Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемКирилл Калашников
1 Методические рекомендации учителям начальной школы Операционализация образовательных результатов
2 Сформулируйте для себя цель освоения данного учебного содержания : « Операционализация образовательных результатов ».
3 Как представлены образовательные результаты в Стандарте ? сформулированы в слишком расплывчатой форме, их содержание неконкретно, допускает несколько толкований ; являются слишком абстрактными, эмпирически ненаблюдаемыми и, соответственно, не поддающимися непосредственному измерению.
4 Например, из ФГОС НОО освоение способов решения проблем творческого и поискового характера ; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач ; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно - преобразующей деятельности человека ; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно - познавательных и учебно - практических задач ;
5 Например, из ПООПНОО Выпускник научится : ориентироваться в музыкально - поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края ; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны ( разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений ; принимать и сохранять учебную задачу ; работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями ) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, понимать информацию, представленную в неявном виде.
6 задание Какие требования необходимо предъявить к формулировке образовательных результатов ?
7 К формулировке образовательных результатов предъявляются требования: иметь не расплывчатую форму ; содержание их конкретно ; не допускать несколько толкований ; быть эмпирически наблюдаемыми ; поддающимися непосредственному измерению.
8 Планируемые результаты Под планируемыми результатами освоения основной программы начального образования школы по отдельным учебным предметам понимают систему операционализированных личностно - ориентированных целей образования, показателей их достижения и критериев оценивания, выстроенных в логике традиционной структуры школьных предметов ( математики, русского языка, чтения, окружающего мира ). ЦЕЛЬ = ПЛАНИРУЕМЫЙ = КРИТЕРИЙ РЕЗУЛЬТАТ ОЦЕНИВАНИЯ
9 ЦЕЛЬ = ПЛАНИРУЕМЫЙ = КРИТЕРИЙ РЕЗУЛЬТАТ ОЦЕНИВАНИЯ Цель - представляемый результат деятельности отдельного человека ( планируемый результат деятельности ученика ) Показатели достижения планируемых результатов формулируются в виде спектра учебных ситуаций и учебных задач, иллюстрирующих на конкретных примерах диапазон возможных уровней освоения учебных действий и учебного материала Критерии оценивания - планируемые результаты освоения ООПНОО
10 Для чего необходима операционализация ? Процесс операционализации состоит в уточнении и конкретизации отдельных элементов требований, обеспечивающих возможность их измерения.
11 Операционализация ( от лат. operatio – действие, англ. - оре r а tionalization; нем. -Operationalisierung.) процесс определения понятий эмпирическим образом с целью возможности их измерения и проведения повторных наблюдений, которые были бы достоверными и валидными. Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.
12 Операционализация и концептуализация Концептуализация Операционализация Уровни организации знания ; движение в сторону абстрактного
13 Психологи о процессе учения Развитие познавательных способностей происходит за счет овладения операциональными механизмами. В процессе развивающей деятельности складываются операциональные механизмы способностей, которые не заданы природой, а формируются в различных видах научения. Д. В. Гриник, Б. И. Алмазов, М. М. Семаго и др.
14 Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, Гальперпин П.Я., "... со стороны учащихся процесс учения представляет собой непрерывную цепь действий : слушать, понимать... читать, писать, считать, складывать и вычитать, производить грамматический, математический, исторический анализ и т. д. - все это разные действия : умственные, перцептивные, речевые, физические.
15 Что необходимо выполнить при операционализации? В процессе операционализации фиксируются доступные наблюдению и измерению признаки ( характеристики ) объектов, разложение интегрированного конечного требования на составляющие его умения.
16 Обобщенное умение : решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1–3 действия): Выпускник научится : анализировать задачу : устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий ; рассматривать процессы движения одного тела ( скорость, время, расстояние ), процессы работы ( производительность труда, время, объем работы ); выполнять краткую запись задачи, используя различные формы : таблицу, чертеж, схему и т. д.; оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
17 Рекомендации по операционализации образовательных результатов Основой для разработки критериев для оценки учебной деятельности школьников могут стать принципы, заложенные в требованиях к их формулировке, которые применяются при разработке учебных курсов на основе компетентностного подхода Шотландским квалификационным агентством (SQA) Гам В.И., Бузина Е.В. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС // Современные проблемы науки и образования. – – 4;
18 Как должен быть написан планируемый результат? Формулировка результата должна быть такой, чтобы ее всегда можно было начать с фразы : « Ученик будет способен...», или « Ученик будет уметь …», или « Ученик научится » ; Каждый результат должен содержать действие, объект и, где это возможно, условие ( условия )..
19 Например Ученик научится Выполнять ( действие ) краткую запись ( объект ) задачи, используя различные формы : таблицу, чертеж, схему и т. д.( условие ); группировать ( действие ) числа ( объект ) по самостоятельно установленному признаку ( условие ); составлять ( действие ) по рисунку или серии рисунков связный ( условие ) математический рассказ ( объект ) ;
20 Задания для контроля. Указать действие, объект, условие Ученик научится : выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки ; составлять задачу по ее краткой записи, представленной в различных формах ; различать окружность и круг ; определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки ; находить площадь фигуры ; заполнять несложные готовые таблицы ; использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм.
21 Ясность планируемого результата Каждый результат должен быть написан простым и понятным языком, указывая, что должен уметь делать ученик.
22 Возможность оценки планируемого результата Формулировка результата должна обеспечить возможность проверки и оценки деятельности, навыка или знания. Вследствие этого, очень большое значение имеет выбор глагола для результата. Для этого можно использовать таксономию Б. Блума. Такие глаголы, как « знать », « понимать », « оценивать », « давать оценку », не должны использоваться. Эти глаголы относятся к скрытым процессам и недостаточно эффективно выражают, что оценивается, не позволяют диагностировать.
23 Пример, как нельзя формулировать результаты Ученик научится : Понимать термины « равенство » и « неравенство »; иметь представление о геометрических фигурах ; понимать знаки, связанные со сложением и вычитанием ; понимать и применять термины « выражение » и « значение выражения »; знать правило построения геометрических фигур с заданными измерениями ( отрезок, квадрат, прямоугольник ) с помощью линейки, угольника ; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах ;
24 ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ Термин таксономия означает систематизацию, классификацию объектов по определенным критериям и принципам с целью конструирования их иерархии ( последовательности, очередности расположения в определенной структуре ). ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни ( иерархия ). ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ( Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь, с. 145).
25 Согласованность планируемых результатов Каждый результат в теме ( модуле ) должен быть связан с другими результатами, кроме этого, он должен соответствовать общей компетентности или тому интегрированному умению, которое операционализируется.
26 Например Обучающийся научится анализировать задачу : выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое ; выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки ; составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению. решать простые и составные ( в 2 действия ) задачи на выполнение четырех арифметических действий ; оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
27 Сколько должно быть планируемых результатов? На этот вопрос не существует определенного ответа. Количество результатов ( на год, четверть или конкретный урок ) будет зависеть от предмета и уровня требований, предъявляемых учащимся. Вопрос количества результатов следует рассматривать на стадии планирования ( написания рабочих программ, листов достижений, проектов уроков ).
28 Умение и навык Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.
29 Рубинштейн С. Л., Ильин Е. П «… когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое - то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т. е. умение переходит в навык ».
30 Рубинштейн С. Л., Ильин Е. П Термин " умение " имеет два значения : 1) Как первоначальный уровень овладения каким - либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение : умение переходит в навык. 2) Как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения.
31 Четыре основные формы действия, где усваиваемое действие выполняется самим учеником: Материальное действие - это реальное преобразование объекта с целью установления его свойств. Материализованное действие осуществляется с помощью знаково - символических средств : схем, диаграмм, чертежей и др. Материализованная форма действия представляет собой самостоятельный объект усвоения. Перцептивное действие - это идеальное преобразование реальных или знаково - символических объектов в плане восприятия.
32 Речевое действие может осуществляться как громкая речь или внешняя речь про себя, которые различаются по своей функции : сообщение чего - либо другому или себе. Умственное действие - это действие во внутреннем плане, которое осуществляется без опоры на какие - либо внешние средства.
33 Контрольные вопросы Что есть операционализация ? Чем вызвана операционализация? Как должен быть написан планируемый результат? Приведите пример планируемого результата для первого класса. Для чего необходима таксономия (например, Б.Блума)? Что есть таксономия педагогическая? Как называется способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности ? Приведите примеры умений и навыков, которыми, на Ваш взгляд, обладают учащихся к концу 4 класса.
34 Достигли ли Вы той цели, которую ( которые ) сформулировали в начале работы ?
35 Благодарю за работу !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.