Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемКлара Карпичева
1 Предметно-развивающая среда в ДОУ как условие поддержки развития ребенка подготовила: Марбах Е.С г.
2 Определение «Предметно- развивающая среда» Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (С.Л. Новоселова)
3 Приказ от 20 июля 2011 г «Федеральные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
4 Принципы построения развивающей среды Принцип информативности Принцип вариативности Принцип полифункциональности Принцип педагогической целесообразности Принцип трансформируемости Принцип интеграции образовательных областей Принцип учета полоролевой специфики Принцип учета зоны ближайшего развития
5 Принцип информативности Предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.
6 Принцип вариативности Построение предметно-развивающей среды определяется: - видом ДОУ - содержанием воспитания - культурными и художественными традициями - климатогеографическими особенностями
7 Принцип полифункциональности Предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно- образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно- развивающей среды.
8 Принцип педагогической целесообразности Позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно- развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
9 Принцип трансформируемости обеспечивает возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
10 Принцип интеграции образовательных областей Позволяет использовать материалы и оборудование для одной образовательной области и в ходе реализации других областей.
11 Принцип полоролевой специфики (гендерный) реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.
12 Принцип учета зоны ближайшего развития Для этого необходимо пополнять и обновлять предметный мир, окружающий ребенка, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
13 Центры развивающей активности детей Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные центры, есть практически везде.
14 Центры развития активности детей в групповых помещениях Образовательная область Центры активности Интегративная направленность деятельности центра Познавательно-речевое направление развития детей ПОЗНАНИЕ Интегрируется с образовательными областями: -Чтение художественной литературы -Коммуникация -Социализация -Безопасность -Музыка -Центр сенсорного развития -Центр «Мы познаем мир» -Центр конструктивной деятельности -Центр математического развития - Развитие и обучение детей средствами игровой деятельности. -Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка. -Развитие системы элементарных математических, экологических, естественно- научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических навыков. -Формирование элементарных экологических представлений. -Развитие чувства прекрасного к природным объектам и явлениям через восприятие музыки, художественной литературы. -Приобщение к чтению литературы. -Развитие умения и желания сохранять природу. -Формирование трудовых и безопасных навыков по уходу за растениями и животными. -Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и социального окружения. -Формирование стремления к освоению нового.
15 Коммуникация Интегрируется с образовательными областями: -Социализация -Безопасность -Чтение художественной литературы -Познание -Труд -Физическая культура -Здоровье -Центр речевого развития - Центр «Будем правильно говорить» - Стимулирование и развитие речевой активности ребенка. -Развитие всех компонентов речевой системы. -Формирование коммуникативных навыков. -Развитие мелкой и крупной моторики. Умение манипулировать с предметами. -Развитие эмоционально- чувственной сферы на примерах литературных произведений. -Ознакомление с грамматическими конструкциями связной речи через восприятие народного произведения. -Развитие представлений о нравственных качествах, определяющие нормы поведения детей после прочтения литературных произведений.
16 Чтение художественной литературы Интегрируется с образовательными областями: -Познание -Социализация -Музыка -Здоровье -Центр «Здравствуй, книжка!» -Формирование потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания. -Развитие литературной речи. -Развитие интереса к художественной литературе. -Воспитание эмоционального отношения к героям литературных произведений средствами муз. произведений, желание создавать яркие выразительно-изобразит. образы литературных героев. -Приобщение к миру уральской художественной культуры через произведения народов России, Урала. -Развитие понимания нравственно-этических отношений героев художественных произведений.
17 Физическое направление развития детей Физическая культура Интегрируется с образовательными областями: -Коммуникация -Познание -Музыка -Здоровье -Социализация -Безопасность -Центр физического развития -Удовлетворение потребности детей в двигательной активности. -Организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры. -Профилактика негативных эмоций. Формирование умений передавать ощущения, эмоции в речи. -Ознакомление с нормами и правилами безопасности в двигательной деятельности. -Развитие самооценки собственных достижений в области физической культуры. -Формирование навыка выполнения правил безопасного использования физкультурного оборудования. -Формирование необходимых культурно- гигиенических навыков. Формирование умения самостоятельно устранять беспорядок в одежде, прическе после занятий физическими упражнениями и после игр.
18 Безопасность Интегрируется с образовательными областями: -Познание -Здоровье -Чтение художественной литературы -Центр «ПДД» -Центр «Пожарная безопасность» -Развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность. -Развитие умения налаживать отношения со сверстниками в совместных видах физической деятельности в соответствии с принятыми правилами и нормами. -Развитие способности после рассматривания книжных иллюстраций, схем воспроизводить по ним основные движения, комплексы упражнений. -Ознакомление детей со знаменитыми спортсменами, видами спорта и т.д. -Развитие представлений детей об основных способах укрепления физического и психического здоровья. -Формирование валеологических основ и основ ОБЖ. -Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья; что безопасность зависит и от самого ребенка, от соблюдения гигиенических правил, от умения предвидеть и избежать возможную опасность. -Формирование представлений о культуре здоровья и путях его сохранения. Здоровье Интегрируется с образовательными областями: -Познание -Социализация -Безопасность -Центр сохранения здоровья ребенка
19 Художественно-эстетическое направление развития детей Художественное творчество Интегрируется с образовательными областями: -Познание -Чтение художественной литературы -Коммуникация -Труд -Центр изобразительной деятельности -Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности. -Формирование навыков изобразительной деятельности. -Воспитание эстетических чувств. -Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться. -Формирование умения определять жанры живописи. -Формирование умений использовать различные материалы с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения. -Формирование интереса и способности проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства. -Приобщение детей к театральному искусству через знакомство детей с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями.
20 Музыка Интегрируется с образовательными областями: -Познание -Чтение художественной литературы -Социализация -Физическая культура -Центр музыкально- театрализованной деятельности -Поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной и театрализованной деятельности. -Воспитание эстетических чувств. -Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться. -Воспитание у детей основы музыкально-эмоциональной культуры. -Формирование легкости и ловкости исполнения основных естественных движений. -Развитие музыкального интонационно-речевого опыта, умение пользоваться эмоционально-образным словарем.
21 Социализация Интегрируется с образовательными областями: -Познание -Чтение художественной литературы -Труд -Коммуникация -Безопасность -Центр сюжетно- ролевых игр -Центр социализации -Мини-музей Изба» -Мини-музей кукол -Обеспечение активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности. -Стимулирование коммуникативно-речевой, познавательной, эстетической деятельности детей. -Обеспечение комфорта и эмоционального благополучия детей. -Развитие представления о поступках людей, как примерах возможностей человека. -Развитие этики ценных форм, способов поведения и отношений с людьми.
22 Труд Интегрируется с образовательными областями: -Познание -Чтение художественной литературы -Социализация -Физическая культура -Художественное творчество -Центр труда -Формирование трудовых навыков по уходу за растительным и животным миром. -Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. -Развивать осознание своих физических возможностей на основе представлений о своем теле. -Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности в разных видах труда. -Формирование умения осуществлять коллективную деятельность, способность радоваться достижениям в трудовой деятельности других детей. -Формирование представлений о трудовой деятельности людей.
23 Функции образовательной среды ДОУ Функция стимулирования активности детей Информационная функция Функция сохранения психологического здоровья Воспитывающая функция Развивающая функция
24 Правила создания предметно- развивающей среды Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
25 Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. Необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
26 Зоны группового помещения: Спокойная: учебная, «уголок уединения»,уголок книги; Средней интенсивности: театрализованная, музыкальная, зона конструирования; Зона насыщенного движения: спортивный уголок.
27 ДАЙТЕ ДЕТСТВУ СОСТОЯТЬСЯ - ДАЙТЕ ДЕТЯМ НАИГРАТЬСЯ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.