Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТамара Бронникова
1 Принципы формирования национальной системы квалификаций О.Н. Олейникова Д.п.н. Директор Центра изучения проблем профессионального образования Россия, Москва
2 2 Базовые понятия Квалификация Квалификация –официально признанное/подтвержденное (в виде диплома/сертификата) освоение лицом в процессе формального и неформального обучения набора знаний, умений, отношений и опыта (компетенций), соответствующих требованиям к трудовой деятельности в рамках конкретного занятия/профессии (требований профессионального стандарта); готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности. Единица квалификации –элемент/составная часть квалификации, соотносимая с одной трудовой функцией, отраженной в профессиональном стандарте, которая может быть официально сертифицирована.
3 3 Основные понятия Компетенция Компетенция –набор знаний, умений, опыта и отношений, актуализация которого обеспечивает качественное выполнение работником трудовой функции в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
4 4 Основные понятия Национальная система квалификаций Национальная система квалификаций –средство согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей (рынка труда) на основе настоящих и перспективных требований рынка труда, сформулированных в терминах таких критериев, как: характер знаний, умений и компетенций предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения
5 5 Национальная система квалификаций Включает в себя: –перечень областей профессиональной деятельности (видов экономической деятельности) с входящими в них наименованиями профессий/занятий (Классификатор профессий/занятий); –профессиональные стандарты; –процедуру (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов; –Национальную рамку квалификаций (НРК); –Каталог квалификаций; –систему обеспечения качества квалификаций.
6 6 Национальная система квалификаций Способствует: –формированию в стране «рынка квалификаций» вместо «рынка дипломов»; –согласованию различных подсистем квалификаций: высшего образования, непрерывного профессионального образования, общего среднего образования и т.д.; –получению работниками официального признания новых квалификаций и компетенций, освоенных в процессе трудовой деятельности вне рамок формального образования и обучения; –повышению мотивации граждан к профессиональному совершенствованию; –повышению ценности формального образования
7 7 Национальная система квалификаций Позволяет: – осуществить типологизацию квалификаций на основе: требований рынка труда в функциональном разрезе и с опорой на компетенции, –сформировать образовательные программы и курсы обучения для каждой квалификации, –создать инструменты и процедуры оценки, приводящие к присвоению квалификаций, –разработать типологию квалификационных свидетельств.
8 8 Национальная рамка квалификаций Ядро НСК – Национальная рамка квалификаций:Ядро НСК – Национальная рамка квалификаций: –системное и структурированное по уровням описание квалификаций, признаваемых на национальном и международном уровне, посредством которых: осуществляется измерение и взаимосвязь результатов обучения устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении.
9 9 Национальная рамка квалификаций: позволяет обоснованно классифицировать имеющиеся (или новые) квалификации; предполагает модернизацию существующих путей и способов освоения и присуждения квалификаций; обеспечивает: –повышение качества квалификаций; –расширение доступа к получению квалификаций; –преемственность и официальное признание квалификаций как выпускников системы профессионального образования, так и действующих работников. Попытка «привязать» НРК к существующим уровням образования – контрпродуктивна! Это, по сути, просто замена одних названий другими.
10 10 Механизмы, поддерживающие НРК механизмы и институты оценки и валидации/сертификации/ и аккредитации компетенций и квалификаций; информационная инфраструктура, включая: –консультационные службы –службы профориентации
11 11 Важность сертификации компетенций Возможность оценивать и сертифицировать компетенции позволяет: –снизить затраты на получение квалификации за счет признания неформального обучения (обучения в процессе труда) –поэтапное осваивать квалификации и переносить единицы квалификаций из одного контекста в другой при смене траекторий обучения –совершенствовать повышение квалификации и обучение действующих работников, вызванное развитием инноваций и техническим прогрессом.
12 12 Разработка НСК и НРК Необходимо: провести анализ и описать требования к выполнению трудовых функций по областям профессиональной деятельности, –ранжировать их по уровням, –сгруппировать их по единицам квалификации (т.е. разработать профессиональные стандарты/профессиональный профили), –соотнести их с требованиями к программам обучения и дипломам и сертификатам внести изменения и дополнения в существующую нормативно-правовую базу сформировать институциональную инфраструктуру подготовить работников для сертифицирующих органов
13 13 Профессиональный стандарт - Многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности требования к:Многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности требования к: –содержанию трудовой деятельности и условиям ее осуществления, –квалификации работника, описанной в терминах знаний, умений, уровня ответственности, самостоятельности и нестандартности выполняемой деятельности (компетенций), необходимых для выполнения набора трудовых функций, соответствующих конкретному занятию на рынке труда; –профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации.
14 14 Профессиональный стандарт Разрабатывается на основе функционального анализа, т.е.: –описания области профессиональной деятельности в терминах функций –описания каждой функции в терминах знаний, умений, уровня ответственности, самостоятельности и нестандартности входящих в них действий –распределения функций по уровням квалификации Профессиональный стандарт разрабатывается на основе данных опроса большой выборки предприятий
15 15 Разработка профстандартов позволяет: Обновить –классификатор профессий/занятий; –перечень программ/направлений обучения (НПО, СПО, ВО); Сформировать –типологию квалификаций; –перечень квалификаций (Каталог квалификаций); –систему оценки квалификаций/компетенций, позволяющей оценивать квалификации, освоенные как в рамках формального, так и неформального образования.
16 16 Организационные механизмы НСК (1) Отраслевые советы по развитию квалификаций Отраслевые советы по развитию квалификаций –Формируются отраслевыми работодателями для координации спроса и предложения умений и квалификаций рабочей силы в интересах повышения эффективности и производительности предприятий данной отрасли. –Миссия Советов: содействие достижению оптимального соотношения спроса и предложения умений на рынке труда обеспечение роста инвестиций работодателей в профессиональное образование и обучение.
17 17 Отраслевые советы Цели и задачи: повышение участия работодателей в организации и реализации программ профессионального образования и обучения установление требований к квалификациям работников путем разработки профессиональных стандартов и отраслевой рамки квалификаций мониторинг отраслевого рынка труда консолидация предприятий в рамках отрасли формулирование требований к программам профессионального образования и обучения разработка обоснованных предложений по эффективному использованию государственного финансирования для обеспечения качественной рабочей силой отраслевых рынков труда
18 18 Организационные механизмы НСК (2) Национальный институт квалификаций:Национальный институт квалификаций: –анализ данных мониторинга отраслевых рынков труда –анализ профессиональных стандартов и отраслевых рамок квалификаций –формирование системы сертификатов для официального признания квалификаций, освоенных различными способами –создание Каталога квалификаций –организация работ по созданию и поддержанию электронной платформы, информирующей о: потребностях в рабочей силе, возможностях освоения и сертификации квалификаций и трудоустройства, региональных службах по профориентации и развитию карьеры
19 19 Каталог квалификаций Содержит: –описание квалификаций, определенных субъектами рынка труда, –необходимые для их освоения программы образования и обучения (модули обучения) Является: –основой для оценки компетенций и сертификации квалификаций, обеспечивая их объективность, достоверность и обоснованность.
20 20 Каталог квалификаций Принцип построения: квалификация – единицы квалификации – модули обучения. Описание каждой квалификации: –Дата утверждения квалификации –Название квалификации –Обобщенная группа занятий (профессий), к которой относится квалификация; наименование области профессиональной деятельности/вида экономической деятельности –Уровень квалификации –Код –Единицы квалификации (трудовая функция, соотносимая с единицей квалификации, профессиональный контекст (средства труда, предметы труда), требования к уровню ответственности, самостоятельности и принятия решений). –Модули обучения - по единицам квалификации (название и номер единицы квалификации, квалификационный уровень, результат обучения и критерии оценки, содержание -знания и умения, требования к контексту обучения (помещение, преподаватели, требования к поступлению)
21 21 Организационные механизмы НСК (3) Сертифицирующие организации –разрабатывают критерии сертификации квалификаций, основанных на рамке квалификаций и профессиональных стандартах; –проводят оценку компетенций и присвоение квалификаций; –публикуют и распространяют информацию, относящуюся к сертификации квалификаций.
22 22 Общие выводы Национальная система квалификаций –предназначена для расширения возможностей освоения квалификаций, необходимых для: профессиональной деятельности, привлечения инвестиций в развитие человеческого капитала (освоение квалификаций) оптимизации расходования средств на образование и обучение. –способствует формированию «рынка квалификаций» –способствует сближению требований работодателей к работникам и содержания программ профессионального образования и обучения
23 23 Общие выводы Национальная система квалификаций (НСК) –обеспечивает согласованность различных подсистем квалификаций (высшего образования, образования взрослых, среднего образования, и особенно квалификаций профессионального образования) Оптимальная конфигурация НСК предполагает –наличие системы обеспечения качества, обеспечивающей официальное признание обучения, удовлетворяющей работодателей, обучающихся и другие заинтересованные стороны
24 24 Общие выводы НСК предоставляет: работодателямработодателям –надежные индикаторы для понимания уровня компетенций у кандидатов на рабочие места и работников; –ясные ориентиры при сопоставлении квалификаций; –средства выявления недостатка в компетенциях и потребностей в обучении (формальном и неформальном, включая обучение на рабочем месте); –индикаторы качества квалификаций и их значимости на национальном уровне; работникамработникам –возможность обоснованно планировать собственное обучение и карьеру;
25 25 Общие выводы НСК предоставляет: лицам, отвечающим за разработку политики в сфере образования и обучения –данные для формирования образовательных программ, включая программы непрерывного профессионального образования и обучения, рычаги управления этой системой; органам по обеспечению качества –способы и методы точного определения требований к свидетельствам и дипломам; –методы создания и признания минимальных стандартов, отвечающих потребностям сферы труда; –средства мониторинга системы квалификаций;
26 26 Общие выводы НСК предоставляет: обучающим организациям –информацию об: официальных квалификациях, механизмах обеспечения качества; способах взаимодействия и коммуникации с работодателями, на основании которых они могут четко формулировать цели программ обучения и методы оценки.
27 27 Общие выводы НРК, как ядро НСК: –позволяет упорядочить программы формального профессионального образования с точки зрения соответствия их содержания требованиям работодателей (предложение образовательных услуг); –содействует развитию карьеры, трудоустройству и систематизации информации о возможностях обучения и трудоустройства (спрос на услуги по образованию и обучению);
28 28 Общие выводы НРК, как ядро НСК: –обеспечивает прозрачность и международную сопоставимость квалификаций; совершенствование регулирования, законодательства и институциональной инфраструктуры в области развития человеческих ресурсов, координацию и единство квалификаций, доступ граждан к освоению новых квалификаций и выбор различных траекторий образования и обучения, накопление и переноса квалификаций, эффективную адаптацию граждан к изменяющимся условиям и требованиям сферы труда, –формирует основу для системного прогнозирования потребности в квалификациях.
29 29 Спасибо за внимание! Центр изучения проблем профессионального образования , г. Москва ул. Гончарная, д.3, стр.1 офис 43 Тел.: Тел./факс:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.