Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПотап Мишагин
1 Выполнили: Карташева Наталья Оболенская Ольга ОУ-СОШ 9 г Красноуфимск Ученицы МУчитель: Куляшова И.П. 900igr.net
2 Тема: Серебряный век русской литературы Цель: формирование общекультурного кругозора и создание условий для применения знаний по литературе при оценке жизненных явлений: ОК 2, 3, 4,7,8,10 Тип урока: изучение нового материала Вид занятия: учебно-теоретическое
3 ПЛАН: 1. Границы Серебряного века – условно 1892 – 1917: Начало – исследование ак. Оцупа (1933)и открытие новой волны русского искусства: в центре – личность, ее внутренний мир, мотивы – гражданские, личностно-лирические, подходы к изображению поделили представителей искусства на «цехи», течения, направления. Октябрьская революция положила конец «исканиям души». 3 млн. сограждан ушли в эмиграцию, миллионы попали в сталинскую машину репрессий и погибли в лагерях. 2. Название «Серебряный век» появилось как обозначение нового искусства г.г., скорее, в противоположность «Золотому веку» пушкинской плеяды 3.Символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм как направления: представители, примеры творчества
4 «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» Так был назван рубеж XIXXX вв. – г.г. - время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников, режиссеров, музыкантов
5 СИМВОЛИЗМ
6 СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений, восходит к философии Бердяева
7 СИМВОЛИСТЫ В. Я. Брюсов; К. Д. Бальмонт; Д. С. Мережковский; А. Белый; А. А. Блок
8 В. Я. БРЮСОВ(1873 – 1924) Валерий Яковлевич Брюсов 13 декабря 1873 г. в купеческой семье. В 1893 г. поступил и учился на историко- филологическом факультете МУ. В мае- июне 1902 г. путешествовал по Италии. В гг. Брюсов – главный инициатор, ведущий автор, руководитель журнала «Весы», основного периодического издания символизма. В 1921 г. организовал Высший литературно-художественный институт и до конца жизни был его ректором и профессором. Умер 9 октября 1924 г. в Москве.
9 Творчество: найдите приметы символизма Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене 1895 год
10 АНДРЕЙ БЕЛЫЙ (Борис Николаевич Бугаев) Похоронен в Москве Роман «Петербург»
11 ПОЭЗИЯ АНДРЕЯ БЕЛОГО Золотым огоньком Скорбный путь озаряю. За убогим столом С бедняком вечеряю. Вы мечи На меня обнажали. Палачи, Вы меня затерзали. -Исцели, исцели Наши темные души... Ветер листья с земли Взвеет шелестом в уши. Край пустынен и нем. Нерассветная твердь. О, зачем Не берет меня смерть! Мюнхен, 1906
12 ПОЭЗИЯ АНДРЕЯ БЕЛОГО ПУТЬ Измерили верные ноги Пространств разбежавшихся вид. По твердой, как камень, дороге Гремит таратайка, гремит. Звонит колоколец невнятно. Я болен я нищ я ослаб. Колеблются яркие пятна Вон там разоравшихся баб. Меж копен озимого хлеба На пыльный, оранжевый клен Слетела из синего неба Чета ошалелых ворон. Под кровлю взойти да поспать бы, Да сутки поспать бы сподряд. Но в далях деревни, усадьбы Стеклом искрометным грозят. Чтоб бранью сухой не встречали, Жилье огибаю, как трус, И дале и дале и дале Вдоль пыльной дороги влекусь. 1906, Дедово Что автор хочет рассказать о России? О чем тревоги автора?
13 ПОЭЗИЯ АНДРЕЯ БЕЛОГО РОССИЯ Луна двурога. Блестит ковыль. Бела дорога. Летает пыль. Летая, стая ночных сычей - Рыдает в дали пустых ночей. Темнеют жерди сухих осин; Немеют тверди... Стою - один. Здесь сонный леший трясется в прах. Здесь - конный, пеший несется в снах. Забота гложет; потерян путь. Ничто не сможет его вернуть. Болота ржавы: кусты, огни, Густые травы, пустые пни! Декабрь 1916, Москва
14 ПОЭЗИЯ АНДРЕЯ БЕЛОГО РОДИНА (ТЕ ЖЕ РОСЫ...) Те же росы, откосы, туманы, Над бурьянами рдяный восход, Холодеющий шелест поляны, Голодающий, бедный народ; И в раздолье, на воле - неволя; И суровый свинцовый наш край Нам бросает с холодного поля - Посылает нам крик: "Умирай - Как и все умирают..." Не дышишь, Смертоносных не слышишь угроз: Безысходные возгласы слышишь И рыданий, и жалоб, и слез. Те же возгласы ветер доносит; Те же стаи несытых смертей Над откосами косами косят, Над откосами косят людей. Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой - Мать Россия, о родина злая, Кто же так подшутил над тобой? 1908, Москва Соотнесите дату написания, события, содержание ст-ия. Какие образы являются знаковыми символами России? Каким настроением проникнуто творчество?
15 К. Д. БАЛЬМОНТ (1867 – 1942) Константин Дмитриевич Бальмонт родился в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, в дворянской семье. В гг. Бальмонт занимался переводами западноевропейских поэтов. Сборники «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898) – предтечи русского символизма. Славу и признание Бальмонту принесли книги «Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовь» ( ). Они упрочили авторитет поэта как одного из ведущих поэтов символистского направления. В 1920 г. Бальмонт эмигрировал. Умер в 1942 г.
16 ТВОРЧЕСТВО: чем обогатил символизм русскую литературу? Я изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. Я внезапный излом, Я играющий гром, Я прозрачный ручей, Я для всех и ничей. Переплеск многопенный, разорванно- слитный, Самоцветные камни земли самобытной, Переклички лесные зеленого мая Все пойму, все возьму, у других отнимая. Вечно юный, как сон, Сильный тем, что влюблен И в себя, и в других, Я изысканный стих.
17 АКМЕИЗМ
18 АКМЕИЗМ (от греч. akme высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг., провозгласившее освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова
19 АКМЕИСТЫ Н. С. Гумилев; С. М. Городецкий; А. А. Ахматова; О. Э.Мандельштам; Г. В. Иванов
20 Н. С. ГУМИЛЕВ (1886 – 1921) Николай Степанович Гумилев родился 15 апреля 1886 г. в Кронштадте в семье военного корабельного врача. Окончил Царскосельскую гимназию. Учился на историко- филологическом факультете Петербургского университета. В 1911 г. вместе с С. Городецким создал «Цех поэтов». В 1914 г. ушел добровольцем в русскую армию. За храбрость и доблесть был награжден двумя Георгиевскими крестами и произведен в прапорщики. Революционные события 1917 г. застали его за границей. В 1918 г. вернулся в Петроград, был членом редколлегии «Всемирная литература». 3 августа 1921 г. был арестован Петроградской Чрезвычайной комиссией, а 25 авг г. – расстрелян. Муж Анны Ахматовой
21 О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ(1891 – 1938) Осип Эмильевич Мандельштам родился 15 янв 1891 г. в петербургской еврейской купеческой семье. В гг. учился в коммерческом училище. После окончания путешествовал по Западной Европе. В 1911 г. поступил на историко- филологический факультет Петербургского университета. В 1910 г. – первая публикация. Сотрудничал в журналах «Аполлон» и «Гиперборей». В 1913 г. – первый сборник стихов «Камень». В 1928 г. – второй сборник («Tristia» и Стихи гг.). В 30-е гг. – «Воронежский цикл». В мае 1934 г. поэт арестован, сослан в Чердынь на Сев. Урал, а затем переведен в Воронеж. В мае 1938 г. арестован по нелепому обвинению и отправлен на Колыму, где 27 декабря 1938 г. умер.
22 ТВОРЧЕСТВО Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлевского горца. Его толстые пальцы как черви жирны, А слова как пудовые гири верны – Тараканьи смеются усища И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей – Кто свистит, кто мяучет, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет. Как подкову, кует за указом указ – Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз Что ни казнь у него, то малина И широкая грудь осетина. Ноябрь 1933 года
23 ФУТУРИЗМ
24 ФУТУРИЗМ (от лат. futurum будущее), авангардистское направление в европейском искусстве х гг., преимущественно в Италии и России. Для литературы переплетение документального материала и фантастики, в поэзии языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).
25 ФУТУРИСТЫ Д. Д. Бурлюк; В. В. Хлебников; В. В. Каменский; В. В. Маяковский
26 В. В. МАЯКОВСКИЙ(1893–1930) Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893 г. в Кутаисской губернии, селе Багдади (Грузия), в семье лесничего. В гг. учился в классической гимназии в Кутаиси, затем в 5-ой Московской гимназии ( ). В 1908 г. вступил в партию РСДРП(б), звался: тов.Высокий Был несколько раз арестован. Поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1912 г. – впервые опубликованы стихи. В 1913 г. вышла книга под названием «Я». В 1918 г. организовал группу «Комфут». Погиб от выстрела в сердце 14 апреля 1930 г. в Москве.
27 КУБОФУТУРИЗМ
28 Кубофутуризм направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, в живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например Боччони) и французских кубистов (например Брак). Кубофутуризм был особенно популярен в русском авангарде - как в живописи, так и в поэзии.
29 В России «кубофутуризм» было одним из самоназваний поэтической группы «Гилея», противопоставлявшим её эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как «Мезонин поэзии» и «Центрифуга»). К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц Многие из них выступали и как художники.
30 ВЫВОДЫ: Литература занимала ведущее место в русской культуре и развивалась под влиянием классической литературы XIX века. Поэты «Серебра» обогатили русскую культуру интересом к внутренней стороне личности, души, душевному недугу; мистической философией; символикой образов: цвета, звука,формы… новыми героями; ритмикой, музыкальностью стиха, длинной строкой, другими средствами изобразительности
31 ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. Каким образом возникло название «Серебряный век» русской поэзии ? 2. Каковы границы Серебряного века? 3. Каковы эстетические принципы искусства Серебряного века? 4. Приведите примеры художественно- изобразительных средств символистов. 5. Почему к поэзии футуристов точнее применить термин «искусство поэтов – авангардистов»? 6. Почему можно говорить о параллели между Золотым и Серебряным веком русской поэзии?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.