Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАндрей Лалитин
1 Разработка образовательных стандартов 3 поколения и учебных планов по специальностям высшего образования первой ступени
2 Изменения в учебно-плановой документации В соответствии с приказом Министерства образования от «О переходе на дифференцированные сроки получения высшего образования первой ступени» в Макете отражены измененные требования к составлению графика образовательного процесса и структуре типового учебного плана по специальности (табл.1,2,3)
3 Структура типового учебного плана скорректирована таким образом: Определены три цикла дисциплин: социально- гуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин Исключен цикл естественнонаучных дисциплин в качестве обязательного По каждому циклу выделены два компонента: государственный компонент и компонент учреждения образования Увеличен компонент УВО(25-40% от объема часов аудиторной работы) Сокращен объем работы по циклу социально- гуманитарных дисциплин: с 14-16% от общего объема аудиторных занятий в ОС РБ-2 до 7-10% в проекте Макета ОС РБ-3 (приказ Министерства образования от )
4 Таблица 2 пп Наименование видов деятельности студента, циклов дисциплин, дисциплин Объем работы (часов)Зачетные единицы Коды формируемых компетенций Всегоиз них аудиторные занятия 2 2 самостоятельна я работа Цикл социально- гуманитарных дисциплин 7-10 % Государственный компонент % Компонент учреждения высшего образования % компетенции определяются учреждением высшего образования Цикл общепрофессиональ ных дисциплин % Государственный компонент % Компонент учреждения высшего образования 35-40% компетенции определяются учреждением высшего образования Цикл специальных дисциплин % Государственный компонент %
5 Развитие и конкретизация компетентностного подхода С учетом опыта проектирования и реализации образовательных стандартов в России и Украине, а также опыта ведущих вузов УВО Беларуси в Макете введена кодификация компетенций. При этом учитывался алгоритм кодификации компетенций стандарта второй ступени (магистратуры) г. В пункте 7.5. Макета вместо ранее выделяемых дидактических единиц определено, что содержание дисциплин должно быть представлено компетенциями. Дидактические единицы определяются на уровне учебных программ дисциплин.
6 компонент УВО по каждому циклу также сопровождается кодифицированными компетенциями (определяются УВО в учебных программах) Пример кодификации: Требования к академическим компетенциям специалиста: АК-1, АК-2, …… Требования к социально-личностным компетенциям специалиста: СЛК-1, СЛК-2, …… Требования к общепрофессиональным компетенциям специалиста: ОПК-1, ОПК-2, …… Требования к профессиональным компетенциям: ПК-ОУ-1 (организационно-управленческая деятельность) ПК-ПН-1 (проектная и научно-исследовательская деятельность)
7 6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста Специалист должен: АК-1. Уметь применять базовые научно- теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно. 7
8 Математика В результате изучения дисциплины студент должен сформировать компетенции АК-2, СЛК-6, ПК-ОУ-6. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексного переменного; основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики; численные методы решения инженерных задач; уметь: дифференцировать и интегрировать функции; производить действия над матрицами; решать уравнения математической физики. владеть: основными приемами обработки экспериментальных данных; методами аналитического и численного решения алгебраических и обыкновенных дифференциальных уравнений. 8
9 5.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста Основными сферами профессиональной деятельности специалиста являются: – ___________________________________ ____________________________________ _ указываются сферы профессиональной деятельности в соответствии с ОКРБ «Виды экономической деятельности»
10 5.4 Задачи профессиональной деятельности специалиста Специалист должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач: – ______________________________________________________________ __________ перечисляются задачи профессиональной деятельности в соответствии с перечисленными в п.5.3 видами профессиональной деятельности 5.5 Возможности продолжения образования специалиста Специалист может продолжить образование на II ступени высшего образования (в магистратуре) преимущественно по следующим специальностям:_________________________________ указываются специальности в соответствии с ________________________________________________________________ ____________________ Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ
11 При разработке учебного плана учреждение высшего образования имеет право изменять количество часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин – в пределах 5 %, для дисциплин, входящих в цикл, в пределах 10 % без превышения максимального недельного объема нагрузки студента и при сохранении требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте При разработке учебного плана учреждения высшего образования по специальности (направлению специальности) рекомендуется предусматривать дисциплины по выбору студента в объеме до 50 % от количества учебных часов, отводимых на компонент учреждения высшего образования Учреждения высшего образования имеют право переводить до 20% предусмотренных типовым учебным планом по специальности аудиторных занятий в управляемую самостоятельную работу студента. 11
12 П Макета «Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики компетенций» (значительно расширен): С учетом опыта России определено требование о создании фондов оценочных средств, разрабатываемых кафедрами Приводится перечень современных диагностических средств Дан обширный (на выбор) перечень форм диагностирования компетенций
13 Дру гие изменения и дополнения в ОС Макет приведен в терминологическое соответствие с Кодексом РБ об образовании Определение общих целей подготовки специалиста, представленное в действующих образовательных стандартах, дополнено термином «практико- ориентированность» с учетом вышеуказанного государственного заказа по обновлению образовательных программ высшего образования. Композиционное построение проекта Макета, а также его редакционное оформление осуществлено с учетом прошедшей нормативно-прововой экспертизы стандарта магистратуры в Министерстве образования в 2011 году. Введен пункт 5.5. «Возможности продолжения образования специалиста» Введен пункт о возможности замены аудиторных занятий управляемой самостоятельной работой студентов 13
14 Основные разделы учебного плана: график образовательного процесса; сводные данные по бюджету времени (в неделях); план образовательного процесса; факультативные дисциплины; учебные практики; производственные практики; дипломное проектирование; итоговая аттестация 14
15 Оформление учебного плана 15 Цикл социально-гуманитарных дисциплин Цикл общепрофессиональных дисциплин Цикл специальных дисциплин Дополнительные виды обучения
16 16
17 17
18 18
19 График образовательного процесса 19
20 План образовательного процесса п/ п Наименование видов деятельности студента, циклов дисциплин, дисциплин Объем работы (часов) Всего Из них Аудиторные занятия Самост. работа 1. Цикл социально-гуманитарных дисциплин % Государственный компонент % Компонент учреждения высшего образования % 2.2. Цикл общепрофессиональных дисциплин % Государственный компонент % Компонент учреждения высшего образования % 3. Цикл специальных дисциплин % Государственный компонент % Компонент учреждения высшего образования % 4. Дополнительные виды обучения 20
21 Продолжительность каникул составляет 6-10 (11) недель в год. В зимний период – не менее 2 недель, летний – не менее 4 недель. Последипломный отпуск (4 недели) в графике образовательного процесса не ставится. 21
22 Экзаменационная сессия не менее 3-4 дней и не более 1 недели на каждый экзамен (2 недели – 2 или 3 экзамена, 3 недели – 3, 4 или 5 экзаменов, 4 недели – 4 или 5 экзаменов) 22
23 Цикл социально-гуманитарных дисциплин согласно Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования 23 п/п Название цикла, интегрированного модуля, учебной дисциплины Количество часов Зачетных единиц Всего Аудиторных 1. Цикл социально-гуманитарных дисциплин Государственный компонент Интегрированный модуль «Философия» Интегрированный модуль «Экономика» Интегрированный модуль «Политология» Интегрированный модуль «История»72342 Компонент учреждения высшего образования
24 Цикл социально-гуманитарных дисциплин Рекомендуемое распределение интегрированных модулей по годам обучения: История, Политология – первый курс; Философия, Экономика – второй курс. Рекомендуемые формы контроля: Философия, Экономика – экзамен; История, Политология – зачет (дифференцированный зачет). Специализированные модули по выбору студента – зачет (дифференцированный зачет). 24
25 25
26 Дисциплина «Физическая культура» переносится в цикл «Дополнительные виды обучения». Количество часов по дополнительным видам обучения не входят в общую сумму количества часов учебных занятий. 26
27 27
28 Изучение белорусского языка, дисциплины «Иностранный язык» организуется в рамках цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин. Объем указанных дисциплин и формы контроля определяет учебно-методическое объединение в сфере высшего образования. 28
29 «Основы экологии»; «Основы энергосбережения»; «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций»; «Радиационная безопасность»; «Охрана труда» «Безопасность жизнедеятельности человека» (не менее 68 ауд. часов). Форма контроля определяется учреждением высшего образования (если зачет – общее количество часов – не менее 102 ч., если экзамен – не менее 138 ч.) 29 Непрофильные для соответствующей специальности
30 Изучение дисциплины «Основы управления интеллектуальной собственностью» может осуществляться как в рамках государственного компонента, так и в качестве дисциплины компонента учреждения высшего образования, дисциплины по выбору либо факультативной дисциплины. * При составлении учебных планов учреждениями высшего образования дисциплина "Основы управления интеллектуальной собственностью" планируется в качестве дисциплины компонента учреждения высшего образования, дисциплины по выбору или факультативной дисциплины. 30
31 Соотношение аудиторных часов и общего количества часов по дисциплинам коэффициент: 1,5 – 2,1 (на каждый экзамен добавляется по 36 ч.) Например, дисциплина «Государственное управление» ч. всего, 90 ауд., один экзамен, один зачет (186-36):90 = 1,7 (коэффициент) 31
32 Расчет трудоемкости учебной работы студента в зачетных единицах Одна зачетная единица соответствует академическим часам (расчет трудоемкости учебной дисциплины (курсовой работы, проекта) в зачетных единицах производится путем деления академических часов по этой дисциплине на с округлением до 0,5 по установленным правилам); зачетные единицы по дисциплине начисляются только при наличии отчетности по данной дисциплине; зачетные единицы за дополнительные виды обучения (физическую культуру, военную подготовку) не начисляются; трудоемкость практики, дипломного проектирования и итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на них недель: 1 неделя = 1,5 з.е.; сумма зачетных единиц должна быть равной 60 за 1 год обучения. 32
33 Минимальное количество зачетных единиц по дисциплине – 2. Как правило, это дисциплина объемом 34 ауд ч. Например, дисциплина «Белорусский язык (профессиональная лексика)» – 56 ч. всего, 34 ч. ауд., зачет. 33
34 Максимально допустимое общее количество часов = (количество недель теоретического обучения + экзаменационные сессии) × 54 часа Например, ( ) × 54 = 7668 Минимальное общее количество часов = (количество недель теоретического обучения + экзаменационные сессии) × 54 часа – 200 ( ) × 54 = 7668 (max) 7668 – 200 = 7468 (min) 34
35 Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа; 24 максимальная недельная аудиторная нагрузка студента – 30 ч., минимальная – 24 ч.; факультативы – не более 2-х часов в неделю сверх максимально допустимой недельной нагрузки. 35 Недельная нагрузка
36 36 Пример 4
37 37 Количество часов учебных занятий в неделю – кол-во ауд. ч. в семестре разделить на кол-во недель в этом семестре 1 семестр 544:18 = 30,2 2 семестр 516:17 = 30,3 Общее количество часов – не более 54 в неделю (кол-во недель в семестре + кол-во недель экз. сессии в этом семестре) × 54 = максимальное кол-во) 1 семестр (18+3) × 54 = 1134 (max) 2 семестр (17+3) × 54 = 1080 (max)
38 Совмещение практики с теоретическим обучением Например, одна неделя учебной практики в 3-м семестре совмещается с теоретическим обучением. Общее количество часов в 3-ем семестре = 1080; максимально допустимое общее количество часов в 3-м семестре – 1134 (18 недель теоретического обучения + 3 недели экз. сессии) × 54 = 1134); = 54 (часа на 1 неделю практики) 38
39 Формы отчетности: курсовая работа (проект) указывается количество часов на выполнение; количество зачетных единиц 39
40 Формы отчетности: курсовая работа (проект) как правило, не более 1 курсовой работы и 1 курсового проекта в семестр, исключая первый курс и, как правило, последний семестр. 40
41 Формы отчетности: экзамены, зачеты количество экзаменов, которые выносятся на каждую экзаменационную сессию, не должно превышать пяти, а количество зачетов в семестре, как правило, не должно быть более семи ( не включая зачет по физической культуре). Общая сумма экзаменов и зачетов в одном семестре не должна превышать одиннадцати ( не включая зачет по физической культуре); наличие отчетности в последнем семестре преподавания дисциплины. 41
42 Унификация типовых учебных планов По группам специальностей, направлениям образования (профилям образования) часы по естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам государственного компонента и названия этих дисциплин необходимо унифицировать. 42
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.