Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГеннадий Штырин
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад 17 «Земляничка» ПОИСКОВО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПЕСНИ У КОЛЫБЕЛИ» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры через знакомство с колыбельными песнями. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Воспитание патриотических чувств дошкольников посредством приобщения к русскому фольклору. Автор: Антоненчик Ольга Валентиновна Номинация: «Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование» Всероссийский интернет - конкурс педагогического творчества ( учебного года)
2 Колыбельные песни.
3 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры. Наукой доказано, что ребенок реагирует на музыку с первых дней жизни. Для этого необходимо обратится к истокам нашей культуры. Именно содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, духовный мир, мысли. Не только реагирует, но и формирование вкуса, опыта восприятия мира начинается в том, «другом мире» (до рождения). Ребенок еще не может увидеть, потрогать, но он уже слышит и имеет возможность соприкоснуться с миром музыки. Здорово если это КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ мамы. Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, успокаивается, затихает, засыпает. Мама поет песню... У каждого члена семьи, в такие минуты просыпается неосознанная память (так называемая, генетическая), когда и ему было хорошо и уютно, он был обласкан и защищен.
4 I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Постановка педагогических задач; Анализ игр детей; Опросы, беседы о колыбельных песнях; Беседа о том, какие телепрограммы дети смотрят, какие мультфильмы их интересуют Подбор методов и приемов работы с детьми Анкетирование родителей.
5 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Учить детей чувствовать и понимать колыбельные песни, познакомить с историей колыбельных песен-баек, их героями и особенностями интонации произведений; Развивать у детей умение воспринимать образное содержание произведений данного жанра; закрепить знания о жанровых особенностях колыбельных; Развивать музыкальный слух, слуховое восприятие произведений. Развивать у детей воображение, фантазию. Воспитывать речевую культуру, умение слышать, определять оттенки чувств и настроений, выраженных в фольклоре. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
6 январь Самостоятельный сбор колыбельных детьми (методом опроса своих родителей, бабушек ) Сбор материала для мини музея «Русская изба».Сюжетно-ролевые игры: «Изба», «Семья», Прослушивание песен в группе февраль Создание сборника колыбельных песен Выставка детских рисунков « Песни у колыбели». Конкурс «Сочини колыбельную самостоятельно» ПЛАН РАБОТЫ
7 Возраст ребенка ______ лет, пол ребенка ___________________. Знаете ли, Вы колыбельные песни? (Да Нет) Подчеркните Откуда они Вам известны? Пели ли Вы колыбельные песни своему новорожденному малышу? (Да Нет) Поете ли вы сейчас своему ребенку колыбельные песни? (Да Нет) Как часто вы поете колыбельные песни? Если «Нет», укажите причины : Какие песни вы поете, укладывая малыша спать? Как помогает ваша колыбельная песня уснуть ребенку? Известно ли вам что-нибудь о влиянии колыбельных песен на детей? (Да Нет) АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
8 Результаты анкетирования Всего приняли участие 22 человека (в группе 15 –девочек, 7 –мальчиков). Результаты нашего исследования позволили сделать следующие выводы: 1 100% родителей пели колыбельные песни своим новорожденным детям. 22% пели колыбельные до пяти лет. 9 9% иногда поют по настоящее время (в основном родители девочек).
9 I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Постановка педагогических задач; Анализ игр детей; Опросы, беседы о колыбельных песнях; Беседа о том, какие телепрограммы дети смотрят, какие мультфильмы их интересуют Подбор методов и приемов работы с детьми Анкетирование родителей.
10 Колыбельные 4. Где можно применить Колыбельные песни? 1. Когда появились колыбельные песни? 2. Какие колыбельные пели и поют в нашей семье? 3. Значения некоторых слов в колыбельных песнях. II этап - практический
11 Колыбельные песни появились давно, когда первая мама взяла на руки своего малыша. И первое что он услышал и ощутил, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходила пора спать, мама баюкала и напевала колыбельные песни. Когда появились колыбельные песни?
12 Первой колыбелью ребёнка была люлька, кроватка для укачивания -колыбелька (зыбка ). Качание в люльках – это своего рода обряд, успокаивание. И песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. Название колыбели происходит от глагола «колыбать» (колыхать, качать). В колыбельных песнях ритмика, интонация и звуковое оформление соответствует покачиванию и скрипу люльки.
13 Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.колыбельные Народные авторские Какие колыбельные пели и поют в нашей семье?
14 КОЛЫБЕЛЬНЫЕ КЛАССИКОВ КОЛЫБЕЛЬНАЯ МОЦАРТА Липы душистой цветы распускаются... Спи, моя радость, усни! Ночь нас окутает ласковым сумраком, В небе далеком зажгутся огни, Ветер о чем-то зашепчет таинственно, И позабудем мы прошлые дни, И позабудем мы муку грядущую... Спи, моя радость, усни! (...) О, моя ласточка, о, моя деточка, В мире холодном с тобой мы одни, Радость и горе разделим мы поровну, Крепче к надежному сердцу прильни, Мы не изменимся, мы не расстанемся, Будем мы вместе и ночи и дни. Вместе с тобою навек успокоимся... Спи, моя радость, усни!
15 ЙОГАН БРАМС Слова вариант первый: Тихий сумрак ночной Всех зовёт на покой И тебе спать пора, Мой малыш, до утра. Дремлет сад, всюду тишь, Спи и ты, мой малыш. Дремлет сад, всюду тишь, Спи и ты, мой малыш. Будет месяц ночной К нам в окошко глядеть, Будет моря прибой Для тебя песню петь. Дремлет сад, всюду тишь, Спи и ты, мой малыш. Дремлет сад, всюду тишь, Спи и ты, мой малыш.
16 Колыбельные поэтов М.Ю.Лермонтов *** Баюшки баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою: Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки - баю.
17 Константин Бальмонт Легкий ветер присмирел, Ветер бледный догорел, С неба звездные огни, Говорят тебе : Усни! Не страшись перед судьбой, Я, как няня, здесь, с тобой, Я, как няня, здесь пою: Баю, баюшки - баю! Тот, кто знает скорби гнет, Темной ночью отдохнет. Все, что дышит на земле, Сладко спит в полночной мгле, Дремлют птички и цветы; Отдохни, усни и ты! Я всю ночь здесь пропою: Баю баюшки - баю!
19 Колыбельная Алёши Котова Котик песенку поет В уголке у печки, Мой сыночек спать идет, Догорели свечки. Котик песенку поет Скоро мальчик мой уснет На кроватке сладко. Ночка темная идет, Котик песню допоет, Котик нас разбудит. Выйдет солнышко опять, В окна к нам заглянет... А сыночек мой опять Собираться станет!
20 Колыбельная Носовой Жени Спи, младенец мой прекрасный, ножки бегали с утра, глазкам спать давно пора. Ждет тебя кроватка, Спи, дочурка сладко.
21 Колыбельная Молостовой Леры Баю, баюшки баю, Не ложися на краю, Придет серенький волчок, И ухватит за бочок И утащит во лесок, Под березовый кусток; Там птички поют, Лере спать не дадут.
22 Колыбельная Зимняковой Вики Сон приходит на порог Крепко, крепко спи ты, Сто путей и сто дорог Для тебя открыты. Все на свете отдыхают: Ветер затихает. Небо спит, солнце спит И луна зевает. Спи, сокровище мое, Ты очень богатая - Все твое, все твое - Звезды и закаты...
23 Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола «баить» - говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: «шептать», «заговаривать». Колыбельные байки - это ещё и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Именно таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон. Значения некоторых слов в колыбельных песнях
24 СЛОВАРИК «КОЛЫБЕЛЬНЫХ СЛОВ». «Баю» - от глагола «байкать» - укачивать, баюкать, усыплять. Гули – голуби. Баушка – бабушка. Дитя – ребенок.Али - или. Колыбелочка – колыбель.Дремлет – спит. Гулюшка – голубь.Калита – калитка (дверь в ограде). Бука - мифическое существо, обитающее в хозяйственной части крестьянского двора. Угомон – от глагола «угомонись», «успокойся». Мифическое существо Дрема – от глагола дремать, мифическое существо Плакун – трава – народное название полевой травы. Вихорок (вихор) – волосы на виске.
25 дремать ДРЕМАТЬ УГОМОН ЗЫБКА
26 Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обыгрывалось множеством таинств и мистических обрядов. Прежде, чем впервые положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка. Теперь понятно, почему народные колыбельные песни наполнены образами кота.
27 Использование малых форм фольклора вносит ощущение «живинки» в занятие, они заставляют взглянуть на те или иные предметы по- новому, увидеть необычное, интересное. Использование колыбельных песен во время сна создает комфорт нахождения в детском саду желание услышать, запомнить и использовать их во время игр с использованием в повседневной жизни. Чтение с имитацией движения, обыгрывание вызывает радостное настроение у детей, развивает дружелюбие, взаимопонимание. Где можно применить колыбельные песни?
29 Баю, баюшки баю, Не ложись ты на краю А то маленький снежок Заморозит твой бочок! Спят игрушки и зверушки, И жучки и паучки. Тишина стоит кругом, Давай, доченька, уснем! ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА «К ОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ КУКЛЫ ». Соня Коваленко Лера Мжачих.
30 Выставка рисунков «Юный художник».
33 Мини-музей «Русская изба».
35 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.