Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРоман Карпухин
1 Занятие 5 Комплекс упражнений, тренингов и творческих заданий по методическому пособию Л.Ф. ТИХОМИРОВОЙ «Развитие интеллектуальных способностей школьника» Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ ЦО 771 Детковская Оксана Владимировна (персональный сайт:
2 Это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект (внешний или внутренний)
3 Основные виды внимания: 1. Непроизвольное – возникает как бы само собой, без усилий воли. 2. Произвольное – требует от человека определенных волевых усилий. Оно необходимо, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. 3. Послепроизвольное – когда в процессе обучения или работы возникает интерес, увлечение, вдохновение. Это снимает волевое напряжение, а внимание остается.
4 ВНИМАНИЕ Виды Свойства 1. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ 2. ПРОИЗВОЛЬНОЕ 3. ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ 1. ОБЪЕМ – сколько объектов человек может удержать в короткий промежуток времени. 2. УСТОЙЧИВОСТЬ – способность сохранять сосредоточенность в деятельности (не отвлекаться) 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – умение делать 2 дела сразу (или больше). 4. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ – сознательный переход от одного объекта к другому.
5 ПРАВИЛА САМООРГАНИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ Правило 1. Заранее запланируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас (телефон, визит друзей и пр.) Правило 2. Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место. Правило 3. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, постарайтесь перестать думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ – предварительный просмотр материала задания, составление плана предстоящей работы.
6 ПРАВИЛА САМООРГАНИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ Правило 4. Приступая к изучению новой темы, предварительно посмотрите предыдущий материал, пролистайте конспект. Правило 5. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящей контрольной, то займитесь конспектированием. Правило 6. Чтобы хорошо понять новый материал, читайте его медленно.
7 ПРАВИЛА САМООРГАНИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ Правило 7. Чередуйте чтение с обдумыванием, пересказыванием, решением задач, придумыванием собственных примеров. Правило 8. Контролируйте и подавляйте непроизвольные проявления внимания (хлопанье дверей, чьи-то голоса и пр.). Правило 9. Не забывайте о гигиене умственного труда: следите за нормальным освещением и температурой комнаты.
9 1. Задание «Исправь ошибки» (устойчивость) Инструкция: За 5 минут необходимо найти и подчеркнуть все ошибки Вариант 1 Старые лебеди склонили горные шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и терялось за ним. Сорняки шыпучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Скоро удалось мне на машине. 1 ошибка 0 2 ошибки 3 ошибки 1 ошибка 2 ошибки Всего 12 ошибок
10 1. Задание «Исправь ошибки» (устойчивость) Инструкция: За 5 минут необходимо найти и подчеркнуть все ошибки Вариант 2 Настоле лежала книга об искусстве. Школьники встали рано смотреть расцвет. Ядовитая змея предупредительно шипела. В ответ я махнул ему головой. Летом на деревьях набухали почки. Мальчик быстро вскочил на ноги. Ребята шумно купались в реке. Ученики определяли расстояние между городами. В диктанте было сделано много ошибок. 2 ошибки 3 ошибки 2 ошибки 1 ошибка 0 Всего 12 ошибок
11 1. Задание «Исправь ошибки» (устойчивость) Обработка результатов 1. Число правильно найденных ошибок = А 2. Число неправильно найденных ошибок = В 3. Устойчивость внимания = А – В 12 Если УВ близко к 1 – уровень УВ – достаточно высок Если УВ ниже 0,5 – внимание очень неустойчиво
12 2. Задание «Счёт» (внимание и работоспособность) Инструкция: Необходимо быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Работа длится 10 минут. За это время каждый ученик должен произвести сложение заданных чисел двумя различными способами.
13 2. Задание «Счёт» (внимание и работоспособность) Первый способ: Сумму чисел записывать в верхнюю строку, а под ней, в нижней строке записывать предыдущее верхнее число. Если сумма больше 10, то десятки отбрасывать и записывать только единицы. Например:
14 2. Задание «Счёт» (внимание и работоспособность) Второй способ: Сумму чисел записывать в нижнюю строку, а вверх записывать предыдущее нижнее слагаемое. Если сумма больше 10, то десятки отбрасывать и записывать только единицы. Например:
15 Порядок работы: В течение 1 минуты вы должны действовать по первому способу, а потом, ПО СИГНАЛУ, - по второму способу, поставив вертикальную черту ( ). Затем, через минуту, опять перейти к первому способу и т.д.
16 Оценка результатов Посчитать среднее число сложений за 1 минуту, т.е. количество сложений, разделенное на 10. Если результат близок к 20, то это говорит о достаточной работоспособности и хорошем уровне внимания. Если число менее 8, то работоспособность очень мала, уровень внимания очень низкий. Успешное выполнение этого задания требует от учащихся хорошей памяти, т.к. нужно не только понять инструкцию, но и удержать ее в уме в течение некоторого времени.
17 3. Задание «Таблицы Шульте» (объем внимания) Ученикам поочередно предлагается пять таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Ученик должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух. Время выполнения задания регистрируется. Для учащихся среднего звена норма – секунд на 1 таблицу.
18 Пример:
24 Как работать с таблицами Шульте Неправильное движение глазами Правильное движение глазами
25 1. Прочти правильно! 2. Назови цвет правильно!
26 Используемые материалы: Л.Ф.Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника» Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль.: Академия развития, – 240 с. Фон презентации -
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.