т. е. лица, «достигшего освобождения» ). Махаяна отвергла изолированное стремление только к личному освобождению. Она выдвинула идеал бодхисаттвы ( букв. «тот, чья сущность просветление» ) существа, отказавшегося от перехода в нирвану во имя спасения всех других существ.
19 Появление культа Постепенно развивается культ почитания Будды и различных бодхисаттв, непосредственных помощников в спасении. Главными божествами считаются будды Гаутама, Амитабха, Вайрочана, рассматриваемые как воплощение некоего единого Первобудды. Все боги буддизма, включая самого Будду, не становятся высшими божествами.
20 Влияние на жизнь Буддизм оказал существенное влияние на все стороны жизни и на культуру, принявших его стран. Буддизм оказал существенное влияние на все стороны жизни и на культуру, принявших его стран. Распространение буддизма способствовало созданию синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует т. н. буддийскую культуру ( архитектура, скульптура, живопись, литература, буддийская наука и т. д.).
21 Социальная роль Социальная роль определяется основными положениями догматики. Центральный принцип - религиозная идея о необходимости освобождения от пут «земного» существования. Отрешённость буддизма от всего окружающего, индивидуалистичность, определяют и его глубокую социальность. Последователи буддизма устраняются от борьбы за социальные и политические преобразования. Социальная роль определяется основными положениями догматики. Центральный принцип - религиозная идея о необходимости освобождения от пут «земного» существования. Отрешённость буддизма от всего окружающего, индивидуалистичность, определяют и его глубокую социальность. Последователи буддизма устраняются от борьбы за социальные и политические преобразования. Но во многих странах Азии известная часть буддистов и буддийского духовенства принимает участие в общественной и политической жизни.
22 Буддизм и его последователи в мире В Бирме, Лаосе, Камбодже и Таиланде приверженцы хинаяны составляли в 60- х гг. 20 в. ок. 90% населения, на Цейлоне ок. 60%. Махаяна имеет последователей в Китае ( ок. 17%), Японии ( ок. 50%), Корее, Непале и др. Некоторое число буддистов имеется в Пакистане, Индии ( не более 1% нас.), среди китайских и японских иммигрантов в Северной ( ок. 170 тыс. чел.) и Южной ( ок. 140 тыс. чел.) Америке. Небольшое число новообращённых буддистов имеется в США ( ок. 16 тыс. чел.) и Европе ( ок. 8 тыс. чел.).
23 Махаяна ( ламаистская разновидность ) имеет приверженцев в МНР, также на территории РФ в Бурятской, Калмыцкой, Тувинской республик и т. д. В современном буддизме существует ряд международных организаций. Наиболее влиятельная Всемирное братство буддистов (1950). Духовное управление буддистов России является членом Всемирного братства буддистов.
24 Буддизм и искусство В Индии возникли древнейшие памятники искусства, сложились иконографические традиции, круг символических представлений и образов, основные типы буддийских сооружений пещерные храмы ( своеобразный синтез архитектуры, скульптуры и живописи ), а также ступы, строившиеся в честь легендарных событий жизни Будды и как хранилища священных реликвий
25 Пещерные храмы и подобные ступам памятники ( пагоды, дагобы, субурганы, чортоны, тхаты ) широко распространились во многих странах. В Китае, Японии, Корее - разнообразные типы деревянных храмов, монументальная и станковая живопись с буддийскими сюжетами. Грандиозные каменные святилища и храмовые ансамбли Индонезии, Камбоджи, монастырские комплексы Индии, Бирмы, Непала, ансамбли ламаистских монастырей в Тибете, Монголии, Бурятии и др.
26 Изображение Будды В раннем буддизме вместо самого Будды изображались многочисленные символы колесо, лань, лев, священное дерево, связанные с древней индийской космогонией. В раннем буддизме вместо самого Будды изображались многочисленные символы колесо, лань, лев, священное дерево, связанные с древней индийской космогонией. Изображения Будды как человека появились лишь в начале н. э. в искусстве Индии и впоследствии получили претворение в скульптуре и живописи многих стран. С распространением махаяны буддийская иконография обогатилась изображениями местных до буддийских божеств.
27 Галерея
36 Презентация по философии на тему «Буддизм» студента группы ВВ Потехина Е. С.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.