Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДмитрий Дронин
1 Выполнил: студент(ка) группыВЗБР3ЮР23_ Сахаров И.В., _
2 Международное морское право это отрасль международного права, состоящая из принципов и норм, определяющих режим морских пространств и регулирующих отношения субъектов международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане.
3 История развития морского права в VI, V и IV вв. до н.э. были заключены договоры между Древним Римом и Карфагеном об установлении границ и режима плавания в заливах Карфагенском и Лациума, у берегов Испании, Ливии, Сардинии. Данные договоры оказали впоследствии влияние на формирование международноправового режима территориальных вод.
4 Древнеизраильское право рассматривало морские пространства к западу от Палестины в качестве доминиона Израиля. В целом можно констатировать, что в античном международном праве не существовал принцип свободы открытого моря, как и не было самой отрасли международного морского права в качестве системы норм, определяющих режим морских про странств и правила их использования. Объяснялось это неразвитостью экономических отношений и отсутствием единого мирового рынка.
5 История развития морского права В феодальную эпоху с ее патримониальными отношениями было характерно распространение власти монарха (imperium) и его права владения (dominium) на значительные водные про странства. Так, Португальская корона претендовала на Атлантический океан к югу от Марокко, Испанская монархия на Тихий океан и Мексиканский залив, Английские короли на северную Атлантику, Венеция считала себя сувереном Адриатического моря, а Генуя Лигурийского. Ряд этих претензий подкреплялся буллами римских пап Александра VI (1493 г.) и Юлия II (1506 г.). В феодальную эпоху развитие норм и правил морской деятельности шло по отдельным морским регионам и учитывало местные условия и традиции. Таким образом, появились региональные источники морского права: Родосский морской кодекс, Олеронские свитки, Законы Висби, Кодекс Ганзы, Консолато дель маре и др.
6 Гуго Гроций Основатель науки международного права голландский мыслитель, юрист и дипломат Гуго Гроций, отстаивая интересы первой страны победившего капитализма Нидерландов, в своей книге «Свобода морей или право, которое принадлежит Голландии, принимать участие в торговле в Ост Индии» («Mare Liberum») утверждал, что ни Португалия, ни любая другая держава не могут владеть морями и обладать исключительными правами на судоходство. Гроций отмечал, что общие потребности человечества и интересы меж дународной торговли требуют признания открытости морей. В то же время он признавал возможность установления пояса территориальных вол прибрежным государством и право мирного прохода по нему судов других государств.
7 XX век ознаменовался необычайно быстрыми темпами развития промышленности, науки и техники; появлением мирохозяйственных связей и мирового рынка; значительным расширением деятельности государств в Мировом океане. Все эти изменения потребовали развития норм и институтов международного морского права, их кодификации
8 Гаагская конференция В связи с бурным развитием торгового, рыболовного и военного флота государств, расширением сфер деятельности в Мировом океане обычноправовой характер норм международного морского права перестал удовлетворять растущим потребностям морской деятельности. Возникла острая необходимость разработки и принятия международных морских соглашений. Первая попытка кодификации норм международного морского права, не увенчавшаяся успехом, была предпринята в 1930 г. в рамках Гаагской конференции по кодификации международного права.
9 Организация Объединенных Наций с самого начала своей деятельности приступила к кодификации и прогрессивному развитию международного морского права. В период гг. Комиссия международного права ООН провела большую работу по кодификации обычноправовых норм и разработке новых. Это дало возможность провести I Конференцию ООН по морскому праву в 1958 г., на которой было рассмотрено и принято четыре конвенции: об открытом море; территориальном море и прилежащей зоне; континентальном шельфе; рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.
10 Результаты I Конференции ООН В результате этой большой работы международного сообщества удалось кодифицировать ряд общепризнанных принципов и норм международного морского права: принцип свободы открытого моря, включающий свободу судоходства, рыболовства, прокладки морских кабелей и трубопроводов, полетов над открытым морем; право мирного прохода через территориальное море; принцип реальной связи между судном и государством флага; о режиме континентального шельфа и др.
11 Международные правовые акты Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 и 1974 гг.; Конвенция о международных правилах предотвращения столкновения судов в море 1972 г.; Конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; Конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения моря из наземных источников 1974 г.; Конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г.; Конвенция о порядке ведения промысловых операций в Северной Атлантике 1967 г.; Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г. и др.
12 Классификация морских пространств Морские пространства различаются между собой как по отношению к суверенитету государства, так и по правовому регулированию конкретных видов деятельности государств в соответствующих морских пространствах. Отношением к суверенитету государства определяется правовой статус того или иного морского пространства. Суверенитет государства распространяется только на часть морского пространства, которая или примыкает к побережью этого государства, и расположена вблизи от него. На большую же часть морского пространства суверенитет государства не распространяется это так называемые международные пространства. По Конвенции 1982 года к ним относятся прилежащая зона, открытое море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, международный район морского дна.
13 Пространства морей и океанов на нашей планете с международноправовой точки зрения подразделяются на: 1) являющиеся неотъемлемой частью территории прибрежного государства, в пределах которых действует его суверенитет (внутренние воды, территориальное море); 2) не входящие в состав территории прибрежного государства, но подчиненные его юрисдикции (исключительная экономическая зона, прилежащая зона, континентальный шельф); 3) не подчиненные ни суверенитету, ни юрисдикции какого- бы то ни было государства (открытое море).
15 Принадлежность части Мирового океана к одному из указанных видов морских пространств определяет, таким образом, правовое положение, или правовой статус, этой части моря. Правовой же статус какого-либо морского пространства оказывает большое воздействие на порядок установления и содержания правового режима, регулирующего деятельность в данном пространстве. При этом, естественно, учитываются и иные обстоятельства, в частности значение соответствующего морского пространства для коммуникаций и различных видов сотрудничества между государствами.
16 Территориальные воды В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части моря, расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими водами и территориальным морем (или территориальными водами оба термина равнозначны). В состав территории государств, состоящих полностью из одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между островами внутри архипелага.
17 Внутренние морские воды Внутренние морские воды, территориальное море и архипелажные воды лишь небольшая часть Мирового океана. Огромные пространства морей и океанов за их пределами не входят в состав территории и не подчинены суверенитету ни одного из государств, то есть имеют иной правовой статус. Однако классификация морских пространств только на основании их правового статуса не носит исчерпывающего характера. Как показывает практика, два, а иногда и более, морских пространства, имеющих одинаковый правовой статус, тем не менее имеют различные правовые режимы, которые регулируют в каждом из них соответствующую деятельность.
18 Правовой режим внутренних морских вод Правовой режим внутренних морских вод в некоторых важных аспектах отличается от правового режима территориального моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с правовым режимом ни внутренних вод, ни территориального моря, хотя все эти три части морских вод считаются соответственно водами прибрежного государства, то есть имеют единообразный правовой статус.
19 Еще более пеструю картину можно наблюдать в рамках морских пространств, не подпадающих под суверенитет ни одного из государств и находящихся за пределами территориальных вод. Они состоят из районов, отличающихся друг от друга специфическим правовым режимом (прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф и т. д.).
20 Субъекты международного морского права Субъектами международного морского права являются субъекты международного права, т. е. государства и международные межправительственные организации.
21 Источники В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями: Женевские конвенции 1958 года; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78); Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года; Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года; Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года; Договор по Антарктике 1959 года и многими другими.
22 Конвенции Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности: Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года; Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года; Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года; Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года; Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года; Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.
24 Принцип свободы открытого моря | Этот принцип один из старейших в международном морском праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей работе «Mare liberum» 1609 г. Сегодня, согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету» (ст. 89) ; оно открыто для всех государств как имеющих выход к морю, так и не имеющих его.Свобода открытого моря включает в себя: свободу судоходства; свободу полётов; свободу прокладки трубопроводов и кабелей; свободу возводить искусственные острова и другие установки; свободу рыболовства; свободу научных исследований; Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.
25 Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море Статья 92 Конвенции по морскому праву гласит: торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда: судно занимается пиратством; судно занимается работорговлей; судно занимается несанкционированным вещанием, т. е. передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может: государство флага судна; государство регистрации вещательной установки; государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание; любое государство, где могут приниматься передачи; любое государство, санкционированной связи которого такое вещание чинит помехи. судно не имеет национальности (плывёт без флага); судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.
26 Принцип мирного использования мирового океана
27 Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем
28 Принцип защиты морской среды По иному принцип предотвращения загрязнения морской среды. Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.
29 Принцип иммунитета военных кораблей Принцип гласит военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом. Ограничение этому случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.
30 Конвенция ООН по морскому праву 1982 года В 1970 году Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла резолюцию, объявив ресурсы дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции «общим наследием человечества», которые не вправе присваивать себе ни одно государство или лицо. В 1973 году Ассамблея созвала третью Конференцию Организации Объединённых Наций по морскому праву, результатом работы которой стало принятие в 1982 году Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву. В 1994 году было принято дополнительное Соглашение об осуществлении части XI Конвенции. Конвенция и Соглашение вступили в силу соответственно 16 ноября 1994 года и 28 июля 1998 года. В настоящее время Конвенция ратифицирована 155 государствами. Конвеция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов: территориальное море и прилежащая зона; проливы, используемые для международного судоходства; архипелажные воды; исключительная экономическая зона континентальный шельф; открытое море; международный район морского дна.
31 Права государств, не имеющих выхода к морю Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, т. е. государств, которые не имеют морского побережья: Такие имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества. С этой целью они пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами. При этом транзитное движение не подлежит обложению никакими таможенными пошлинами и налогами или другими сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким движением. Государства транзита должны принимать все надлежащие меры с целью избежать задержек или других трудностей технического характера в транзитном движении. Суда, плавающие под флагом государств, не имеющих выхода к морю, пользуются в морских портах тем же режимом, что и режим, который предоставляется другим иностранным судам.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.