Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНиколай Недоплясов
1 ВИДЫ И ФОРМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ, ЗАЛОЖЕННЫЕ В ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЕ И УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
2 ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ, заложенные в Примерной программе по литературе Система контроля выстраивается с организации и проведения групповой и индивидуальной диагностики уровня литературного развития учащихся в начале учебного года и выявление его последующей динамики. В систему текущего контроля можно вводить - проверку усвоения навыков выразительного чтения ( в том числе и наизусть), -развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть, инсценирование текста, чтение по ролям; -различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев-персонажей; - письменное высказывание по литературной или нравственно- эстетической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения сочинения на литературные и публицистические темы; -задания тестовой формы для проверки уровня знаний учеников о литературе (теории литературы); -зачеты, семинары, коллоквиумы и др. формы.
3 УМК Г.С. МЕРКИНА Учебники Г.М. Меркина для 5-9 классов и методические рекомендации для них (издательство «Русское слово») содержат вопросы и задания, которые могут быть использованы для текущего и итогового контроля уровня осмысления, понимания учениками изученного произведения, целой темы. Так, например, после изучения стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» в рубрике «Вопросы и задания» предлагается ответить на вопрос: - почему осень поэт называет «дивное»? Ответ на вопрос дайте, используя художественные образы стихотворения.По окончанию изучения темы «В гостях у Линдгрен» предлагаются контрольные вопросы для микро выводов: - как вы думаете, почему детям, героям Линдгрен, удаётся победить злых взрослых героев? А по теме «Басни» : - с какими сказками можно сравнить басни? Обоснуйте ответ. по теме «А.С.Пушкин»- чем отличается прозаическая речь от стихотворной? (Планирование и материалы к курсу «Литература..5 класса».) Заложенная в систему учебников содержательная линия курса «Литература» изучение историко-литературного процесса определила целенаправленное постоянное сопоставления изучаемых произведений. Такой подход развивает интеллектуальные умения учеников и уже подготавливает их к выполнению аналогичных заданий в КИМах ЕГЭ по литературе.
4 УМК А.Гулина, А.Романовой В учебнике «ЛИТЕРАТУРА. 5 класс» Кроме контрольных вопросов и заданий по конкретному произведению, есть контрольные вопросы к разделу. Например, к разделу «Обрядовый фольклор» среди контрольных вопросов и заданий есть такие: - что такое обряды и зачем они совершались,,как в обрядовой поэзии проявилась наблюдательность и одаренность народа, приходилось ли вам наблюдать старинные обрядовые действа? Почему они стали редкостью? К разделу «Лирическая народная песня» предлагается шесть вопросов. Один из них: - какие народные идеалы выражены в лирических песнях, кто главные герои семейных и любовных песен, какими качествами они наделяются? Среди предлагаемых пятиклассникам вопросов и заданий есть вопросы репродуктивного характера, что практически необходимо для учеников этого возрастного уровня. Но принцип развивающего контроля прослеживается на протяжении всего курса литература в образовательной линии А.Гулина и А.Романовой. Авторы-составители Гулин.А. и Романова А. смело предлагают пятиклассникам темы для размышления, которые могут выполнять функцию итогового контроля или выявления детей в большей степени, чем остальные, проявляют интерес к словесному искусству. Например - почему народное творчество часто называют анонимным кого и почему можно назвать «носителем фольклора»?
5 УМК С.Зинина, В.Сахарова, В. Чалмаева В продолжающих линию Г.С.Меркина учебниках для старшей школы С.А.Зинина В.И. Сахарова и В.А.Чалмаева соблюдается принцип развивающего контроля по конкретным произведениям и по разделам программы. Вопроса и задания помещены как в учебниках, так и в методических рекомендациях, а также в тематических планированиях к учебникам С.А.Зинина, В.И.Сахарова и В.А.Чалмаева. для 9-11 классов ( авторы Г.Х Ахбарова, Т.О. Скиргайло, издательство «Русское слово»). Учебники этой образовательной линии предназначены для базового и профильного уровня. Как правило, все вопросы и задания носят проблемный характер, но уровень сложности у них может быть разный. Например: подводя итог изучения романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», авторы предлагают вопросы такого порядка: - ;в чём противопоставлены друг другу две исторические личности- Кутузов и Наполеон? -: почему даже самых любимых своих героев Толстой заставил «переболеть »наполеоновской идеей? В процессе изучения поэмы «Медный всадник» десятиклассники задумаются над вопросами разных уровней трудности:: - почему Петр не назван по имени, а предстаёт как условная, символическая фигура? - в чём заключается принципиальная неразрешимость конфликта великого Петра и «бедного» Евгения? Почему так растревожена история и так озлобленно- непримиримы конфликтные стороны(«назло надменному соседу»,»ужо тебе»)?
6 УМК С.Зинина, В.Сахарова, В. Чалмаева В учебниках для классов к каждому изученному произведению предлагаются темы для сочинений, которые могут стать темами контрольных работ разного уровня трудности: -тема мнимого и подлинного патриотизма в романе, -авторский взгляд на историю в романе «Война и мир» Предлагаемые темы докладов и рефератов могут стать формой итогового контроля уровня обученности выпускников школы, не сдающих ЕГЭ по литературе. Отличает ученики рубрика «Вопросы для обобщения по курсу». Характер заданий в этой рубрике адекватен заданиям С5 в КИМах для ЕГЭ по литературе.
7 УМК Г.А. ОБЕРНИХИНОЙ В новом УМК по литературе для профильных 10 и 11 классов под ред. Г.А.Обернихиной четко выстроена система мониторинга уровня обученности выпускников и степень их готовности к ЕГЭ по литературе. Авторы включили в мониторинг вопросы и задания к монографическим темам (например, вопросы и задания к рассказу И.Бунина «Господин из Сан-Франциско»): -каков смысл названия рассказа Бунина; -какие образы в рассказе имеют символическое значение. Далее следуют задания к теме «Творчество И.Бунина в критике и литературоведении», требующие сопоставления оценки творчества писателя и поиска своего единомышленника. В систему анализа уровня обученности школьников включены вопросы и задания к обзорным темам. Они носят обобщающий характер. В качестве контрольных заданий можно использовать задания по сопоставительному анализу произведений разных авторов курса литературы и произведений одного автора. Примерные темы сочинений для 10 и 11 классов имеют конкретную ориентировку на подготовку выпускников к ЕГЭ по литературе.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.