Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлександр Аршинников
1 Монополия и олигополия: анализ рыночных структур в современной экономике
2 Основные типы рынка
3 Монополия - Противоположность конкуренции - В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия отрасль и фирма совпадают - Возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких товаров-заменителей, выпускаемый продукт уникален
4 Виды монополий - Естественная - Административная - Экономическая
5 Естественная монополия В ее основе - особенности технологий производства
6 Естественная монополия В ее основе - особенности обслуживания потребителей
7 Административная монополия Возникает вследствие действий государственных органов и защищена нормативно-правовыми актами Возникает вследствие действий государственных органов и защищена нормативно-правовыми актами
8 Административная монополия Возникает вследствие действий патентов и авторских прав Возникает вследствие действий патентов и авторских прав
9 Экономическая монополия это объединения предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод
10 Формы монопольных объединений монополия отдельного предприятия монополия отдельного предприятия монополия как соглашение монополия как соглашение монополия, основывающаяся на дифференциации продукта монополия, основывающаяся на дифференциации продукта
11 Монополия как соглашение Картель – его участники договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта Картель – его участники договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта Синдикат - его участники не имеют коммерческой самостоятельности, сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой Синдикат - его участники не имеют коммерческой самостоятельности, сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой
12 Монополия как соглашение Трест – его участники теряют собственность на средства производства и произведенный продукт Трест – его участники теряют собственность на средства производства и произведенный продукт Многоотраслевой концерн - его участники теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль Многоотраслевой концерн - его участники теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль
13 Олигополия Рыночная структура, в которой действуют немногочисленные продавцы, для нее характерно: высокий уровень конкуренции капитала и производства высокий уровень конкуренции капитала и производства способность влиять на объем производства и уровень цен в отрасли способность влиять на объем производства и уровень цен в отрасли олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции
14 Причины неценовой конкуренции Повышая цену, производитель теряет часть рынка в пользу соперника Повышая цену, производитель теряет часть рынка в пользу соперника Снижая цену, он вызывает контрдействия конкурентов Снижая цену, он вызывает контрдействия конкурентов Поэтому олигополист применяет такие методы, которые соперники не могут воспроизвести быстро и полно: Поэтому олигополист применяет такие методы, которые соперники не могут воспроизвести быстро и полно: повышение качества повышение качества улучшение послепродажного обслуживания улучшение послепродажного обслуживания предоставление кредитов и т.п. предоставление кредитов и т.п.
15 Теория олигополистического ценообразования Основателем теории является французский математик и экономист Августин Курно ( )
16 По теории Курно : для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара цена равновесия зависит от числа продавцов цена равновесия зависит от числа продавцов Модель Курно показывает: конкретное равновесие достигается в тем большей степени, чем больше возрастает число продавцов конкретное равновесие достигается в тем большей степени, чем больше возрастает число продавцов
17 Эдвард Чемберлин – американский экономист (1899–1967) Ввел понятие « доктрина сознательного параллелизма»
18 Доктрина сознательного параллелизма общий интерес олигополистов заключается в установлении высокой цены общий интерес олигополистов заключается в установлении высокой цены монопольная цена может быть установлена без наличия явного сговора монопольная цена может быть установлена без наличия явного сговора необходимость формальных отношений между олигополистами отсутствует, олигополии действуют независимо, но они не конкурируют друг с другом необходимость формальных отношений между олигополистами отсутствует, олигополии действуют независимо, но они не конкурируют друг с другом
19 Теория Р. Холлома, С. Хитчема, П. Суизи олигополистические фирмы исходят из того, что прибыли будут выше, когда проводится общая политика, чем когда каждая фирма преследует свои узкоэгоистические интересы олигополистические фирмы исходят из того, что прибыли будут выше, когда проводится общая политика, чем когда каждая фирма преследует свои узкоэгоистические интересы в олигополистических отраслях действует тенденция в направлении к коллективным действиям, приближая ценовое поведение к чистой монополии в олигополистических отраслях действует тенденция в направлении к коллективным действиям, приближая ценовое поведение к чистой монополии
20 Лидерство в ценах Различают три типа ценового лидерства: лидерство доминирующей фирмы лидерство доминирующей фирмы тайный сговор о лидерстве тайный сговор о лидерстве барометрическое лидерство барометрическое лидерство
21 Лидерство доминирующей фирмы Одна фирма контролирует менее 50% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений. Одна фирма контролирует менее 50% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений.
22 Тайный сговор о лидерстве Коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих интересы друг друга. Ценовые лидеры должны при этом решить вопрос, объявлять ли изменения в ценах, благоприятные только для них, или установить такой уровень цен, который смягчит противоречия между всеми фирмами, действующими в отрасли Коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих интересы друг друга. Ценовые лидеры должны при этом решить вопрос, объявлять ли изменения в ценах, благоприятные только для них, или установить такой уровень цен, который смягчит противоречия между всеми фирмами, действующими в отрасли
23 Барометрическое ценовое лидерство Аморфная и неопределенная структура, зачастую не обеспечивает достижения высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера. Часто барометрические лидеры осуществляют свои функции де-юре. Они объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных Аморфная и неопределенная структура, зачастую не обеспечивает достижения высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера. Часто барометрические лидеры осуществляют свои функции де-юре. Они объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.