Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемФедор Шушлебин
1 «История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
2 В этом романе есть что-то неразгаданное. В.Белинский. Цель работы: раскрыть внутренний мир Печорина через систему образов.
3 Содержание работы Введение. Век М.Ю.Лермонтова в романе. Композиция романа как ключ к пониманию образа Печорина. Печорин как представитель «портрета поколения». Противоречивый характер героя. «Зачем я жил?» «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера Заключение
4 Русское общество познакомилось с длинной цепью повестей М.Ю.Лермонтова под общим названием Герой нашего времени в годах. С марта по февраль сочинение печаталось в журнале Отечественные записки. В 1840 г Герой нашего времени вышел отдельной книгой.
5 Век М.Ю.Лермонтова в романе Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе. Николай I находил роман отвратительным, показывающим большую испорченность автора. Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни. Раньше других с необычайной верностью оценил Героя нашего времени В.Г. Белинский, отметивший в нем богатство содержания, глубокое знание человеческого сердца и современного общества
6 Что же это за поколение, к которому принадлежат сам М. Ю. Лермонтов и его герой? Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х- начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабристского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни. Николай I – укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов, с точки зрения коммунистической историографии. Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья.
7 Потребность освоить ошибки отцов, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию,– характерная черта эпохи годов 19 века. Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все.
8 Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение. Проблема личности – центральная в романе. Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.
9 Лермонтов видел трагедию своего поколения. Это нашло свое отражение уже в стихотворении "Дума": Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно...
10 Онегин - Печорин Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. Печорин - это Онегин нашего времени, герой нашего времени, - так сказал о нем критик Белинский. Онегин скучает, Печорин глубоко страдает. Положение Печорина трагичнее, он по натуре своей одареннее и глубже Онегина. Это сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному признанию, - нравственный калека.
11 Структура романа Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимовича, а только затем мы видим его изнутри, по дневниковым записям. Предисловие ЧАСТЬ ПЕРВАЯ I. Бэла II. Максим Максимыч Журнал Печорина Предисловие I. Тамань ЧАСТЬ ВТОРАЯ Окончание журнала Печорина II. Княжна Мери III. Фаталист
12 Молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: "Зачем я жил? Для какой цели я родился?" Это дворянин - интеллигент николаевской эпохи, её жертва и герой в одном лице, чья "душа испорчена светом". Он - характернейшее явление своего времени, по словам Белинского,"века философствующего духа". Печорин - представитель своего века
13 Противоречивый характер героя. В 1842 году Белинский констатировал: "Наш век это век разъединения, индивидуальности, век личных страстей и интересов (даже умственных) Таков индивидуализм Печорина: герой полон действительно бунтарского неприятия всех устоев общества, в котором вынужден жить. Он меньше всего озабочен своим положением в нем.
14 Человек загадочный, противоречивый, "крепкого сложения", но у него маленькая рука с бледными пальцами, "женская нежность кожи", в улыбке что-то детское. Противоречивость натуры проявляется в несоответствии между выражением глаз и лица: "не смеялись, когда он смеялся".
15 «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера "И зачем было угодно судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?" ("Тамань") «Тамань» – самый загадочный образчик прозаического искусства Лермонтова. Чехов мечтал «написать такую вещь... и умереть».
16 Конфликт Печорин- Грушницкий Страдающему Печорину противопоставлен Грушницкий – его «кривое зеркало», которое носит «маску разочарованности», постоянно играет «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Печорин видит в Грушницком карикатуру на самого себя.
17 Е.Михайлова справедливо заметила: « Характерно, что обычному трафаретному светскому обществу Печорин предпочитает «странных людей». Единственным своим приятелем он избрал доктора Вернера, который, подобно Печорину, поражает «странным сплетением противоположных наклонностей». Печорин и Вернер
18 Печорин понимает скрытый механизм своей психологии: "Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его." А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: "Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы..." На основании этого правила Печорин развивает целую теорию счастья: "Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного права,- не самая ли это сладкая пища нашей гордости ? А что такое счастье ? Насыщенная гордость."
19 Вулич - сторонник фатализма Печорин же задается вопросом: "Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок ?" Отвергая прежнюю наивную веру, Печорин сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеалы. Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся "над всем на свете"... А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и энергичного человека.
21 «Я никогда не делался рабом любимой женщины». Печорин и Мери «Из жизненной бури, - говорит он Вернеру перед дуэлью, - я вынес только несколько идей – и не одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия». «Видите ли, я перед Вами низок…».
22 Вера - любовь всей жизни или «привычка сердца» ? " одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями...". "...теперь я хочу быть только любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!.." "Я знаю, мы скоро разлучимся опять, и, может быть, навеки: оба разойдемся разными путями до гроба; но воспоминания о ней останется неприкосновенным в душе моей..."
24 Концепция «лишнего человека» Кто виновен в судьбе Печорина? (несостоявшейся судьбе) Время и общество Социальные причины Судьба Философия (Печорину присущи черты романтизма конфликт с внешним миром.Герой презирает светское общество. Он один против окружающего мира. Всё таит в себе) (Автор заканчивает произведение повестью «Фаталист» как бы говоря, что может быть Печорину изначально была предначертана такая судьба). Он сам нравственные (Характер героя есть одна из причин. Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со «вторым я» не давали ему свободы. Герой пытается «убежать от себя».)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.